Индустриальный парк. Проблемы развития новой сервисной отрасли
Секция: Административное право; административный процесс
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Индустриальный парк. Проблемы развития новой сервисной отрасли
INDUSTRIAL PARK. PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF NEW SERVICE INDUSTRY
Natalia Pereslavtseva
graduate student Saratov state law Academy, General Director of "Management company Private industrial Park TROLZA", Russia, Saratov
Natalia Kovaleva
doctor of legal Sciences, Professor, associate Professor, Department of administrative and municipal law of the "Saratov state law Academy", Russia, Saratov
Аннотация. В статье рассматриваются современная ситуация развития новой сервисной отрасли – индустриальные парки. Обозначены основные затруднения развития данного направления. Рассмотрены варианты государственной поддержки развития индустриальных парков. Автор подробно останавливается на основных проблемах сертификации парков для возможности дальнейшего получения государственной поддержки. Основным решением для развития индустриального парка как новой сервисной отрасли автор видит в решении первоочередной задачи, стоящей перед управляющей компании - возможность резидентам претендовать на все действующие меры поддержки в режиме «одного окна». То есть управляющая компания может оказывать содействие в сборе всех необходимых документов и подготовке бизнес-плана и контролировать процесс прохождения всех процедур. Подводя итоги, автор выделяет основные проблемные направления, препятствующие интенсивному развитию индустриальных парков в России.
Abstract. The article examines the current situation of the development of a new service industry – industrial parks. The main difficulties of development in this direction. Considered the options of state support of development of industrial parks. The author dwells on the main problems of certification parks for eligibility for state support. The main solution for the development of the industrial Park as a new service industry, the author sees the solution to the primary problem facing the management company - opportunity for the resident to claim all the existing support measures in the mode of "one window". That is, the management company may assist in collecting all necessary documents and preparation of the business plan and monitor the process of passing all procedures. Summing up, the author identifies the main problem areas that hinder intensive development of industrial parks in Russia.
Ключевые слова: индустриальный парк; сервисная отрасль.
Keywords: industrial park; service industry.
На Российском инвестиционном форуме (г. Сочи, 2017) Председатель Правительства Российской федерации Д.А. Медведев высказал уверенность в том, что именно индустриальные парки являются важными инструментами развития регионов.
Последние десять лет отмечен системный подход в развитии новой сервисной отрасли – индустриальные парки. Благодаря программам государственно поддержки всё больше регионов попадают на карту развития данной отрасли.
Таблица 1.
География размещения индустриальных парков, ед.
Создание индустриальных парков повышает привлекательность регионов для инвесторов, обеспечивает развитие социально-экономических показателей. Против 128 зарегистрированных индустриальных парков в 2015 году в 2017 зафиксировано 158 единиц [2].
Таблица 2.
Динамика количества индустриальных парков, ед.:
Создание современных производственных инфраструктур является толчком для динамичного развития конкурентоспособных производств, что влечет за собой создание новых рабочих мест. Тем не менее, сегодня наблюдается огромное количество вакантных площадок.
Существует неудовлетворенный спрос на уже готовые площадки с определенным набором сервисных услуг. Это объясняется очень низким качеством проектов развития. Зачастую имеющиеся проекты не соответствуют заявленным требованиям инвесторов – этот факт является проблемой в данной отрасли. Данное противоречие рождает малое или полное отсутствие финансирования на первой стадии – оформления проектной документации и последующей реконструкции.
Проблема недофинансированности [1] индустриальных парков, стремление инициаторов проектов переложить большую часть инфраструктурных затрат на будущих резидентов в счет зачета за аренду или покупку снижают интерес отрасли для иностранных вложений. На данный момент это проблема развития всех парков на территории РФ.
Сегодня предусмотрены меры государственной поддержки [5] которые могут применяться в отношении индустриальных парков и их резидентов, условно они разделяются на несколько видов: инвестиционные, финансовые, административные, информационные и консультационные.
Также законом установлена возможность участия в конкурсном отборе инвесторов для получения субсидий.
Предусмотрены и налоговые льготы, как управляющим компаниям, так и резидентам.
Тем не менее, отмечается низкое качество предпроектной и проектной документации, что не способствует привлечению финансирования и значительно сужает возможности органов власти применять меры государственной поддержки.
