Проблемы государственного финансового контроля в бюджетной сфере
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Проблемы государственного финансового контроля в бюджетной сфере
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы организации государственного финансового контроля бюджетных учреждений. Раскрыты основные понятия, виды и формы финансового контроля. Проанализированы имеющиеся проблемы и определены пути реформирования существующей системы.
Abstract. This article discusses the problems of organizing state financial control of budgetary institutions. The basic concepts, types and forms of financial control are disclosed. The existing problems are analyzed and the ways of reforming the existing system are determined.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетное учреждение, элементы финансового контроля, виды финансового контроля, проблемы проведения финансового контроля.
Keywords: state financial control, budget institution, elements of financial control, types of financial control, problems of financial control.
Государственной финансовый контроль является неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики в целом. В настоящее время в России уделяется большое внимание созданию действенного механизма финансового контроля и решению существующих проблем.
В первую очередь эти проблемы связаны с федеративным устройством государства, которое создает дополнительные сложности, связанные с контролируемостью и управляемостью использования денежных средств на различных уровнях исполнения бюджета. Необходима переработка действующих нормативных актов, устранения противоречий правового регулирования системы контроля. В связи с изменениями социально- экономического и политического характера произошедшими в Российской Федерации тема финансового контроля стала более актуальной и вызвала интерес ученых-экономистов. Бюджетные учреждения, в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации и Налоговым Кодексом Российской Федерации, относятся к некоммерческим организациям.
Финансовый контроль бюджетных учреждений – это часть финансово -экономического контроля, проводимого государством для проверки целесообразности использования и распределения денежных средств субъектами РФ и местными органами самоуправления, а также нахождения резервов увеличения доходных поступлений в бюджет [1, 2].
При проведении финансового контроля бюджетных учреждений проводится проверка:
- соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных актов и инструкций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;
- расчетные операции бюджетного учреждения;
- правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете операций с наличными денежными средствами;
- расчеты по заработной плате;
- учет материальных ценностей и основных средств;
- учет средств федерального бюджета, кассовые и фактические расходы;
- периодическая и годовая бухгалтерская отчетность об исполнении смет расходов на содержание органов федерального казначейства.
Также проводится проверка организации работы с кадрами, информационно- техническим обеспечением деятельности Управление Федерального казначейства и проверкой обеспечения безопасности информации. Среди основных проблем, ведущих к неэффективности государственного финансового контроля можно выделить:
- отсутствие единого федерального закона, регулирующего границы и объемы проверок, а также права и обязанности сторон;
- низкий уровень правовой осведомленности сторон;
- несоблюдение государственными контрольными органами сроков и периодичности проведения проверок (проверки зачастую проводятся не регулярно, а по указанию вышестоящих органов);
- задания по увеличению доходов от имущества, находящегося в государственной власти, не выполняются в полной мере;
- многочисленные нарушения правил ведения бухгалтерского учета и др. [3, с. 29-31].
Все вышеописанные негативные моменты, существующей системы государственного финансового контроля, а также усложнения социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение информационных потоков – все это требует создания адекватных современных условий хозяйствования системы государственного финансового контроля на основе надежного правого «фундамента», реформирования существующей структуры и преобразования методов действия.
Учитывая все вышеперечисленное, для совершенствования системы государственного контроля Российской Федерации необходимо:
- внедрять новые методы проведения проверок, использовать новейшие разработки в сфере информационных технологий для повышения эффективности проверок законности и целесообразности использования бюджетных денежных средств;
- контролировать результативность и прозрачность использования денежных средств главами администраций;
- разработать единую для контрольно – счетных органов и иных органов финансового контроля методологическую базу проведения финансового контроля в соответствии с общепринятыми в разных странах принципами и методами (Положения, акты, указы Президента и др.);
- усилить правовую осведомленность сторон – в Бюджетный Кодекс Российской Федерации внести дополнительные положения, регулирующие права и ответственность получателей бюджетных средств;
- усовершенствовать систему контроля ведения бухгалтерского учета для минимизации количества нарушений;
- наделить контрольно-ревизионные органы большими полномочиями [4, с. 31-41].
В соответствии с указанной Программой в целях разрешения, отмеченных выше проблем, помимо всего прочего предполагается разработка и принятие Минфином России нового бюджетного кодекса, анализ положений проекта которого позволяет выявить как положительные моменты, так и целый ряд недостатков, связанных с решением исследуемого в рамках настоящей статьи вопроса. Вкратце охарактеризуем их, начав с недостатков.
Первое, разработчиками упомянутого выше проекта кодифицированного акта бюджетного права, «соблюдающими» некоторую преемственность в конструировании правил, предусмотренных в действующей в настоящее время редакции ст. 265 БК РФ, не предусматривается закрепление легального определения понятия государственного финансового контроля.
Определенной критики заслуживает тот факт, что разработчиками упомянутого выше законопроекта предпринята не совсем удачная попытка определения некоторых объектов государственного финансового контроля в бюджетной сфере.
Отмеченное проявляется, во-первых, в использовании достаточно созвучных друг другу (например, получатель бюджетных средств и получатель средств из бюджета), но имеющих принципиально разное содержательное наполнение понятий; во-вторых, в неоправданном сокращении круга объектов контроля (например, за счет исключения из их числа органов управления государственными внебюджетными фондами). Указанные факты будут оказывать негативное влияние на функционирование отмеченного элемента отечественного бюджетного процесса, а потому требуют доработки и устранения.
Кроме того, в указанном законопроекте при проведении государственного финансового контроля упоминаются анализ и мониторинг, однако в нем не закреплены ни их определения, ни их содержание, ни порядок их осуществления и оформления. Что же касается внутреннего государственного финансового контроля, то разработчики и здесь идут по пути расширения полномочий органов, его осуществляющих, однако, предлагают порядок его осуществления регламентировать не посредством принятия специального федерального закона, а путем принятия подзаконного нормативно-правового акта Правительства РФ [4, c.58]. В качестве положительных моментов, анализируемого проекта бюджетного кодекса можно назвать следующие:
Во-первых, в связи с отсутствием практической значимости разработчиками предлагается отказаться от классификации государственного финансового контроля на такие его виды как предварительный и последующий.
Во-вторых, законопроектом прямо закреплены обязанности объектов государственного финансового контроля и их должностных лиц своевременно и в полном объеме представлять в контролирующие органы по их запросам всю необходимую информацию, а также документы и материалы, предоставлять допуск должностных лиц контролирующих органов в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования, за неисполнение которых предусматривается возможность привлечения виновных к административной ответственности.
В-третьих, наряду с традиционными методами осуществления государственного финансового контроля, в проекте бюджетного кодекса предусматривается проведение комбинированной проверки, под которой предлагается понимать проводимые одновременно (в рамках одной проверки) мероприятия, как по месту нахождения органа государственного финансового контроля на основании бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по его запросу, так и по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых, в том числе, определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных документов [6, c.58].
В-четвертых, в соответствии с указанным законопроектом предлагается разграничивать такие понятия как бюджетный и бухгалтерский (финансовый) учет.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующее. Разработчикам проекта бюджетного кодекса следует учесть те критические замечания, которые были высказаны в процессе его общественного обсуждения, а также принять во внимание имеющиеся на современном этапе исследования российских ученых и практиков в исследуемой области.