Гуманизм И. Канта и Ж.П. Сартра
Секция: История философии
VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Гуманизм И. Канта и Ж.П. Сартра
Слово гуманизм происходит от латинского “homo” – человек, “humanus” – человеческий, человечный, “humanitas” – человеческая природа. Разные источники дают нам разные определения понятия «гуманизм». Например, гуманизм можно определить как сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; или же как особый тип философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм – доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил.
Но внутри такого достаточно широкого понимания гуманизма, укоренившегося в европейской культуре, возможны различные истолкования этого понятия. Это связано с неоднозначным пониманием свободы и ответственности, а также с различными точками зрения относительно универсальных норм поведения, заданных обществом или самим человеком.
Рассмотрим гуманистические идеи И.Канта и Ж.П. Сартра. Эти философы принадлежат разным философским традициям и разным эпохам. Кант – философ 18 века, и Сартр – философ 20 века.
Гуманизм в философии Канта.
a) Учение о человеке и концепция свободы в философии Канта.
Кантовское понимание гуманизма базируется на христианском понимании человека, его дуализме (т.е. двусоставности – душа/тело и чувстве ответственности за свои поступки).
Кант говорит о том, что человек – двусоставное существо, житель мира природы (или «мира необходимости») и мира свободы. Это следует из того, что каждый человек живет в чувственно-воспринимаемом мире, мире вещей, но также имеет иной модуль существования – как «вещь в себе». Этот модуль, как мы бы сказали, его духовная составляющая, позволяет человеку регулировать свои проявления как природного существа. Но регулировать до некоторой степени. Эта степень и определяет у Канта уровень свободы. То есть человек свободен настолько, насколько он может поступать согласно чувству долга, переступая природные побуждения.
b) Кантовская этика.
Что же позволяет человеку переступать свои побуждения как природного существа? Согласно Канту, «в сердце человека» написан моральный закон, который позволяет ему определять качество своих поступков. Кем написан? Кант не отвечает на этот вопрос, но мы знаем, что Кант допускал существование Бога, однако и не утверждал. Кант пишет, что «мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе».
Моральный закон Кант называет категорическим императивом, правилом, которое позволяет человеку давать своим поступкам моральную оценку. Мы бы назвали это законом совести.
Главный категорический императив И. Канта формулируется следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства». То есть Кант утверждает, что каждый человек проверяет моральную сторону своих поступков, сопоставляя их с тем, что было бы, если все обязаны были поступать так же.
Или еще формулировка: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству», что подчеркивает высочайшую ценность человека. Это классическая гуманистическая концепция. Для нас еще очень важно, что это правило универсально, всеобще, то есть присуще всем людям. Но это не означает, что все люди поступают согласно категорическому императиву. Для того чтобы поступать так, как говорит Кант, нужно быть человеком долга. И также для того, чтобы поступать так, нужно проявить свою свободу. Тем не менее, согласно Канту, человеческая свобода всегда будет ограничена из-за двойственности человеческого существа.
Итак, можно сказать, что этическая концепция Канта вытекает из его концепции двусоставности человека, ограничивающей человеческую свободу. Но при этом, существует некий всеобщий (общий для всех людей) моральный закон, способный быть регулятором человеческих поступков и «написанный в сердце человека».
Гуманизм в философии Сартра.
a) Сартровское учение о человеке и понимание свободы.
Жан-Поль Сартр, философ 20 века, предлагает совершенно иное понимание гуманизма, которое раскрывает в своей статье «Экзистенциализм это гуманизм».
Человек по Сартру изначально свободен. Именно в возможности выбора Сартр видит гуманизм экзистенциализма. Откуда же человек получает возможность выбора по Сартру?
