Статья:

История развития лицензионно-разрешительной деятельности Росгвардии

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Фаисханов Р.Р. История развития лицензионно-разрешительной деятельности Росгвардии // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 63-77.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История развития лицензионно-разрешительной деятельности Росгвардии

Фаисханов Ринат Рифгатович
аспирант ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, Саратов

 

HISTORY OF DEVELOPMENT OF LICENSE-RESOLUTION ACTIVITY OF ROSGVARDIA

 

Rinat Faiskhanov

Graduate student FSBEI of HE "Saratov State Law Academy", Russia, Saratov

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема незаконного оборота оружия на территории Российского государства, анализируются правовые акты, регламентирующие вопросы разрешительной деятельность в области оборота оружия на различных этапах становления и развития отечественного государства, и даётся оценка их эффективности.

Abstract. The article deals with the problem of illicit arms trafficking in the territory of the Russian state, analyzes legal acts regulating the issues of licensing activities in the field of arms trafficking at various stages of the formation and development of the domestic state, and assesses their effectiveness.

 

Ключевые слова: лицензионно-разрешительная деятельность Росгвардии; развитие разрешительной системы; история разрешительной системы; незаконный оборот оружия.

Keywords: licensing and permitting activities of the Rosguards; development of the permit system; history of the permit system; illegal arms trafficking.

 

В процессе исторического развития Российского государства, в целях устранения рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, неизменно совершенствовалась правоохранительная система.

В интересах осуществления контрольно-надзорных функций за предметами и веществами способными нанести вред охраняемым государством общественным отношениям, контроля за правоотношениями, возникающими при обороте оружия, являясь одной из действенных форм правоохранительной системы, развивалась лицензионно-разрешительная деятельность государства.

На сегодняшний день, незаконный оборот оружия остаётся одной из актуальных проблем для Российской Федерации и мирового сообщества в целом.

По мнению автора, анализ лицензионно-разрешительной деятельности на всех этапах становления отечественного государства позволит не только получить представление о методах решения проблемы незаконного оборота оружия и оценить их эффективность, но и на базе наиболее действенных предложить новые.

Исследование понятия лицензионно-разрешительной деятельности, показывает, что в отечественном праве его содержание на протяжении существования данного института было нестабильным и постоянно изменялось.

В связи с чем возникает проблема исторической периодизации этапов развития лицензионно-разрешительной деятельности.

Полагаем выделить несколько этапов становления лицензионно-разрешительной деятельности в отечественном государстве:

1) дореволюционный (1389-1918 гг.);

2) советский (1918-1991 гг.);

3) современный (1991- по н.в.).

История появления первых образцов огнестрельного оружия на Руси начинается с 1376 года, тогда в результате похода русской рати на волжских булгар были привезены в Москву из Булгара первые артиллерийские орудия, так называемые тюфяки [16, с. 66–76].

В последующем об огнестрельном оружии упоминается в «Голицынской летописи», написанной полууставом при царе Алексее Михайловиче. В ней отмечено следующее: «Лета 6897 [1389] вывезли из немец арматы на Русь и огненную стрельбу и от того часу уразумели из них стреляти» [46, с. 215]. Арматами называли одни из первых образцов пушки на Руси.

Примерно с этого времени и стали появляться формальные правила, определяющие порядок хранения и ношения оружия, а также санкции за нарушение данных предписаний.

Контроль над их выполнением возлагался на различных должностных лиц правоохранительных органов Удельной Руси [45, с. 57].

Первый известный законодательный акт, регламентирующий некоторые вопросы контроля над оружием, в частности, запрет в городах иметь при себе холодное оружие, появляется в ходе петровских реформ.

Им становится, Стрелецкий приказ от 14 февраля 1700 года «О неношении остроконечных ножей, и о непродаже оных в рядах» [21, с.11].

При первом российском императоре оружие становится символом достоинства и чести, а обряд гражданской казни дворянина заключался в преломлении шпаги над его головой [40, с.117].

