Статья:

О СОВРЕМЕННЫХ ВИДАХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Рубцов А.А. О СОВРЕМЕННЫХ ВИДАХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 12(95). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О СОВРЕМЕННЫХ ВИДАХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рубцов Артем Антонович
магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, филиал, Сибирский институт управления, РФ, г. Новосибирск

 

ABOUT MODERN TYPES OF EXTREMIST ACTIVITY

 

Artem Rubtsov

Master's student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Branch, Siberian Institute of Management, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье рассмотрены современные виды экстремистской деятельности, дана их характеристика. Сделан вывод о том, что экстремизм неоднозначное явление и имеет разные основания для классификации, во многом зависящие от сферы, в которой он проявляется.

Abstract. The article examines modern types of extremist activity and gives their characteristics. It is concluded that extremism is an ambiguous phenomenon and has different grounds for classification, largely depending on the sphere in which it manifests itself.

 

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, виды экстремизма, радикализм, общественная опасность.

Keywords: extremism, extremist activity, types of extremism, radicalism, public danger.

 

Экстремизм имеет различные виды в зависимости от поставленных целей и методов, которыми эти цели достигаются. Так, по сферам жизни можно выделить политический, национальный, религиозный, социальный, экологический, спортивный, культурный и другие виды экстремизма. Все они характеризуются тем, что направлены на противопоставление своих интересов одних людей интересам других или же социальных групп, не гнушаясь использованием различных акций, в том числе насильственных.

Рассматривая политический экстремизм, следует отметить, что данное явление – это подход или практика, при которых человек или группа людей прибегает к радикальным, крайним мерам для достижения своих политических целей. Такого рода поведение часто находится на краю политического спектра, будь-то крайняя левая или крайняя правая позиции.

Здесь следует отметить, что политический экстремизм подразделяется на «левый» (революционный) и «правый». Левые идеологии обычно связаны с идеями социального равенства, государственного контроля над ресурсами и поддержкой социально уязвимых слоев населения. Правые идеологии акцентируют внимание на свободе личности в экономической деятельности, минимальном вмешательстве государства в дела бизнеса и традиционных ценностях.

Экстремисты, будь они с левой или правой стороны, обычно стремятся к радикальным изменениям и могут оправдывать использование насилия как средства достижения политических результатов. В политическом виде экстремизма считается верным тот факт, что текущее политическое положение дел неэффективно, и в данной ситуации единственным выходом будет применение каких-либо крайних меры, которые могут быть сопряжены с насилием.

Одной из самых больших проблем, связанных с политическим экстремизмом, является его влияние на общество. Это может привести к его разделению, насилию, политической нестабильности и потере человеческих жизней. В своем истинном виде политический экстремизм проявляется редко, чаще всего встречается с признаками национального и религиозного экстремизма, выражаясь в политическом насилии, вооруженных восстаниях и других радикальных акциях, которые не соотносятся с основными демократическими и правовыми принципами, а также перетекают в терроризм. Данное утверждение подтверждает и Н.Г. Магомедов: «Политический экстремизм, с одной стороны, представляет собой самостоятельный социальный феномен, имеющий свои внутри- и внешнеполитические формы проявления. С другой стороны, политические механизмы непосредственно вплетены в ткань всех других социальных и духовных процессов; поэтому мы говорим об идейно-политическом, этнополитическом, политико-экономическом, религиозно-политическом и тому подобных разновидностях экстремизма» [1].

Национальный же экстремизм представляет собой такое негативное явление, когда человек или группа людей идентифицируют себя преимущественно через призму национальной принадлежности и используют это как аргумент для превосходства над другими национальными или этническими группами. Проявляется это в том, что индивиды начинают выступать в защиту своей национальности, ее безопасности, независимости и многого другого, и как правило, в ущерб представителям других национальностей, проживающих с ними «по соседству».

Национальный экстремизм тесно связан с политическим, потому что в большинстве случаев конечной целью данного явления является обретение независимости и образования своего государственного образования. Также он нередко связан с религиозным экстремизмом, в следствие различных религиозных предпочтений у различных национальностей.

Идеи национального экстремизма могут возникать на фоне социально-экономических проблем, когда группа людей чувствует несправедливость или угрозу своему положению в обществе и ищет виновных среди представителей других наций.