Экзистенциалисты утверждают, что существование предшествует сущности. Сартр трактует это следующим образом: «Человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется», то есть сам «человек – это будущее человека». Первоначально человек ничего из себя не представляет. Как представитель атеистического направления экзистенциальной философии, Сартр утверждает, что Бог не предопределяет сущность человека, следовательно, человек свободен. Точнее, как говорит Сартр, человек «осужден быть свободным» – ведь он себя не создавал, но свободен выбирать. И у него не будет ни оправданий, ни извинений за свои поступки, человек несет за них полную и абсолютную ответственность (отягощенную кроме того, ответственностью за проект всего человечества). То есть человека сам ответственен за то, что он трус, лентяй и т.д., а не наследственность или обстоятельства. В экзистенциализме герой может перестать быть таковым, но и трус может превратиться в героя – так не это ли оптимизм, когда человека сам в своих силах изменить свою сущность? «На деле нет более оптимистического учения, поскольку судьба человека полагается в нем самом. …Единственное, что позволяет человеку жить, – это действие», говорит Сартр. При этом Сартр утверждает, что в его концепции нет культа человека. Культ человека же приводит к замкнутому гуманизму или даже к фашизму. Экзистенциализм же не рассматривает человека как цель, ибо он всегда незавершен.
b) Этика Сартра.
Раз сущности человека действительно предшествует его существование, то именно человек полностью ответственен за то, каковым он является. Но человек ответственен не только за свой «проект». Выбирая себя, человек также выбирает образ всех людей, утверждая ценность своего выбора. К данному утверждению Сартр приводит следующий аргумент: «Я хочу, например, жениться и иметь детей. Даже если эта женитьба зависит единственно от моего положения, или моей страсти, или моего желания, то тем самым я вовлекаю на путь моногамии не только себя самого, но и все человечество. Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще». Действительно, когда мы совершаем какой-либо выбор, мы втягиваем большое количество людей в свой «проект», но при этом ответственность за его развитие по-прежнему лежит только на нас.
Таким образом, выбирая себя, человек одновременно выбирает и всё человечество и, конечно, испытывает чувство тревоги по этому поводу. Эта тревога исходит из вопроса «действительно ли я имею право действовать так, чтобы все человечество брало пример с моих поступков?» Это категорический императив Канта. Но Кант понимает это как моральный закон, а Сартр – как источник экзистенциальной тревоги, при этом оба философа признают всеобщий характер соотнесения своих поступков с поступками человечества.
И в этом – чувство ответственности человека за свои поступки перед всем человечеством и одновременно – высокий статус человека, что позволяет Сартру именовать себя гуманистом. В этом смысле экзистенциализм — это оптимизм, учение о действии и об ответственности за свои действия.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на видимые различия, и кантовский гуманизм, и гуманизм в рамках философии экзистенциализма имеют сходные черты, и по сути своей достаточно похожи. Основой той и другой концепции является учение о человеке, из которой следует учение о свободе. Как было уже сказано, согласно Канту, свобода человека ограничена, что выходит из его концепции о двойственности человеческого существа, а по Сартру, человек абсолютно свободен, так как в течение всей жизни определяет свою сущность как проект через свои усилия.
Тем не менее ограниченность свободы не снимает с человека ответственности за свои поступки по Канту. Более того, категорический императив, как моральный внутренний закон, позволяет человеку делать выбор, соотнося свои поступки с поступками человечества (Кант говорит о соотнесении своих поступков с «принципом всеобщего законодательства»). О такой же ответственности можно говорить и в концепции Сартра. Именно ответственность перед человечеством определяет экзистенциальную тревогу, сопровождающую все человеческие поступки.
Оба учения не опираются на религию. Сартр утверждает отсутствие заданности в жизни человека и позиционирует себя как атеист, но и Кант, хоть и мыслит в рамках христианской парадигмы, также оставляет за человеком свободу выбора, следовать моральному закону, т.е. категорическому императиву, или нет. Достоевский писал «Если Бога нет, то все дозволено», но по Канту, не наличие (или отсутствие веры определяет выбор), а свобода воли и чувство долга.
Итак, при всем различии концепций видно достаточно много сходства. В целом же можно утверждать, что оба философа, и представитель немецкой классической философии И.Кант и неклассической западной философии Ж.П. Сартр утверждают свободу выбора и ответственность человека за свои поступки. То есть и классическая и неклассическая концепция гуманизма тем не менее остается «гуманистической».