В последующим, Уставом благочиния, утверждённым императрицей Екатериной Второй 8 апреля 1782 года и являвшемся первым развёрнутым законодательным актом, посвящённым полиции, запрет носить остроконечные ножи был заменён общим запрещением носить в городе оружие тем, кому ношение оружия не разрешено или не предписано законом.

Наказание предусматривалось значительное, и включало одновременно изъятие оружия, денежное взыскание и содержание под стражей до выплаты штрафа [22, с. 482].

В 1793 году в Своде Законов Российской империи [26, с. 104], а в дальнейшем в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений 1876 года [43, с. 51], с большей точностью определялись свойства запрещённого оружия.

Рассматривая право российских подданных на приобретение, хранение и ношение оружия, то профессор Императорского Московского Университета И.Т. Тарасов отмечал: «Невзирая на несомненную опасность от неосторожного, неумелого и злоумышленного пользования оружием, запрещение иметь оружие никоим образом не может быть общим правилом, а лишь исключением, имеющим место в строго определённых случаях [41, с. 280].

Граждане Российской империи, в отношении которых со стороны правоохранительных органов не имелось соответствующих запретов и не имеющие ограничений по психическому состоянию могли приобретать и хранить огнестрельное оружие.

Правом на его приобретение наделял генерал-губернатор, губернатор или градоначальник и полицмейстер, они же осуществляли и лишение этого права за допущенные по неосторожности и умышленные нарушения.

Однако, изымалось оружие уже полицией.

Соответственно предусматривалась ответственность за отступление от правил оборота оружия. Так, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года [12, с. 18-19] имелся специальный раздел седьмой «О противозаконном изготовлении и хранении оружия или пороха и нарушении других, для обеспечения личной безопасности постановленных, правил осторожности», регламентирующий уголовное наказание за противозаконное изготовление и продажу оружия.

А на основании Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями 1885 года [12, с. 45-46] предусматривалось денежное взыскание с конфискацией оружия за его хранение, ношение или стрельбу в запрещённых местах.

Тем не менее, такое урегулирование прав граждан Российской империи на приобретение и хранение огнестрельного оружия для рассматриваемого периода времени можно расценивать как прогрессивное, поскольку такие права предоставлялись тогда гражданам далеко не всех стран.

Анализ речей известных дореволюционных отечественных юристов А.Ф. Кони, С.А. Андреевского, А.И. Урусова, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, П.А. Александрова и др., позволяет прийти к выводам о том, что в дореволюционный период в Российской империи имелись случаи использования оружия со стороны населения как с целью самообороны, так и в качестве орудия совершения преступлений, а принимаемые правоохранительными органами меры и существующие законодательные акты способствуют ограничению незаконного оборота огнестрельного оружия.

Вот цитата из речи адвоката С.А. Андреевского по делу Андреева, рассматривавшемуся Санкт-Петербургским окружным судом в 1907 году: «Андреев начинает чувствовать гибель. Он покупает финский нож, чтобы покончить с собой.

Пришлось купить нож, потому что на покупку револьвера требовалось разрешение, а прилив отчаяния мог наступить каждую минуту, а ему казалось, что если он будет иметь при себе смерть в кармане, то он сможет ещё держаться на ногах, ему легче будет урезонивать жену, упрашивать, сохранить её за собой...» [39, с. 132].

Возникает уместный вопрос о регламентации мер и границ в применении оружия на территории Российской империи.

В данном отношении знаменательны положения Устава о предупреждении и пресечении преступлений «О поединках и личных обидах», в котором отмечено: «В случае причинения обиды словом, письмом, или действием запрещается в собственном деле сделаться судьёй, вынуть оружие или употребить его и учинить обидчику такую же обиду, но надлежитъ каждому приносить жалобу власть на то имеющим особам и местам, и в удовлетворении повиноваться законам» [8, с. 45].

Особым фрагментом рассматриваемого исторического этапа стоит выделить дуэли. Начиная с Петра Первого дуэли карались уголовным преследованием.