Основными проблемами развития индустриальных парков является не только недостаток финансирования (зачастую управляющие компании перегружены кредитными обязательствами), но и высокая себестоимость энергетики в регионах, а особенно оформление разрешения подключения к сетям. Плохое состояние или полное отсутствие автодорожного покрытия – проблема многих регионов. Как правило, парки (ИП) находятся в промзонах и зачастую строительство подъездных дорог ложится также на плечи управляющих компаний.
Важно отметить, что высокая востребованность подготовленных площадей, обеспеченных комплексом услуг управляющих компаний существует остро почти во всех регионах.
Недостаток системного инвестирования, жесткий конкурсный отбор не позволяют найти быстрого решения сложившейся проблемы даже в регионах с высокими социально-экономическими показателями. Финансировать сертификацию и строительство готовы далеко не многие инвесторы, поскольку в короткие сроки сдать или продать объект не всегда получается.
Сама процедура сертификации индустриальных парков, на соответствие стандартам, также является проблемой. Очень часто разработка и согласование стандартов затягивается в госструктурах.
Плохо разработаны или зачастую отсутствуют разработанные процедуры привлечения резидентов в парки, несмотря на то, что во многих регионах власти оказывают всяческую поддержку (информационную, консультационную), то есть имеет место быть государственно-частное партнерство.
В Саратовской области 27 июля 2016 года принят закон № 97 СЗО «О промышленной политике в Саратовской области», который определяет полномочия органов власти в сфере промышленной политики.
Порядок применения мер стимулирования к индустриальным паркам изложен в статье 13. Для того, чтобы управляющая компания индустриального парка получила поддержку, парк должен соответствовать требованиям, изложенным в Постановлениях Правительства РФ № 1119 и № 316, а также дополнительным требованиям, которые могут быть установлены Правительством области.
В настоящее время в Саратовской области разработан проект [2] закона «О применении на территории Саратовской области мер стимулирования деятельности в сфере промышленности к управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры, находящиеся в составе индустриальных (промышленных) парков».
Принятие закона связано с выполнением программы «Развитие промышленности в Саратовской области на 2016‑2018 годы» – Постановление № 421-П от 17.08.2015.
Согласно программе, нормативные документы могут быть приняты до конца 2018 года. Ранее поддержка индустриальных парков регулировалась законом № 203-ЗСО «О государственной поддержке промышленных (индустриальных) парков в Саратовской области» [3] Под этот закон была создана вся необходимая документация – реестры парков и резидентов, требования к УК, резидентам, необходимые документы для включения в реестр, формы отчетности УК и резидентов.
Вероятнее всего уже созданные нормативные акты и формы отчетности будут с небольшими изменениями приняты заново.
Стоит отметить, что за время действия закона № 203-ЗСО в реестр резидентов не была внесена ни одна компания.
В проекте закона о применении мер поддержки к индустриальным паркам в статье 2 определены меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемыми к управляющей компании индустриального (промышленного) парка и к субъектам деятельности в сфере промышленности за счет имущества и средств бюджета области:
1) налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
2) субсидии за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
3) бюджетные инвестиции в соответствии с законодательством.
В Саратовской области промышленные предприятия, размещенные в индустриальном парке «Тролза», расположенном в Энгельсском муниципальном районе, могут претендовать на следующие виды налоговых льгот:
1. Инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой отсрочку по уплате региональной части налога на прибыль на срок до 3-х лет, при уплате процентов в размере ¾ ставки рефинансирования ЦБ. Для получения льготы инвестор должен осуществить капитальные вложения в размере не менее 20 миллионов рублей. Закон Саратовской области от 24.02.2016 № 17-ЗСО «О некоторых вопросах предоставления инвестиционного налогового кредита» [5].
2. Снижение ставки налога на имущество с 2,2 % до 0,1 % для инвесторов, осуществляющих реконструкцию или техническое перевооружение объекта на срок до 5 лет. Закон Саратовской области от 24.11.2003 № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» [6].
3. Снижение до 0 % ставки транспортного налога на срок до 5 лет для вновь создаваемых организаций. Закон Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» [7].
Отметим, что «Частый промышленный парк ТРОЛЗА» единственный в Саратовской области успешно прошедший сертификацию на соответствие Национальному стандарту ГОСТ Р 56301‑2014 «Индустриальные парки. Требования» [8].
