Статья:

Готовность семьи к появлению ребенка

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(100)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ульянцева Н.А., Корж Е.М. Готовность семьи к появлению ребенка // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 7(100). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/100/67187 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Готовность семьи к появлению ребенка

Ульянцева Надежда Анатольевна
магистрант, Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва
Корж Елена Михайловна
канд. психол. наук, доцент, Московский психолого-социальный университет, РФ, г. Москва

 

Объектом исследования в представленной статье является психологическая готовность семьи к рождению ребенка.

Гипотеза : на развитие психологической готовности к рождению ребенка оказывает уровень эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента.

Задачи исследования: определить теоретическо-методологические основы психологической готовности семьи к рождению ребёнка; выявить структуру психологической готовности семьи к рождению ребенка; выявить уровень сформированности показателей психологической готовности к появлению.

 

Ключевые слова: психологическая готовность к появлению ребенка, родительская культура, психолого-педагогическая подготовка, перинатальная культура, здоровый образ жизни, родительство.

 

О родительстве, родительских обязанностях, «стилях воспитания» сказано и написано достаточно много, однако, сама задача «быть родителем» не становится легче.

Интересно, что понятие «родительская культура» чаще всего отсутствует  в словарях и подменяется «педагогической культурой родителей». И если идти по этому пути, то стоит определять отдельно педагогическую культуру учителей, социальных работников, преподавателей вузов и других субъектов профессиональной педагогической  деятельности. Термин «родительская культура» тем и хорош, тем что подчёркивает неформальный, непосредственный характер детско-родительских отношений, в которых присутствуют не только воспитательные и образовательные задачи, но и задачи с проявлением любви и заботы, сохранением здоровья ребенка.

Определение должно подчёркивать баланс системы  «ребёнок – родитель», в которой каждый что-то отдаёт и что-то получает. Показателем высокой родительской культуры является не столько рациональное построение своего поведения, чётко выверенного  с педагогической точки зрения, сколько способность получать удовольствие и заряжаться энергией от взаимоотношений с собственным ребёнком.

Родительская культура и репродуктивная культура тесно связаны между собой. Заботясь о своём здоровье не только из соображений собственного блага, но и ради блага своего будущего ребёнка, человек уже мыслит как родитель. Соответствующая организация поведения супружеской пары на стадии беременности так же свидетельствует о выполнении родительских функций. Сознательная подготовка к родам и активное проживание этого процесса даёт бесценный опыт изначального единения со своим ребенком и физического прочувствования себя в качестве родителя. Таким образом, биологическая репродукция человека (зачатие, внутриутробный период и роды) сопровождается психосоциальными процессами, которые регламентированы репродуктивной и родительской культурой.

Родительская культура строится вокруг межличностных, бытовых и прочих сторон детско-родительских отношений, тогда как репродуктивной культурой является отношение человека к собственной фертильности, особой части самого себя, не подчиняющейся нашему сознанию, существующей по своим внутренним законам. Обладать репродуктивной культурой, значит познать эти законы и стоить свой образ жизни в гармонии с собственной природой. В этом смысле репродуктивная культура заметно перекликается с культурой здорового  образа жизни человека.

Стоит отметить и гендерные нюансы, если мужская фертильность оценивалась и оценивается исключительно положительно, то способность женщин  к деторождению всегда делает её более уязвимой, а оценка этой способности зависет от социального контекста. В тяжёлые времена на фоне дефицита материальных  ресурсов женская фертильность становилась не желанной, так как только увеличивала груз испытаний и лишений. Брачный статус женщины так же накладывает отпечаток на восприятие её потенциальных репродуктивных возможностей.

На наш взгляд, для человека стремящегося к здоровому образу жизни, способность к продолжению рода – это бесценный и особый дар, который ко многому обязывает,  накладывает определённые ограничения и ответственность, при чём не только за свою жизнь и здоровье, но и жизнь, и здоровье своего партнёра, жизнь и здоровье уже рождённых и будущих детей.

В идеале готовность к продолжению рода выражается в совокупности условий: во-первых, как женский, так и мужской организм должен быть физиологически зрелым и относительно здоровым; во-вторых социальная зрелость личности и её экономическая состоятельность; в-третьих психолого-педагогическая  грамотность в вопросах, связанных с освоением родительских ролей.  Соответственно в подготовке к рождению ребёнка можно выделить три направления: медицинское, социально-экономическое и психолого-педагогическое.

Надо сказать, что в нашем обществе пока не наблюдается заметного участия основных субъектов воспитательной и образовательной работы (семья, школа, средне-профессиональные и высшие учебные заведения) в формировании репродуктивной культуры подрастающего поколения. Подготовка к рождению ребёнка одна из задач этого процесса. В последние годы она начала реально осуществляться  в рамках медицинских учреждений, учреждений дополнительного образования частных коммерческих инициатив.

Главная цель психолого-педагогической подготовки к рождению ребёнка: помочь семье встретить рождение ребёнка с радостью, воспринимая это событие как венец  длительного  творческого процесса, слияние природных, божественных, человеческих усилий и , в то же время, как начало другого куда более длинного и тернистого пути взаимного развития и совершенствования.

Организация просветительских программ для будущих родителей и родителей детей младенческого возраста – это новое, быстро развивающееся направление работы с взрослым населением репродуктивного возраста, социальную значимость которого трудно переоценить.

Актуальность таких программ вызвана утратой активного духовного участия самих родителей в рождении ребенка, которые имеют смутное представление своей роли в этом процессе и заранее перекладывают всю ответственность на службы родовспоможения. Родовая деятельность рассматривается отдельно от ментальности женщин, и воспринимается как, запланированная, ожидаемая катастрофа, требующая непременного  участия «спасателей» в лице медицинского персонала. В результате рождение ребёнка превращается в механический процесс,  зависящий от компетентности и личных качеств медицинских работников.

Психолого-педагогическая подготовка к рождению и воспитанию ребёнка представляет собой процесс передачи перинатальной культуры, построенный на основе современных принципов образовательной, воспитательной и психо-коррекционной работы со взрослой аудиторией. Вести такие программы должны психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе владеющие соответствующими знаниями и умениями, имеющие личный позитивный опыт родительства и разделяющие гуманистические ценности, ценности здорового образа жизни.

Перинатальная культура, на наш взгляд, является частью репродуктивной культуры и включает в себя опыт многих поколений, необходимый в периоды ожидания ребёнка, его рождения и начального этапа его самостоятельного существования.

С педагогических позиций  формирование репродуктивной культуры, прежде всего у молодёжи, является важным направлением образовательной и воспитательной работы, от реализации которого зависит решение демографических и целого ряда других социальных проблем российской действительности.

Итак, родительство является сложной динамической структурой, которая  включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется с помощью когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.