В свою очередь, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, принятое императором Николаем Первым в 1845 году, в главе IV «О поединках» относило дуэли к «преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц» [23, с. 873-876]. Принятые 13 мая 1894 года «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде» [24, с. 259-260] играли значимую роль в становлении офицерского корпуса, как особого сословия имеющего некоторое превосходство над другими людьми, которым дозволялось то, что запрещено другим тем же Уставом о предупреждении и пресечении преступлений. Уместно выделить слова М.И. Драгомирова в работе «Дуэли»: «Подымаясь в сферу более общую, нельзя и того не отметить, что приказ 1894 года внёс глубокий разлад в общее законодательство. Оскорбленный вольный вызвал офицера на дуэль и уложил его на месте – на два, на три года в крепость. Если бы случилось обратное, офицер-обидчик остался бы безнаказанным, уложив при этом обиженного.

Два веса, две меры в законодательстве не годятся». Именно в силу этого Драгомиров считал необходимым «ограничиться одним законом, безусловно воспрещающим дуэли для всех сословий» [10, с. 15]. Впрочем, после Октябрьской революции 1917 года вопрос о легитимности поединков не поднимался.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в Российской империи была сформирована система, позволявшая держать под контролем государства вопросы, связанные с приобретением, хранением и использованием оружия.

Октябрьская революция 1917 года, повлёкшая за собой кардинальный переворот уклада жизни общества и функционирования государства, затронула и сферу оборота оружия.

Следствием Первой мировой и Гражданской войн явилось большое количество скопившегося у населения оружия. Как отмечает А.Н. Никитин, «...росту насилия благоприятствовали широкое распространение и доступность оружия, которое находилось в личном пользовании, а также возникшее у многих за годы Первой мировой войны желание и привычка использовать его» [18, с. 98].

Одной из основных задач советской власти ставилась охрана Советской власти и подавление контрреволюционных выступлений. В связи с чем, первостепенным вопросом было разоружения имущих классов.

Созданная 20 декабря 1917 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем вела непримиримую борьбу с вооружёнными контрреволюционными выступлениями. Враги Советской власти в местностях, объявленных на военном положении, подвергались репрессиям во внесудебном порядке, вплоть до расстрела. Так, в декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР ко всему населению от 25 ноября 1917 года о борьбе с контрреволюционными восстаниями А.М. Каледина, Л.Г. Корнилова, А.И. Дутова чётко указано, что: «Местный революционный гарнизон обязан действовать со всей решительностью против врагов народа, не дожидаясь никаких указаний сверху» [33, с. 45-46].

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая Третьим Всероссийским Съездом Советов Рабочих и Солдатских Депутатов 11 января 1918 года [33, с. 234-235], постановила: «В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров, декретируется вооружение трудящихся, образование социалистической красной армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов».

Указанным документом с предельной точностью обозначено отношение Советской власти к наличию оружия у населения: вооружение трудящихся при полном разоружении имущих классов.

А уже 10 декабря 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет «О сдаче оружия» [9, с. 198-199]. В соответствии с которым все выданные ранее разрешения на имеющееся оружие считались недействительными, а оружие подлежало сдаче всеми гражданами, за некоторым исключением, касающемся членов партии при наличии представления комитетов РКП(б).

Однако, необходимо отметить, что поводом к принятию жёстких мер в вопросах разоружения населения послужили не только лишь причины классового характера и борьба с вооружёнными выступлениями контрреволюции, но и волна преступлений, захлестнувшая РСФСР.

Так, если в 1918 году в сравнении с 1914 годом количество краж в городе Москва возросло в три с половиной раза, мошенничеств – в четыре раза, убийств – в одиннадцать раз, то количество вооружённых грабежей возросло в двести восемьдесят пять раз [17, с. 373].

Указанные обстоятельства способствовали дальнейшему напряжению в вопросах приобретения и хранения оружия.

В результате чего, 12 июля 1920 года декретом урегулируется порядок выдачи и хранения огнестрельного оружия и обращения с ним [34, с. 480].

В свою очередь, право граждан на охоту регламентировалось Декретом СНК РСФСР «Об охоте», принятым 28 июля 1920 года [34, с. 458-459]. Указанным документом право иметь охотничье оружие предоставлялось только при наличии у владельца охотничьего билета.

