Статья:

Распространение и развитие протестантизма во Вьетнаме: история и современность

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Философия религии и религиоведение

Выходные данные
Май К.Д., Зыонг К.К., Ле Т.Х. Распространение и развитие протестантизма во Вьетнаме: история и современность // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 23-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Распространение и развитие протестантизма во Вьетнаме: история и современность

Май К Да
аспирант Российского университета дружбы народов, РФ, г. Москва
Зыонг Куок Куан
канд. филос. наук, преподаватель Финансовой академии, Вьетнам, г. Ханой
Ле Тхи Хонг Фыонг
магистрант Российского университета дружбы народов, РФ, г. Москва

 

DISTRIBUTION AND DEVELOPMENT OF PROTESTANTISM IN VIETNAM: HISTORY AND MODERNITY

 

Mai K Da

Post-graduate student of Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow

Duong Quoc Quan

Candidate of Philosophy, lecturer of Academy of Finance, Vietnam, Hanoi

Le Thi Hong Phuong

Master student of Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье анализируется распространения и развития протестантизма во Вьетнаме с начала XIX века по настоящему времени. В конце XIX - начале XX в., американские и французские миссионеры фактически параллельно осуществляли свою миссионерскую деятель­ность во Вьетнаме. Если американский протестантизм добивался успеха и играл все большую роль в создании протестантского сообщества, французским протестантам пришлось отступить, оставив свои позиции на землях, являвшихся французской колонией.

Abstract. The article analyzes the spread and development of Protestantism in Vietnam from the beginning of the XIX century to the present. American and French Protestantism are two forces that actually carried out their missionary activities in Vietnam in the late 19th and early 20th centuries. While American missionaries were successful and played an increasing role in the creation of the Protestant community, the French Protestants had to leave their positions on the lands that were the French colony.

 

Ключевые слова: миссионерская деятельность; протестантизм во Вьетнаме; Евангелическая церковь Вьетнама; религии во Вьетнаме; французский протестантизм.

Keywords: missionary; Protestantism in Vietnam; Evangelical Church of Vietnam; religions in Vietnam; French Protestantism.

 

Поскольку во Вьетнаме конфуцианство, буддизм и даосизм имеют долгую историю распространения и оказывают глубокое влияние на культуру страны, они были изучены достаточно полно и масштабно; однако христианство в целом и протестантизм в частности, являются достаточно новой и актуальной темой исследования. Протестантизм – это религия, которая проникла во Вьетнам довольно поздно и имеет историю развития здесь немногим более века. В первые дни миссии протестантизм не привлекал значительного внимания исследователей, но в последние десятилетия его стремительное и интенсивное распространение и развитие, особенно в районах проживания этни­ческих меньшинств в северных горных провинциях и центральных высокогорьях Вьетнама, привлекли значительный интерес со стороны ученых. Таким образом, протестантизм стал объектом изучения в рамках многих дисциплин, таких как история, культура, антропология, религиоведение, философия. Понимание истории является важной составляющей в исследовании религии в целом и протестантизма в частности. В данной работе анализирует процесс распространения и развития протестантизма во Вьетнаме в историческом ракурсе и в современности.

Миссионеры Римско-католической церкви начали прибывать во Вьетнам с XVI в [3. c. 146 – 150; 6. c. 6]. К XVIII в. католическая церковь получила мощное развитие и в определенной степени заняла довольно прочное место в духовной жизни вьетнамского народа. При этом мировое протестантское сообщество пока не проявляло интереса к вьетнамским землям [4. c. 84]. С начала XVII в. протестантское учение начинает проникать во Вьетнам через капелланов или просто его последователей – французских, голландских, английских купцов, заходивших во Вьетнам на торговых судах.