Для инвесторов, заключивших специальный инвестиционный контракт, ставка налога на прибыль снижается до 15,5 %. Требования – инвестиции не менее 400 миллионов рублей или создание не менее 100 новых рабочих мест, соответствие вида экономической деятельности приоритетным отраслям обрабатывающей промышленности, определенным в стратегии развития региона. Постановление Правительства Саратовской области от 28.11.2016 № 650-П «О специальных инвестиционных контрактах» [9].
Помимо налоговых льгот предприятия, обрабатывающих производств, могут претендовать на следующие субсидии: на компенсацию части затрат на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки для реализации инвестиционных проектов, в том числе на разработку и внедрение инновационных технологий; на возмещение части первоначального взноса, при заключении договора лизинга отечественного оборудования и (или) уплаты части лизинговых платежей; на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, направленных на создание и (или) развитие производства новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе в соответствии с утвержденными отраслевыми планами импортозамещения; на компенсацию части затрат на приобретение прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, новых технологий для реализации инвестиционных проектов; на поддержку разработок, удостоенных наградами Саратовского салона изобретений, инноваций и инвестиций; на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и (или) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2015‑2017 гг. в рублях на реализацию инвестиционных проектов, связанных с производством высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.
Базовые налоговые льготы в Саратовской области не отличаются от регионов-лидеров инвестиционного рейтинга.
Преимущество соседних территорий формируется за счет существование особых экономических зон, в которых налоговые ставки существенно ниже.
Например, в Татарстане в ОЭЗ «Алабуга» ставка по страховым взносам для резидентов снижена с 30 % до 7,6 %.
Задача управляющей компании заключается в том, чтобы резиденты парка имели возможность претендовать на все действующие меры поддержки в режиме «одного окна». То есть управляющая компания может оказывать содействие в сборе всех необходимых документов и подготовке бизнес-плана и контролировать процесс прохождения всех процедур.
Вместе с тем, видится также крайне желательным принятие регионального акта, устанавливающего льготную арендную ставку по аренде земли, переданной в состав индустриального парка.
Отметим, что подобные примеры встречаются в российской практике. Например, «предоставление льготы по арендной плате за использование земельного участка (земельных участков), находящегося (находящихся) в собственности Ленинградской области, а также земельного участка (земельных участков), государственная собственность на который (которые) не разграничена, в Ленинградской области, входящего (входящих) в состав территории индустриального (промышленного парка) (далее - льгота по арендной плате), в виде уплаты арендной платы в следующих размерах: первый и второй календарные годы - 30 процентов от суммы годовой арендной платы без учета льготы по арендной плате, третий, четвертый и пятый календарные годы - 60 процентов от суммы годовой арендной платы без учета льготы по арендной плате, шестой, седьмой и восьмой календарные годы - 90 процентов от суммы годовой арендной платы без учета льготы по арендной плате – ОЗ№52 «О создании и развитии индустриальных (промышленных) парков в Ленинградской области».
Касательно мер поддержки управляющей компании парка в части субсидирования затрат на инфраструктуру, необходимо дождаться принятия упомянутого выше закона «о мерах стимулирования…» и всех необходимых регламентов, устанавливающих:
1. Критерии отбора парков на получение субсидий
2. Состав документов
3. Порядок подачи документов
4. Порядок рассмотрения заявок
Региональная практика показывает, что основным критерием для получения субсидий является налоговая выручка, уплаченная резидентами парка.
Субсидии на введенную инфраструктуру не могут превышать суммы налогов, уплаченными резидентами за период.
Опыт государственной поддержки предпринимательства при реализации проектов по развитию промышленных площадок в мировой экономике показывает прорывные результаты в экономическом развитии.
Однако в России данное развитие сдерживается законодательными ограничениями бюджетного участия в долгосрочных инвестиционных проектах и недостаточной проработанностью существующих методов оценки эффективности парковых проектов.
Подводя итоги, можно выделить основные проблемные направления, препятствующие интенсивному развитию индустриальных парков: отсутствие земельных участков с готовой инфраструктурой, длительные сроки перевода земель в другую категорию (6-12 месяцев) при необходимости, проектирование и государственная экспертиза, а также строительство инженерной инфраструктуры (около 12 месяцев), развитие транспортной логистики, отсутствие сформированной стратегии развития, «белые пятна» в законодательстве, административные преграды, низкая квалификация специалистов в данной отрасли. Для решения обозначенных проблем глобальное значение имеет развитие государственно-частного партнерства.