Дальнейшее правовое регулирование отражает некоторое ужесточение контроля за оборотом оружия. Так, Декретом СНК от 17 октября 1921 года «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ» [35, с. 915-918] было предписано безвозмездно сдавать государству оружие при отсутствии надлежащего разрешения на него.

В случае обнаружения такого оружия оно подвергалось изъятию, а виновные лица привлекались к уголовной ответственности.

С введением в действие Уголовного кодекса РСФСР, утверждённого Постановлением ВЦИК от 1 июня 1922 года, хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения каралось принудительными работами [37, ст. 153]. Обязанность по выдаче разрешений на хранение оружия, в том числе охотничьего, была возложена на органы НКВД.

Сотрудники ОГПУ имели особые права и приравнивались к лицам, состоящим на действительной службе в армии с предоставлением им права ношения и хранения оружия» [44, с. 63].

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 12 декабря 1924 года «О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учёта и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ» [27, ст. 256] вооружение, находившееся на территории СССР, подверглось категорированию.

Для достижения целей борьбы с правонарушениями, совершавшимися с использованием холодного оружия, 29 марта 1935 года постановлением о мерах борьбы с хулиганством, утверждённым ЦИК и СНК СССР, запрещались изготовление, сбыт, приобретение, хранение и ношение холодного оружия. Однако, для граждан, постоянно проживающих в местностях или районах, где холодное оружие необходимо по условиям быта и промысла, или является принадлежностью национального костюма, имелось разрешение его ношение без дозволения милиции [38, ст. 193].

В соответствии с указанным постановлением Главное управление милиции НКВД СССР издало инструкцию «О порядке регистрации, выдачи разрешений на изготовление, приобретение, хранение, сбыт и ношение холодного оружия», в соответствии с которой лица, имеющие холодное оружие должны были представить его в органы милиции для регистрации и получения соответствующего разрешения на право ношения и хранения, которое выдавалось лишь охотникам и лицам, нуждавшимся в нем по роду занятий.

Лица, получившие разрешение на право ношения и хранения оружия, не могли передавать оружие никому другому.

Продажа холодного оружия осуществлялась только в магазинах государственной или кооперативной торговли под наблюдением милиции [44, с. 68].

Значимый вклад в обеспечение контроля за оборотом оружия на территории Советского государства в тридцатые годы внесли приказы от 22 февраля 1938 г. № 027 и от 29 июля 1939 г. № 238 и др. Например, Инструкцией «О порядке выдачи охотничьих билетов единого образца, торговли гладкоствольными охотничьими ружьями и их учёте», которая была утверждена НКВД СССР 14 февраля 1941 года, право хранения и пользования охотничьими ружьями предоставлялось лицам, достигшим шестнадцати летнего возраст (в некоторых охотничьих районах с четырнадцати лет) и имевшим охотничий билет [45, с.48].

В годы Великой Отечественной войны вопросы лицензионно-разрешительной деятельности были регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» [42, п. 7].

В период Великой Отечественной войны были введены дополнительные существенные ограничения в обороте оружия.

Гражданам предписывалось сдать имевшееся у них огнестрельное и холодное оружие органам Советской власти. В годы войны одной из главных задач правоохранительных органов являлось обеспечение безопасности тыла действующей армии и борьба с бандитизмом в районах, освобождённых от немецкой оккупации.

В целях борьбы с бандитизмом в период Великой Отечественной войны была поделана большая работа по сбору вооружения на местах боев, а также по изъятию у населения незаконно хранившегося оружия.

Например, только лишь в Краснодарском крае у бандитов, их пособников и населения края в феврале-мае 1943 года было изъято более 423 тыс. патронов, 7967 мин, 5199 гранат, 7375 снарядов, 13608 винтовок, 3025 автоматов, 301 пулемёт, 76 миномётов, 50 револьверов и пистолетов, 26 противотанковых ружей и др. [19, с. 42-44], [11, с. 100].

