Статья:

АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020-2022 ГОДУ

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ульянова О.Д., Паценко О.Н. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020-2022 ГОДУ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(70).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020-2022 ГОДУ

Ульянова Ольга Дмитриевна
студент, Северо-Кавказский Федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Паценко Ольга Николаевна
канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита, Северо-Кавказский Федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Основой устойчивого функционирования государства является формирование и управление бюджетной системой. Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

Бюджет включает в себя несколько принципов, одним из которых является – сбалансированность. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Таблица 1.

Плановые доходы федерального бюджета в 2020-2022 гг., млрд. руб.

Показатель

2020

2021

2022

Динамика 2021 к 2020

Динамика 2022 к 2021

Доходы, всего

20 379,4

21 246,5

22 058,3

+867,1

+811,8

% ВВП

18,1

17,7

17,2

-0,4

-0,5

Нефтегазовые доходы

7 472,2

7 679,4

7 730,6

+207,2

+51,2

% ВВП

6,6

6,4

6,0

-0,2

-0,4

Базовые нефтегаз. доходы

5 139,3

5 444,9

5 695,0

+305,6

+250,1

Дополнительные нефтегаз. Доходы

2 332,9

2 234,6

2 035,7

-98,3

-198,9

Ненефтегазовые доходы

12 907,1

13 567,1

14 327,6

+660,0

+760,5

% ВВП

11,4

11,3

11,1

-0,1

-0,2

Связанные с внутренним производством

6 678,7

6 964,0

7 302,4

+285,3

+338,4

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

4 508,5

4 782,1

5 090,0

+273,6

+307,9

Акцизы на производимые товары

959,8

940,7

906,7

-19,1

-34,0

Налог на прибыль

1 210,3

1 241,2

1 305,7

+30,9

+64,5

Связанные с импортом

3 766,1

4 044,3

4 373,1

+278,2

+328,8

НДС на ввозимые товары

2 983,9

3 209,1

3 473,5

+225,2

+264,4

Акцизы на ввозимые товары

125,9

131,3

137,4

+5,4

+6,1

Ввозные таможенные пошлины

656,3

703,9

762,2

+47,6

+58,3

Прочие доходы

2 462,4

2 558,9

2 652,1

+96,5

+93,2

Дивиденды, в т.ч. ПАО Сбербанк

760,6

930,9

1076,8

+170,3

+145,9

 

Исходя из таблицы 1, видно, что планировалась положительная динамика за весь анализируемый период. В целом в 2021 году доходы должны были составить 21 246,5 млрд. руб., что больше на 867,1 млрд. руб. по сравнению с предыдущим годом. Также в 2022 году по сравнению с 2021 годом доходы предполагали увеличение на 811,8 млрд. руб. и составили бы 22 058,3 млрд. руб.

Нефтегазовые доходы в 2021 году должны были составили 7 679,4 млрд, руб., что на 207,2 млрд. руб. больше, чем в предшествующем периоде. Предполагалась положительная динамика нефтегазовых доходов и в 2020 году.

Рассчитывалось, что ненефтегазовые доходы в 2020 году составят 12 907,1 млрд. руб., так в 2021 году они должны были увеличиться на 660,0 млрд. руб. и составить 13 567,1 млрд. руб. Предполагалось, что в 2020 году ненефтегазовые доходы также будут иметь положительную динамику (+760,5 млрд. руб.) и составят 14 327,6 млрд. руб.

         Таблица 2.

Плановые расходы федерального бюджета за 2020-2022 гг., млрд. руб.

Показатель

2020

2021

 

2022

 

Динамика 2021 к 2020

Динамика 2022 к 2021

Всего

19 503,3

20 634,0

21 763,3

+1 130,7

+1 129,3

Общегосударственные вопросы

1 555,4

1 619,0

1 665,1

+63,6

+46,1

Национальная оборона

3 100,8

3 246,5

3 332,7

+145,7

+86,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 458,2

2 456,0

2 479,9

-2,2

+23,9

Национальная экономика

2 638,3

2 842,8

3 246,4

+204,5

+403,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

251,6

289,6

386,5

+38,0

+96,9

Охрана окружающей среды

348,4

411,5

437,7

+63,1

+26,2

Образование

911,6

947,3

903,5

+35,7

-43,8

Культура, кинематография

138,4

132,9

124,2

-5,5

-8,7

Здравоохранение

1 022,1

961,3

976,2

-60,8

+14,9

Социальная политика

5 010,6

5 046,1

4 827,7

+35,5

-218,4

Физическая культура и спорт

69,9

61,1

64,2

-8,8

+3,1

Средства массовой информации

92,4

71,5

71,2

-20,9

-0,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

897,0

1 037,1

1 155,7

+140,1

+118,6

Межбюджетные трансферты общего характера

1 008,7

995,6

1 004,1

-13,1

+8,5

Условно утвержденные

-

515,9

1 088,2

-

+572,3

 

Анализируя плановые расходы федерального бюджета за 2020-2022 гг., видно, что в 2021 году по сравнению с 2020 годом расходы должны были увеличиться на 1 130,7 млрд. руб. и составить 19 503,3 млрд. руб. В 2022 году также предполагался рост расходов федерального бюджета на 1 129,3 млрд. руб. Так в 2022 году они составили бы 21 763,3 млрд. руб.