С конца XIX в. представители кальвинистской деноминации Реформатской церкови Франции (Église Réformée de France) укрепляют свою миссионерскую деятельность в колониальных странах, в том числе во Вьетнаме. После подписания Договора о протекторате (Traité Patenôtre, 1884) императоры Нгуен признали протектора Франции над всей территорией Вьетнама. Французские протестантская церковь направила своих пасторов во Вьетнам в качестве капелланов для протестантов, служивших в военных и административных учреждениях колониальной администрации в Индокитае. В 1894 г. в г. Хайфоне (вьет. Hải Phòng) французскими священниками была построена первая в Индокитае протестантская церковь. Вслед за этим протестантские храмы и кон­грегации появляются в г. Ханое (вьет. Hà Nội), г. Сайгоне (вьет. Sài Gòn), г. Далате (вьет. Đà Lạt) и дрругие. Они успешно развиваются до марта 1945 г., когда японские войска оккупируют Индокитай и захватывают французских граждан [4, C. 84; 5. c. 339].

Одним важным событием французской протестантской церкви явилось создание в 1918 г. Миссии по изучению планов религиозной пропаганды в Индокитае. В 1922 г. эта Миссия создала Студенческое общество Аннама и Центр студенческой деятельности, который расположился в доме 5 по улице Вонг Дык (в г. Ханое). Кроме того, начал выходить двуязычный франко-вьетнамский журнал “Bulletin du Foyer des Étudiants Annamites”, целью которого было привлечение молодой ханойской интеллигенции [2. c. 68; 1]. Однако отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за политических и правовых условий в Индокитае в июле 1925 г. Миссия прекратила свою деятельность. Это событие ознаменовало полное прекращение миссии французского протестантизма во Вьетнаме. В дальнейшем деятельность французских протестантов во Вьетнаме ограничивалась лишь работой пасторов в крупных городах до события соединения страны (в 30 апреля 1975 года) [1].

События начала XX в. показывают «отчаянные усилия» Фран­цузской евангелической миссии по поиску своего места в духовной жизни вьетнамского народа. Столкнувшись со сложными историческими условиями, будучи недостаточно подготовленными в теологическом плане и обладая ограниченными методами евангелизации, французские протестанты были вынуждены завершить свою миссию по распростра­нению веры во Вьетнам и уступить место протестантам американским.

Параллельно с проповеднической деятельностью протестантских миссионеров французской Реформации с конца XIX в. Вьетнам начали осваивать американские проповедники, в основном представители Христианского миссионерского альянса (The Christian and Missionary Alliance, сокр. ХMA). Их деятельность имела свои отличительные черты, и им удалось добиться значительных успехов.  

Первые события. В 1887 г. Доктор наук, основатель Христианского миссионерского альянса (ХMA) А.Б. Симпсон прибыл в Индокитай и занялся поисками возможности распространения христианского учения во Вьетнаме. В 1893 г. Пастор Д. Лелашёр (D.Lelacheur ) прибывает в Сайгон. В 1897 г. Пастор К.Х. Ривз (C.H. Reeves ) из Лунчжоу (Китай) приезжает в Лангшон (Вьетнам). В 1899 г. в Ханой прибывает мис­сионер Роберт А. Джеффри (R.A.Jaffray). В 1901 г. в Хайфон приезжает пастор Сильвиан Дайан (Sylvian Dayan). В 1911 г. когда священникам Р.А. Джеффри и П.М. Хослеру (P.M.Hosler) удалось с помощью одного французского миссионера – Бонне (Bonnet ) купить землю и построить церковь, которая стала миссионерским центром в г. Дананге, считается вехой, ознаменовавшей истинное начало протестантизма во Вьетнаме.

Работа миссии в первом десятилетии (1911-1921 гг.) считается под­готовительным периодом. В период между 1911 и 1927 гг. протестантское учение из Дананга распространилось на четыре из пяти частей Французского Индокитая. Было создано 82 прихода с более чем 4 тыся­чами последователей. В 1927 г. ХMA удалось достичь своей первой цели – была создана вьетнамская Евангелическая церковь как единая церковная организация всей страны. Это событие также открыло путь началу протестантского богословского образования во Вьетнаме, студенты смогли получать духовный сан, и впервые состоялось заседание Генеральной ассамблеи Евангелической церкви.