В местах боев под Ленинградом только за 1944 года было изъято и подобрано 2 орудия, 125 миномётов, 831 пулемёт, 14913 винтовок и автоматов, 1133 револьвера и пистолета, 23021 граната, 2178573 патрона, 861 снаряд, 6194 мины, 193 кг взрывных веществ [25, с. 50], [20, с. 267]. В целом к 1 апреля 1944 года на территории страны, освобождённой от захватчиков было собрано и изъято у населения 8357 пулемёта, 11440 автоматов, 257791 винтовка, 56023 револьвера и пистолета, 160490 гранат.

К сожалению, на местах боев Великой Отечественной войны вооружение реально было собрано далеко не все.

До настоящего времени оружие и боеприпасы находят в этих местах. Незаконные раскопки оружия в местах бывших боев служат одним из источников его поступления в незаконный оборот.

В послевоенный период принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих лицензионно-разрешительную деятельность.

Что нашло своё отражение в Законе СССР от 25 декабря 1958 года «Об утверждении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» [4, ст. 6] и Уголовном кодексе РСФСР от 27 октября 1960 года [3, ст. 591].

Порядок, установленный этой инструкцией, распространялся на боевое, учебное и малокалиберное огнестрельное нарезное оружие, охотничье нарезное оружие, холодное оружие и боеприпасы к огнестрельному нарезному оружию.

Стоит отметить, что лицензионно-разрешительная система Советского государства имела некоторые существенные пробелы.

Одним из таких ярких примеров являлось отсутствие до 1969 года специальных подразделений по осуществлению лицензионно-разрешительной работы.

Функционирование подразделений лицензионно-разрешительной работы берёт своё начало от 12 февраля 1969 года, когда приказом МВД СССР № 054 образован 4 отдел на базе Управления административной службы милиции МВД СССР. Именно на него были возложены задачи по осуществлению лицензионно-разрешительной работы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» [7, ст. 398] определявшим субъект разрешительной системы, были решены вопросы организационно-правового обеспечения лицензионно-разрешительных подразделений.

В принятом Советом Министров СССР 23 июля 1975 года постановления № 646 «Об установлении единого порядка приобретения, учёта и хранения охотничьих ружей» [36, ст. 110] обозначился курс к расширению полномочий милиции в сфере лицензионно-разрешительной деятельности и предусматривалось увеличение штатной численности подразделений милиции, что позволило укомплектовать подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Анализ правовых актов, регламентировавших оборот оружия в Советском государстве позволяет сделать вывод о том, что данный период характеризуется наиболее строгой системой контроля за оборотом оружия.

Следует отметить, что в Советском государстве жёсткий контроль за оборотом оружия, принёс ощутимые результаты в борьбе с преступностью.

Однако, с распада Советского Союза система контроля за оборотом оружия существенно ослабла. Указанные обстоятельства нашли своё отражение в возросшей преступности с использованием оружия в 1990-х годах.

Качественно новый этап в развитии российского законодательства об оружии берет своё начало со времени образование в конце 1991 года современного отечественного государства – Российской Федерации.

Среди первых правовых актов Российской Федерации, затронувших сферу оборот оружия, стал закон от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [6, ст. 888]. Во исполнение данного закона был издан приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 478, утвердивший «Инструкцию о порядке проведения органами внутренних дел периодических проверок работников предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» [2].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» [28, ст. 506] и приказом МВД Российской Федерации от 22 августа 1992 г. № 292, которым утверждена Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью [1], предусматривался порядок приобретения и возврата огнестрельного оружия частными детективными и охранными предприятиями.

Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 1992 г. № 1342 «О разрешении приобретения, хранения и использования гладкоствольного охотничьего оружия гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство» фермерам предоставлялось право использования ружей для защиты жизни, здоровья и собственности [29, ст. 1657].

Существенное значение в осуществлении правового регулирования оборота оружия в стране имел принятый 20 мая 1993 года первый Закон Российской Федерации «Об оружии» [5, ст. 860], закрепивший понятия оружия, боеприпасов и оборота оружия.

В течение следующих лет был принят ряд правовых актов, направленных на обеспечение безопасности должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов путём наделения их правом хранения, ношения и применения боевого и служебного оружия, что было достаточно действенным средством защиты их законных интересов от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон [13, с. 3].