Рассматривался значительный рост условно утвержденных расходов. Их динамика в 2021 и 2022 гг. должна была составить +515,9 млрд. руб. и +572,3 млрд. руб. соответственно.

Наибольшее увеличение фактических расходов федерального бюджета планировалось по разделам «национальная оборона» и «национальная экономика» – на 86,2 млрд. руб. и 403,6 млрд. руб. соответственно, что связано с проведением СВО, расширением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и поддержкой бизнеса.

По другим разделам фактические бюджетные ассигнования не предполагали значительных изменений в номинальном выражении.

Исходя из анализа плановых доходов и расходов федерального бюджета в 2020-2022 гг. видно, что бюджет рассматривался как профицитный. Так в 2020 году профицит составил бы 876,1 млрд. руб., в 2021 году – 612,5 млрд. руб., в 2022 году – 295,0 млрд. руб. Тенденция уменьшения профицита федерального бюджета напрямую связана с глобальными обстоятельствами в мире – коронавирусная инфекция, геополитическая обстановка, а также санкции, направленные против Российской Федерации.

Таблица 3.

Основные показатели исполнения федерального бюджета за 202-2022 гг., млрд. руб.

Показатель

2020

2021

2022

Динамика 2021 к 2020

Динамика 2022 к 2021

Доходы, всего

18 719,1

25 286,4

27 824,4

+6 567,3

+2 538,0

Нефтегазовые доходы

5 235,2

9 056,5

11 586,2

+3 821,3

+2 529,7

Ненефтегазовые доходы

13 483,8

16 229,9

16 238,2

+2 746,1

+8,3

Расходы, всего

22 821,6

24 762,1

31 118,9

+1 940,5

+6 356,8

Профицит (+) / дефицит (-)

- 4 102,5

+524,3

-3 294,5

+4 626,8

-3 818,8

Ненефтегазовый дефицит

-9 337,7

-8 532,2

-14 880,7

+805,5

-6 348,5

в % к ВВП

Доходы, всего

17,4

18,7

18,1

+1,3

-0,6

Нефтегазовые доходы

4,9

6,7

7,5

+1,8

+0,8

Ненефтегазовые доходы

12,5

12,0

10,6

-0,5

-1,4

Расходы, всего

21,2

18,3

20,3

-2,9

2

Профицит (+) / дефицит (-)

-3,8

0,4

-2,1

+4,2

-2,5

Ненефтегазовый дефицит

-8,7

-6,3

-9,7

+2,4

-3,4

 

Исходя из таблицы 3 видно, что за анализируемый период доходы федерального бюджета РФ в 2021 году по отношению к предыдущему увеличились на 35,1%, в 2022 году доходы возросли на 10,0% и составили 27 824,4 млрд. руб.

Нефтегазовые доходы в 2021 и 2022 году имеют положительную динамику и составили 9 056,5 млрд. руб. и 11 586,2 млрд. руб. соответственно. Ненефтегазовые доходы увеличились в 2021 и 2022 году на 2 746,1 млрд. руб. (20,4%) и 8,3 млрд. руб. (0,1%) соответственно.

Расходы в 2020 году составили 22 821,6 млрд. руб., однако в 2021 и 2022 году они имеют положительную динамику и увеличились на 8,5% и 25,7% соответственно. Так в 2021 году расходы федерального бюджета составили 24 762,1 млрд. руб., в 2022 году – 31 118,9 млрд. руб.

Таким образом, анализируя исполненный федеральный бюджет, можно сделать вывод, что в 2020 году бюджет РФ дефицитный, расходы превосходили доходы на 4 102,5 млрд. руб. (21,9%). В 2021 году удалось вывести федеральный бюджет в профицит на 524,3 млрд. руб. Однако уже в 2022 году дефицит бюджета РФ составил 3 294,5 млрд. руб. (11,8%).

В 2022 году и на сегодняшний день выступают два основных источника финансирования дефицита федерального бюджета – привлечение средств с финансового рынка, а также использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Подводя итог, можно сделать вывод, что государственные власти предпринимают меры для устранения дефицита, что говорит о перспективе сбалансированного федерального бюджета. Сбалансированный федеральный бюджет – это, в первую очередь, стабильность и экономическая устойчивость России.

 

Список литературы:
1. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2022 год – [Электронный ресурс]. — Режим доступа. – URL: https://minfin.gov.ru 
2. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" – [Электронный ресурс]. — Режим доступа. – URL: https://www.consultant.ru