Два последующих десятилетия (1922-1942 гг.) явились периодом мощного развития ХMA. Очевидно, приобретенный опыт помог получить поддержку народа, поэтому в конце этого периода ХMA насчитывал уже больше 100 приходов с более чем 20 тысячами верующих. Усилия ХMA, направленные на распространение протестантского учения среди вьетнамских нацменьшинств, достигли отличных результатов. В 1929 г. была создана первая церковь вьетнамских этнических групп, которая к 1959 г. вошла в состав вьетнамской Евангелической церкви.

Говоря о политике ХMA, доктор наук А.Б. Симпсон, глава Христианского миссионерского альянса, уделяет особое внимание методу Хадсона Тейлора с двумя основными моментами: прежде всего Альянс должен направить свою деятельность на те сферы распростра­нения веры в мире, которые пребывают в забвении; главная цель Альянса – культивировать местную церковь в каждом регионе и помогать ее членам самостоятельно, независимо организовывать свою собственную церковь и управлять ею, опираясь на библейские принципы как главную основу».

Симпсон также применял метод Джона Невиуса (John Nevius): самостоятельное создание, самостоятельное, независимое управление и самостоятельное развитие. Благодаря этому методу, вьетнамская протестантская церковь смогла создать собственную дееспособную структуру в масштабе всей страны на самом раннем этапе. Во всех отношениях развитие протестантизма во Вьетнаме считается наиболее значительным успехом миссий, работавших в 24 заморских владениях. Однако ХMA не стремилась к реформе общества, как это делал Уильям Кэри (William Carey) в Индии. ХMA также не бросается участвовать в национальных образовательных программах, как это пытаются делать другие миссионеры в Китае. Все программы ХMA направлены на создание Церкви на принципах Нового Завета с четырьмя основными целями, а именно:

  • Представить Евангелие, исходя из глубокого его понимания и имеющихся оптимальных возможностей, как можно большему числу этнических групп, как можно большему числу людей в Индокитае.
  • Предоставить Библию и другую христианскую литературу на местном языке каждого региона, тем самым заложив основу для передачи Евангельского послания всем, ищущим Бога, и формиро­вания христианской веры.
  • Обучать местных жителей, как священнослужителей, так и прихожан, чтобы они жили верой и распространяли личные убеждения.
  • Создать национальную церковь, в большей или меньшей степени подобную ХMA, которая по их убеждениям будет организована в соответствии с принципами Нового Завета.

До Августовской революции (1945 г.) вьетнамская протестантская церковь сменила целый ряд названий, отражавших этапы ее развития: Евангелическая Церковь Французского Индокитая (1927 г., поскольку в нее входили также отделения в Камбодже и в Лаосе), Вьетнамская Евангелическая Церковь Французского Индокитая (1936 г.); Евангели­ческая Церковь Вьетнама (Хой Тинлань Вьетнам, вьет. Hội Tin lành Việt Nam) (1945 г.). С 1950 г. она носит название Евангелическая Церковь Вьетнама.

Период 1954-1975 гг. имеет особое значение, поскольку по поли­тическим причинам Евангелическая Церковь Вьетнама разделилась на 2 организации: Евангелическую Церковь Северного Вьетнама и Евангелическую Церковь Южного Вьетнама. Это был главный этап полного перемещения «основного центра вьетнамского протестантизма» на Юг Вьетнама и в Сайгон.

В ходе войны число протестантов на Севере постоянно сокра­щалось, и в итоге осталось только около 1000 верующих. Протестантская церковь в южном Вьетнаме напротив развивалась очень быстро, и к 1970 г. число ее последователей выросло до 53 тысяч. После падения проамериканского правительства протестантская организация по-прежнему оставалась очень небольшой религиозной организацией, если смотреть в масштабе всей страны. Тем не менее, спустя 25 лет в новых условиях Евангелическая Церковь Вьетнама стала крупнейшей протестантской деноминацией с почти 1 миллионом последователей.