13 декабря 1996 года принят новый Федеральный закон «Об оружии» [30, ст. 5681]. Необходимость и значимость его принятия была обусловлена, в первую очередь тем, что за время, прошедшее с момента принятия Закона «Об оружии» 1993 года, в стране произошли существенные изменения в социально-экономической и политической сферах, Закон 1993 года довольно быстро устарел и не соответствовал реалиям жизни общества. Федеральный закон «Об оружии» 1996 года, как отметил Ф.Е. Колонтаевский, восприняв идеи действующего российского законодательства и норм международного права, отразил потребности общества в усилении защиты жизни и здоровья граждан, охраны собственности, интересов предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств, совершаемых с применением оружия [14, с. 285-286], [15, с. 4]. Значение этого Закона для рядовых граждан состоит в том, что он развивает и конкретизирует конституционные права граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.

Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 694 «О внесении изменений в структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, и в перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 253» [32, ст. 6044], Управление по организации лицензионно-разрешительной работы было выведено из структуры ГУОООП МВД России и до вхождения в состав Росгвардии являлось самостоятельным подразделением центрального аппарата МВД России.

В 2016 году образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в структуру которой включены органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности.

8 февраля 2019 года состоялся брифинг начальника Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии генерал-лейтенанта полиции Леонида Веденова на котором были подведены итоги деятельности подразделений государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии.

Так, в 2018 году Главным управлением государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии и подразделениями лицензионно-разрешительной работы территориальных органов ведомства обеспечивался контроль за 3,9 млн владельцев и лиц, получивших разрешения на хранение и ношение оружия, в пользовании которых находилось более 6,6 млн единиц оружия, из них: гражданского огнестрельного с нарезным стволом – 948,5 тыс. единиц, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного – 4,4 млн ед., гражданского огнестрельного ограниченного поражения – 935,4 тыс. единиц, газовых пистолетов, револьверов – 324,8 тыс. единиц, наградного огнестрельного нарезного – 16,7 тыс. единиц, наградного огнестрельного гладкоствольного – 342 единиц, наградного холодного клинкового – 2,5 тыс. единиц.

Также обеспечивался контроль за 1 тыс. юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление работ (услуг) по торговле и (или) хранению оружия, по реализации (торговле) и (или) хранению патронов, 10,2 тыс. юридических лиц, имеющих разрешение на хранение и использование оружия. Подразделениями лицензионно-разрешительной работы территориальных органов Росгвардии в 2018 году проведено 3,8 млн проверок обеспечения сохранности оружия гражданами, в ходе которых выявлено 237,2 тыс. нарушений установленных правил оборота оружия, к административной ответственности привлечено 237,2 тыс. нарушителей.

Аннулировано 49 тыс. лицензий и разрешений на гражданское оружие. За различные нарушения из оборота изъято более 181 тыс. единиц гражданского оружия. На учёте в подразделениях лицензионно-разрешительной работы территориальных органов Росгвардии числится 20,8 тыс. частных охранных организаций (ЧОО).

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства об оружии в ЧОО сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы проведено 17,7 тыс. проверок.

В 2018 году в подразделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии поступило около 2,3 млн заявлений на предоставление государственных услуг в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности, из которых более 2 млн заявлений поступило с Единого портала государственных услуг [47].

Таким образом, развитие лицензионно-разрешительной деятельности в отечественном государстве проходило в три этапа:

1. В дореволюционном (период с 1389 по 1918 года);

2. В советском (период с 1918 по 1991 год);

3. Современном (период с 1991 по настоящее время).

Стоит отметить, что на всех исторических этапах становления и развития Российского государства деятельность должностных лиц и правоохранительных органов по контролю за оборотом оружия и иными предметами, и веществами способными нанести вред охраняемым государством общественным отношениям, способствовала обеспечению общественной безопасности в стране.

