Краткий анализ состояния законности в сфере проведения проверочной закупки наркотических средств
Секция: Уголовный процесс
XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Краткий анализ состояния законности в сфере проведения проверочной закупки наркотических средств
BRIEF ANALYSIS OF THE STATE OF LEGALITY IN THE FIELD OF VERIFICATION PROCUREMENT OF NARCOTIC DRUGS
Nadezhda Plesskaya
Student of Moscow state University of Humanities and Economics - MSHEU, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассмотрены особенности проведения проверочной закупки наркотических средств, в том числе особенности прокурорского надзора в данной сфере.
Abstract. the article discusses the features of the verification purchase of narcotic drugs, including the features of Prosecutor's supervision in this area.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотических средств; проверочная закупка наркотических средств; оперативно-розыскная деятельность.
Keywords: illicit drug trafficking; verification purchase of narcotic drugs; operational search activity.
Необходимой задачей национальной безопасности в настоящее время продолжает оставаться противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов [2]. Все это указывает на необходимость предупреждения, выявления таких преступлений и установления лиц, которые их совершают, что и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Целью научной работы является рассмотрение актуальных проблем в сфере проведения проверочной закупки наркотических средств, а также особенностей прокурорского надзора в данной сфере.
В процессе исследования были применены общенаучные и специальные юридические методы исследования. Метод системного анализа позволил изучить действующее законодательство в сфере проведения проверочной закупки наркотиков. Сравнительно-правовой метод исследования помог выявить особенности прокурорского надзора и возможности его совершенствования для преодоления проблемы отмены приговоров по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3 (с изм. и доп.), в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение проверочной закупки, т.е. оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их изготовления [1].
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о наличии двух точек зрения о правовой квалификации проверочной закупки наркотических средств. В первую очередь, некоторые авторы считают, что закупка наркотиков представляет собой мнимую сделку купли-продажи [6, с. 109]. Однако, данное определение не вполне обоснованно, поскольку невозможно оперативно-розыскное мероприятие отождествлять с элементом гражданского оборота. В качестве альтернативного варианта под проверочной закупкой наркотических средств предлагается понимать совокупность действий по искусственному созданию ситуации, имитирующей приобретение наркотических средств или иных предметов, относящихся к незаконному обороту наркотиков [4, с. 236].
В 2016 году Европейский суд по правам человека (далее − ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобы девяти граждан Российской Федерации, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств. У всех заявителей доказательственная база по уголовным делам строились по одному принципу: главным доказательством служили результаты проведения оперативными уполномоченными проверочных закупок наркотических средств, в которых сотрудники полиции выступали «покупателями», либо «посредниками» при сбыте наркотиков.
Метод проведения проверочной закупки является одним из самых распространенных при задержании подозреваемых в рассматриваемых преступлениях. Так, в одном из решении ЕСПЧ указывалось на неоднократные допущенные нарушения при проведении проверочных закупок наркотических средств [7].
Таким образом, представляется необходимым совершенствование прокурорского надзора за процедурой проведения проверочной закупки наркотических средств. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предполагает при проведении проверок обязательное соблюдение двух взаимосвязанных между собой условий: наличие поводов и оснований. Это своего рода отправные точки.
Одновременно сторонниками, отстаивающими умеренные «реформы» в области прокурорского надзора, предлагается активное использование в указанных целях возможностей информационных технологий, предварительно создав для этого необходимые предпосылки путем постепенной «интеграции» информационных систем МВД России, аккумулирующих сведения о деятельности оперативных подразделений полиции, с автоматизированным информационным комплексом «Надзор», функционирующим в органах прокуратуры. Для этого предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 21) [3, с. 190]. Однако, в ближайшее время вряд ли удастся что-либо предпринять в этом направлении, поскольку пока материальных предпосылок для осуществления данных изменений нет. Вопросы возникают и в плане обеспечения защиты сведений, подлежащих передаче. Не следует исключать вероятность «утечки» данных, если заранее не разработать комплекс действенных мер, направленных на воспрепятствование несанкционированного доступа к компьютерной информации.
В своей работе П. И. Иванов предлагает радикальные решения, принятие которых, по его мнению, может привести к существенному (кардинальному) укреплению законности в сфере оперативно-розыскной деятельности [4, с. 237]. Сторонники этой точки зрения считают, что ныне действующая модель прокурорского надзора малоэффективна и низок коэффициент полезного действия. В целях повышения эффективности прокурорского надзора предлагается законодательное закрепление нового подхода относительно прокурорского надзора, заключающегося в переходе к предварительной форме надзора. Кроме того, предлагают не проводить без санкции суда такие оперативно-розыскные мероприятия, как проверочная закупка наркотических средств [5, с. 175]. Представляется, если идти по этому пути, то могут появиться новые проблемы, связанные с оперативностью принятия необходимых решений в целях своевременного выявления и пресечения в первую очередь тяжких и особо тяжких преступлений.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, непременными условиями осуществления прокурорской проверки за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются наличие для этого поводов и оснований в отношении проверочной закупки наркотических средств.
Во-вторых, основанием для прокурорской проверки при проведении проверочной закупки наркотических средств является наличие достаточных данных, указывающих на признаки совершения нарушений законности в ходе оперативно-розыскной деятельности органами, правомочными на ее осуществление в отношении проверочной закупки наркотических средств.
В-третьих, правовая основа действий во время осуществления проверочной закупки наркотических средств остается неоднозначной.