Статья:

Использование современных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Афанасьева М.А. Использование современных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 24-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование современных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Афанасьева Марина Анатольевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Среди современных технологий существуют такие, которые, по нашему мнению, интересны и увлекательны для дошколь­ника и соответствуют решаемым в ходе коррекционно-развивающей работы задачам. В статье описаны авторские технологии «Textile-fun» (досуг с тканью) и "Бусография", позволяющие сделать коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста интересной, ком­фортной и разнообразной. 

 

Ключевые слова: дошкольный возраст; сенсорное развитие; психические процессы; мелкая моторика; игра; речевое развитие; «Textile-fun»; "Бусография"; современные технологии.

 

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении в группах общеразвивающей направленности проводится с детьми, имеющими те или иные проблемы в познавательной, эмоциональной, поведенческой, волевой, мотива­ционной сферах, но при этом уровень психического развития этих детей соответствует условной возрастной норме.

Основная цель работы педагога-психолога — создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей, выработку у них способов саморегуляции в различных ситуациях, развитие психических процессов, сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

В ходе коррекционно-развивающей работы реализуются следующие задачи:

  • совершенствование моторных функций;
  • развитие речевых и коммуникативных навыков;
  • развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • формирование и совершенствование пространственных пред­ставлений;
  • формирование личностных качеств.

Ведущий вид деятельности дошкольного детства – игра. В игре ребенок проводит большую часть своего времени. Увлеченный за­мыслом игры, игровой ситуацией, сталкиваясь в процессе игры с различными сложностями ребенок, не замечая того, развивается, учится. Усвоение новых знаний в дошкольном детстве в игровой форме происходит намного быстрее, чем в форме учебных занятий. Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога строятся в игровой форме.

Среди современных технологий существуют такие, которые, по нашему мнению, интересны и увлекательны для дошкольника и соответствуют решаемым в ходе коррекционно-развивающей работы задачам.

Технология «Textile-fun» или "Досуг с тканью". Разработанная сотрудниками Томского государственного педагогического университета Е.Д. Файзуллаевой и Т.Д. Фицнер (малое инновационное предприятие ООО «Академия счастливого детства») она основана на использовании такого сенсорного материала как ткань. Ткань – материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий различными характе­ристиками. Ткань может быть мягкой и жесткой на ощупь, легкой и тяжелой, толстой и тонкой, натуральной и искусственной, различаться по цвету, фактуре. Это материал, дающий ребенку разнообразные ощу­щения при контакте с ним, развивающий его сенсорно-перцептивную сферу. Основная идея технологии «Textile-fun» заключается в применении опосредованных способов решения педагогических задач и регулировании психоэмоционального состояния ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, взрослыми и детьми [1, с. 47].

В данной технологии используются кусочки шифона разного размера. Ребенку предлагается нарисовать разнообразные картины ку­сочками ткани. Ткань скручивается, сворачивается, на ней завязываются узелки. Из кусочков ткани складываются различные геометрические фигуры. Отличающиеся по цвету кусочки ткани накладываются один на другой, давая ребенку представление о получении нового цвета. Подбираются кусочки разного и одинакового размера, цвета. Создаются персонажи, сюжеты. Персонажей и сюжет можно быстро изменить.

При работе с детьми индивидуально у педагога есть возможность оживить созданный персонаж, проиграть с ребенком сказку.

В подгрупповой работе, при создании картин на больших полотнах, игры с тканью дают детям возможность получения социальных и коммуникативных навыков. Взаимодействуя в процессе работы дети учатся прислушиваться друг к другу, получают опыт сотрудничества, соблюдения общего игрового правила и т. д.

Использование тканевых материалов способствует художественно-эстетическому развитию детей - проявляются творческие способности, развивается фантазия и воображение, создаются условия для само­выражения ребенка.

Во время прикосновений к ткани снимается мышечное напряжение рук, сбрасывается эмоциональная нагрузка, ребенок расслабляется, отвлекается от накопившихся переживаний, тревог.

Технология "Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки" разработана педагогом, почетным работником образования РФ, руководителем театральной студии "Кукляндия" (Санкт-Петербург), М.И. Родиной.

"Бусоград" - система игр и творческих упражнений с бусами для дошкольников, способствующая интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет.

Бусы – это не просто украшение, соответствующее тому или иному костюму, превращающее обыденный наряд в праздничный. Это еще и эстетически притягательный, яркий, очень интересный для ребенка игровой материал. При виде бус у каждого ребенка загораются глаза – их хочется взять, покрутить, потрогать, примерить.

На занятии дети из бус выкладывают различные узоры, фигуры, буквы, персонажей, разыгрывают сказки, "рисуют" картины. У детей воспитывается усидчивость, терпение, аккуратность, точность. В про­цессе игры с бусами происходит развитие мелкой моторики, тренируются мышцы рук. Совершенствуются сенсорные эталоны, развиваются психические процессы (память, внимание, мышление). При создании картин из бус развиваются творческие способности ребенка, способ­ности к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Ребенок занимается продуктивным творчеством, созидательной деятельностью, конструирует «картину», используя конкретные образы, выбирает для них цветовую гамму, строит композицию [3, c. 7].

В ходе создания коллективных работ формируются инди­видуальные качества дошкольника (умение работать в коллективе, эмпатия, терпение, самостоятельность в выборе решений и т. д.), обогащается и активизируется словарь ребенка.

Игры с бусами способствуют формированию пространственных представлений, влияя на уровень интеллектуального развития ребенка, являясь профилактикой в нарушении графической деятельности, труд­ностях овладения чтением, письмом.

Во время игры ребенок расслабляется, создается релаксирующий эффект, учебный процесс для ребенка становится более комфортным, повышается эффективность обучения, а главное сохраняется здоровье детей.

Данные технологии способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Усвоение новых знаний в игровой форме про­исходит намного быстрее. С легкостью создается ситуация успеха, что в свою очередь способствует формированию адекватной самооценки, дает возможность детям раскрыться, испытать новые яркие эмоции, ощущения, побороть неуверенность в себе.

Создание ситуации успеха способствует борьбе с тревожностью, развивает креативность, инициативность, повышается мотивация, развиваются познавательные процессы.

Используемые материалы интересны и привлекательны для детей. Ребенок чувствует себя комфортно, сохраняя психологическую и эмоциональную стабильность. При использовании на занятиях педагога-психолога данных технологий коррекционно-развивающая работа происходит с сохранением здоровья детей.

 

Список литературы:
1. Александрова Е.Ю., Кривенко Е.Е. и др. Арт-методики для развития малышей. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы "Теремок". - М., Цветной мир, 2018.
2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – Издание 3-е, стереотипное. – М.: Тривола, 1998.
3. Родина М.И. Методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет "Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки". - СПб., "Музыкальная палитра", 2017.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры - 2-е изд - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.