Изучение истории лицензионно-разрешительной деятельности в отечественном государстве даёт возможность наиболее полно раскрыть и понять сущность действующих правовых норм и использовать ранее накопленный опыт в современных условиях, правильно определить пути дальнейшего развития и совершенствования норм, направленных на борьбу с незаконным ношением, хранением, приобретением, изготовлением и сбытом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

 

Список литературы:
1. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, № 1, 1993.
2. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, № 3, 1994.
3. Ведомости ВС РСФСР, 1960, № 40.
4. Ведомости ВС СССР, 1958, № 1.
5. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 24.
6. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17.
7. Ведомости ВС СССР, 1973, № 30.
8. Востриков А. В. Книга о русской дуэли. Азб. РусЭнц. 2014. 
9. Декреты Советской власти. Т. IV. 10 ноября 1918 г. – 31 марта 1919 г. – М. : Политиздат, 1968. 
10. Драгомиров М.И. Дуэли. Киев. 1900. 
11. Зайцев В.П., Туков В.В. 75 лет на страже порядка. Краснодар, 2012.
12. Законы уголовные. С.-Петербургъ.: Юридический книжный магазин Н.К. Мартынова, 1909. 
13. Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Применение и использование огнестрельного оружия по законодательству Российской Федерации. СПб., 1998. 
14. Колонтаевский Ф.Е. Правовые аспекты создания в МВД России автоматизированной информационно-поисковой системы оборота оружия // Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и их использование в преступных целях. М. - Тула, 2000. 
15. Комментарий к Федеральному закону «Об оружии» (с постатейными материалами и образцами документов) / Под ред. С.А. Карапетяна. М., 1999.
16. Мавродин В. В. О появлении огнестрельного оружия на Руси // Вестник Ленинградского университета / Отв. ред. проф. А. А. Вознесенский.  Л.: Изд. ЛГОЛУ, 1946. № 3. 
17. Московская общеуголовная преступность в период военного коммунизма. Обзор и материалы / Преступление и преступность. М., 1927. Вып. 5. 
18. Никитин А.Н., История развития Российского общества – СПб.: Красный октябрь, 2011. 
19. Органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне. Сб. документов. Том третий. Книга 1. «Крушение блицкрига». 1 января - 30 июля 1942 года. М., 2003. 
20. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. 
21. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. Том 4. СПб., 1830.
22. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 21. СПб., 1830. 
23. ПСЗ РИ. Собр. 2-е. Т. 20. СПб., 1846.
24. ПСЗ РИ. Собр. 3-е. СПб, 1898. 
25. Сальников В. П., Степашин С. В., Янгол Н. Г. Органы внутренних дел Северо-Запада России в годы Великой Отечественной войны. СПб., 1999.
26. Свод Законов Российской Империи. 1876. Т. 14.
27. СЗ СССР, 1924, № 29.
28. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8.
29. Собрание актов Президента и Правительства РФ, 16.11.1992, № 20.
30. Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, № 51.
31. Собрание законодательства РФ, 07.03.2011, № 10.
32. Собрание законодательства РФ, 03.11.2014, № 44. 
33. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М. 1942.
34. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943. 
35. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1944. 
36. СП СССР. 1975. № 18. 
37. СУ РСФСР, 1922, № 15.
38. СУ РСФСР. 1935. № 20. 
39. Судебные речи известных русских юристов. М.: Юрид. лит., 1957. 
40. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2006.
41. Тарасов И.Т. Очеркъ науки полицейскаго права. М., 1897. 718 с.
42. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».
43. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. Санкт-Петербургъ: Тип. 2 отд. Е. И. В. Канцелярии, 1876. 
44. Шелковникова Е.Д. Теоретические и правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия. Монография: М.: ВНИИ МВД России, 1998. 
45. Щелковникова Е.Д. Становление и развитие правового регулирования контроля за оборотом оружия в России // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2006. № 5. 
46. Так называемая «Голицынская летопись», хранящаяся в Рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
47. Пресс-служба Росгвардии. В Росгвардии подвели итоги деятельности подразделений государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы (видео). [Электронный ресурс]. URL: http://rosgvard.ru/ru/news/article/v-rosgvardii-podveli-itogi-deyatelnosti-podrazdelenij-gosudarstvennogo-kontrolya-i-licenzionnorazreshitelnoj-raboty.