Краткая история Евангелической Церкви Вьетнама показывает, что это самая представительная и самая большая деноминация про­тестантской общины во Вьетнаме. Хотя в настоящее время появился целый ряд деноминаций, сект, внеденоминационных протестантских групп, как международных, так и относящихся к вьетнамской протестантской общине, доминирующая позиция протестантского учения ХМА во всех социально-политических, культурных и религи­озных отношениях очевидна. Историк, пастор Ле Хоанг Фу подчеркивал, что «сегодня Евангелическая Церковь Вьетнама значительно превосходит все церкви в 31 стране, где действует ХМА. Это также первая церковь, которая реализовала принцип автохтонности при создании миссио­нерского общества в то время, когда большинство других церквей все еще борются с этой политикой». Ле Хоанг Фу также считает это «шедевром» глобальной миссионерской деятельности ХМА. С другой стороны, вьетнамская протестантская община занимает второе место в Юго-Восточной Азии после Бирмы по доле верующих в общей численности населения. Интересно, однако, отметить, что «среди народов с доминированием буддистов в Юго-Восточной Азии процент людей, “перешедших из буддийского контекста” в протестантство, во Вьетнаме является самым большим». Одной из важнейших особен­ностей протестантизма во Вьетнаме является то, что помимо большого числа верующих, принадлежащих основной национальности страны – кинь, в последние годы очень активно развивается протестантская община среди этнических групп Центрального плато (Тэйнгуен) и на северо-западе Вьетнама. Это результат последовательного применения ХМА опыта религиозной антропологии ведения проповеднической деятельности на многих языках этнических меньшинств во Вьетнаме.

Хотя численность протестантской общины невелико по сравнению с другими основными религиями, издавна присутствующими во Вьетнаме, такими как буддизм и католицизм, но это «социальная и современная религия», занимающая важную позицию в международных отношениях между Востоком и Западом, особенно в отношениях стран Азии с Северной Америкой. Это было очень рано признано правительством Хо Ши Мина, в точном соответствии с замечанием пастора Ле Хоанг Фу «Однако до сих пор мало кто заинтересовался изучением одной из самых важных частей вьетнамского общества, а именно национальной протестантской организации. Хотя ее состав относительно невелик и молод, но протестантство единогласно признано одной из религий страны, с тех пор, как президент Хо Ши Мин зачитал Декларацию Независимости в августе 1945 г» [4. c. 5].

 

Список литературы:
1. До Куан Хынг. Протестантизм во Вьетнаме: общий анализ [Электронный ресурс]: Правительственный комитет по делам религий (Дата обращения: 20.2.2019). (вьет. Đỗ Quang Hưng. Đạo Tin Lành ở Việt Nam, một cái nhìn tổng quát. Ban Tôn giáo Chính phủ. Ban Tôn giáo Chính phủ).
2. До Хыу Нгием. Методы евангелизации во Вьетнаме. Сайгон: Сайгон университет, 1968. – 319 c. (вьет. Đỗ Hữu Nghiêm. Phương pháp truyền giáo của Tin Lành giáo tại Việt Nam. Sài Gòn: Viện Đại học Sài Gòn, 1968. – 319 tr.).
3. Католическая энциклопедия. Вьетнам. Т. 1. М.: Францисканцев. 2002. 976 с. 
4. Ле Хоанг Фу. История Евангелической церкви Вьетнама (1911 - 1965). Ханой: Религия, 2010. – 428 с. (вьет. Lê Hoàng Phu. Lịch sử Hội Thánh Tin Lành Việt Nam (1911 - 1965). Hà Nội: Nhà xuất bản Tôn giáo, 2010. – 428 tr.). 
5. Нгуен Хонг Зыонг. Религиозная политика государства и компартии Вьетнама в период обновления. Вьетнамские исследования. Выпуск 7. – М.: ИДВ РАН, 2017. – 416 с. C. 329-347.
6. Новакова О.В., Симонова-Гудзенко Е.К., Ульянов М.Ю. Роль первых европейских ученых и христианских миссионеров в развитии современных знаний в странах Восточной и Юго-Восточной Азии: на примере Индонезии, Вьетнама и Японии (XVI-XVII вв.) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2017. № 3. С. 5-20.