Роль Международного Комитета Красного Креста в защите журналистов
Секция: Международное право
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Роль Международного Комитета Красного Креста в защите журналистов
Аннотация. Данная статья посвящена проблематике обеспечения международной защиты журналистов. Автор рассматривает тему с точки зрения гуманитарного права. Приводится практика и работа Международного комитета Красного Креста.
Ключевые слова: журналистов; убийствами; Украине; Исламского государства; высокой степенью риска; основные принципы и правила международной защиты журналистов; гуманным обращением; ООН; Международный комитет Красного Креста (МККК);
В настоящее время вопросы защиты журналистов сохраняют высокую степень актуальности. Во многом это объясняется громкими убийствами представителей российских средств массовой информации на Украине во время последнего конфликта, или показательными казнями иностранных журналистов активистами Исламского государства, и т. д.
Все вышеописанные события несомненно имеют широкий общественный резонанс и повышают интерес к теоретическим основам защиты журналистов. В последнее время в прессе всё больше стало появляться материалов на заданную тему. Так, следует отметить работы таких авторов как, например, следующие: А. Князев, Ж. Пикте, М.Г. Смирнов, В.А. Батырь, Ф. Бюньон, И.Н. Арцибасов, С.А. Егоров, С.Е. Нахлик, и др., а также Тони Пфаннера – главного редактора «Международного журнала Красного Креста».
Работа журналиста в так называемых «горячих точках», несомненно, сопряжена с высокой степенью риска, что и побудило международное сообщество выработать определенные нормы, регулирующие положение представителей данной профессии.
Вообще, основные принципы и правила международной защиты журналистов и гражданского населения в целом установлены в целом комплексе документов:
· I, II, III, IV Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.
В период до принятия Протокола II 1977 г. была принята общая ст. 3 для всех четырех Женевских конвенций. Согласно ст. 3 лица, которые не принимают непосредственного участия в боевых действиях, в ситуации внутреннего вооруженного конфликта должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением.
С этой целью при любых обстоятельствах запрещено:
· посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания;
· взятие заложников;
· посягательство на человеческое достоинство, оскорбляющее и унижающее обращение;
· осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом при наличии судебных гарантий, признанных цивилизованными нациями необходимыми.
· Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и три протокола к ней.
В соответствии с положениями данной Конвенции запрещается при любых обстоятельствах использовать против гражданского населения разного рода мины, мины-ловушки, а также зажигательное оружие [5, с. 7-22].
Следует разобраться с вопросом: относятся ли журналисты к категории «гражданского населения», о котором говорится в вышеуказанных документах. Если взять за основу положения Четвертой Женевской конвенции и Протокола I 1977 г., то ответ следует искать методом исключения. Понятие «гражданское население» включает в себя всех гражданских лиц, за исключением тех, кто относится к категории лиц, указанных в ст. 4 Четвертой Женевской конвенции 1949 г. и в ст. 43 Дополнительного протокола I.
В связи с чем, по мнению некоторых исследователей, недостатками Протокола I являются: отсутствие прямого указания на гражданское население как объект предоставляемой защиты, запрещения производить нападения на гражданское население, в том числе в порядке репрессалий, а также норм о защите гражданских объектов [7, с. 72]. Все эти пробелы были устранены в Дополнительном протоколе II 1977 г.
В целом же анализ статей двух принятых Дополнительных протоколов (1977 г.) позволяет отметить широкое применение термина «гражданское население». В Протокол I включены, помимо указанных в Протоколе II раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, детей, «лиц, вышедших из строя», медицинского и духовного персонала, еще такие категории, как персонал гражданской обороны и журналисты.
Основные положения международной защиты журналистов содержатся в ст. 79 Протокола I «Меры по защите журналистов», первый и второй параграфы которой трактуют предоставление защиты журналистам как гражданским лицам.
Из истории вопроса известно, что после второй мировой войны ООН со своей стороны предлагала установить определенные положения о защите журналистов. В частности, ООН предлагала сделать специальные опознавательные знаки для журналистов, ввести определенный учет журналистов, создать базу данных, создать международную организацию, которая могла бы регулировать направление журналистов в различные «горячие точки». Однако, конкретных норм так и не было принято.
Итак, положения вышеназванной ст. 79 устанавливают, что: «журналист, находящийся в опасной командировке в районе вооруженного конфликта, будучи гражданским лицом, пользуется в полном объеме защитой, предоставляемой международным гуманитарным правом гражданским лицам» [3, с. 684].
Более того, в настоящее время существует так называемое удостоверение журналиста, находящегося в опасной командировке. Это удостоверение, считается общепризнанным международным документом и позволяет идентифицировать личность журналиста в зоне вооруженного конфликта. Международные гуманитарные организации рекомендуют журналистам перед тем, как отправляться в зону вооруженного конфликта, оформлять данное удостоверение [4, с. 63].
Международный комитет Красного Креста (МККК) также вносит значительный вклад в обеспечение международной защиты журналистов.
В первую очередь следует отметить, что МККК является международно-признанным органом, который должен следит за соблюдением норм международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право основывается на равновесии гуманитарных и военных интересов. Чтобы предотвратить сползание сторон к тотальной войне, заканчивающейся полным истреблением противника, выбор методов и средств ведения войны для них ограничивается. В частности, существует обязательство щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях, таких как гражданские лица или взятые в плен военнослужащие.
Одним из направлений деятельности МККК в сфере защиты журналистов является разработка текстов международных конвенций, направленных на защиту гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Так, например, после страшных уроков Корейской и Вьетнамской войн на XXII Международной конференции Красного Креста в Стамбуле в 1969 г. было поручено МККК подготовить тексты проектов документов, дополняющих Женевские конвенции 1949 г. Эти тексты были представлены в 1973 г. на конференции, проходившей в Тегеране. В феврале 1974 г. правительство Швейцарии как государство – депозитарий Женевских конвенций 1949 г. созвало Дипломатическую конференцию с целью обсуждения двух Дополнительных протоколов. Работа конференции завершилась их торжественным принятием 8 июня 1977 г., чем был подведен итог почти четырехлетнему сложнейшему процессу переговоров [1, c. 318].
Кроме того, действующие в период первой мировой войны нормы Женевской (1906 г.) и Гаагской (1907 г.) конвенций носили слишком общий характер, и их было уже недостаточно. Отвечая на новые гуманитарные вызовы, Международный Комитет Красного Креста (МККК) приложил немало усилий – на практическом и теоретическом уровнях – для облегчения положения участи жертв войны. Посещая лагеря для пленных по обе стороны фронта, составляя отчеты, предлагая свое понимание и разъяснения уже существующих правовых норм, МККК помогал правительствам воюющих держав выработать единые подходы к толкованию этих норм, что, безусловно, помогло облегчить участь тысяч и тысяч страдающих людей.
Кроме того, МККК занимается также и теоретическими вопросами и неоднократно предлагал сторонам свое толкование применяемого права.
В подтверждение вышесказанному приведем пример из истории деятельности МККК: 15 января 1915 г. МККК направил центральным комитетам, а через них и правительствам циркулярное письмо под названием «Равенство в обращении со взятыми в плен военными и гражданскими лицами», в котором МККК предлагал ряд практических мер, соответствующих, по его мнению, добросовестному применению Гаагской конвенции. Этими предложениями он хотел «добиться согласия между всеми воюющими сторонами, чтобы обеспечить одинаковое обращение со всеми военнопленными» [2, c. 29].
В силу того обстоятельства, что МККК должен поддерживать активный диалог со стороной в конфликте более сильной в военном отношении и даже вопреки этому, он должен заботиться о том, чтобы оставаться независимым и чтобы эта независимость была очевидной. Без такой независимости невозможно добиться того, чтобы более сильный противник не использовал гуманитарную деятельность как средство для достижения своих интересов. МККК имеет обязательства только перед жертвами вооруженных столкновений, и единственная цель его сотрудничества со всеми сторонами в конфликте – предоставить гуманитарную помощь жертвам беспристрастно и без какой-либо дискриминации.
В дополнение к вышесказанному следует отметить, что в работе МККК существует следующая практика: если национальное общество или правительство присылает ему жалобу, он направляет ее обвиняемой стороне и просит провести расследование. Он же передает подавшей жалобу стороне ответ, объяснения или выражение сожалений от стороны, которой предъявляется обвинение. Взяв на себя передачу таких сообщений, Международный комитет не собирался высказывать свое мнение об инкриминируемых фактах, достоверность которых он не мог и не хотел проверять [6, c. 27]. Однако, передавая сообщения, он часто пользовался случаем, чтобы напомнить о принципах и положениях Женевской и Гаагской конвенций и высказать свое толкование права, применимого к конкретному случаю.
В отношении обеспечения международной защиты журналистов вышеописанная процедура имеет следующее значение:
1. такие жалобы напоминают о существовании договора, о желании государств выполнять вытекающие из него обязательства и пользоваться предусмотренными в нем правами;
2. передача протестов предоставляет обвиняемой стороне возможность объясниться, оправдаться или высказать сожаление;
3. расследование среди подчиненных напоминает о действующих международных предписаниях и обращает внимание на необходимость их соблюдать.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что роль Международного Комитета Красного Креста в защите журналистов в настоящее время очень значительна. Это объясняется тем, что именно МККК является тем международным органом, который призван следить за соблюдением норм международного гуманитарного права, которые как раз и включают в себя правила защиты гражданского населения, к которому относятся журналисты, осуществляющие свою профессиональную деятельность. Важно отметить, что журналист должен именно выступать в данном статусе, чтобы пользоваться международной защитой, предоставляемой некомбатантам, так как, с того момента как журналист начнет принимать активные действия вооруженного характера или перейдет на чью-то сторону в конфликте, он становится комбатантом и правила международной защиты для гражданского населения перестают на него распространяться.