Данное явление обладает своими отличительными особенностями, такими как: вера в то, что одна национальность превосходит другую в различных аспектах; уверенность, что именно представители этой национальности должны иметь больше прав и преимуществ в обществе; публичные высказывания на тему своего превосходства или с целью унижения других национальностей, направленных для возбуждения страха или ненависти других социальных групп к этой национальности; открытая поддержка насилия в отношение представителей других национальностей.

Последствия национального экстремизма крайне негативны, поскольку они ведут к разрушению социальных слоев общества, массовым нарушениям прав человека, межнациональным и даже к международным конфликтам.

Третий вид экстремизма, связанный с вышеперечисленными, – это религиозный экстремизм, который можно охарактеризовать как крайнюю форму религиозности, в которой убеждения и практики строятся на строгой, буквальной интерпретации священных текстов и часто сопровождаются нетерпимостью к иным взглядам и верованиям. Это не просто стремление жить согласно своей религиозной вере, а активное навязывание своих убеждений другим, вплоть до использования насилия.

В основе религиозного экстремизма лежит убеждение в том, что собственная интерпретация религиозных учений абсолютно верна, и что все, кто не согласен с этой точкой зрения, могут быть наказаны, в том числе физически. Это приводит к тому, что религиозные экстремисты могут осуществлять акты терроризма, преследования или дискриминации в отношении тех, кто принадлежит к другим религиям или вовсе не религиозен.

Причины религиозного экстремизма многообразны и включают в себя как социально-экономические факторы, так и культурные, психологические. Например, в условиях социального неравенства, бедности и политической нестабильности экстремистские учения могут представляться определенным слоям населения как способ борьбы за справедливость. Кроме того, они могут использоваться политическими или религиозными лидерами для укрепления своего влияния и контроля.

Религиозный экстремизм может принимать различные формы и существовать в любой религиозной традиции, не ограничиваясь Исламом, что часто становится ошибочным стереотипом. Также важно понимать, что подавляющее большинство верующих людей отвергают экстремизм и живут в мире со своим окружением, даже сохраняя при этом глубокую религиозную веру.

Одним из способов борьбы с религиозным экстремизмом является образование, включая религиозное и межкультурное обучение, позволяющее людям лучше понимать и уважать различия других культур и религий. Кроме того, правовые и законодательные меры также играют важную роль в предотвращении насилия и преследования.

Немаловажным будет отметить и другие формы экстремизма, например, такие как социальный и экологический экстремизм.

Социальный экстремизм – это термин, который может охватывать различные формы крайних идеологий и действий, основанных на социальных вопросах, чаще всего в защиту малоимущих слоев населения, продвигая лозунги с повышениями зарплат, пенсий, социальных пособий, различных льгот, у ущерб других слоев населения. В данном случае продвигается ненависть к более обеспеченным слоям населения, пропаганда насильственного восстановления справедливости, быстрого и простого решения всех социальных вопросов.

Касаемо социального экстремизма высказывается И.С. Дубровская: «Учитывая, что общественные отношения развиваются колоссальными темпами, в том числе, и, благодаря средствам массовой информации, следует отметить опасность распространения социального экстремизма по признаку ненависти либо вражды в рамках общественных дискуссий, а также в интернет-пространстве, что говорит о необходимости совершенствования ряда нормативных правовых актов, регулирующих ряд общественных отношений и институтов» [2].

Экологический экстремизм – это радикальная форма экологического активизма. В то время как большинство экологических активистов придерживаются мирных и законных методов борьбы за охрану окружающей среды, некоторые переходят к более радикальным, иногда даже нелегальным действиям. Эти действия могут включать саботаж, нанесение ущерба имуществу, цифровые атаки против компаний или организаций, которые, по мнению активистов, вредят природе. Об этом высказывается О.Л. Дубовик: «Акты экологического экстремизма широко известны. Это нападения на научно-исследовательские центры с целью освобождения подопытных животных, угрозы и акты насилия в отношении научных работников, организация и проведение демонстраций, митингов, пикетов, информирование в СМИ и Интернете, иные действия. Нередко они сопровождаются насилием и совмещены с незаконным проникновением в помещения, угрозами убийством и другими противоправными действиями, преследуемыми в соответствии с уголовным законом» [3].

Цель экологического экстремизма – привлечь внимание к экологическим вопросам и вызвать изменения в обществе или политике, которые, по мнению активистов, будут способствовать охране окружающей среды. Однако методы, которые используют эти активисты, часто приводят к обратному эффекту: общество и власти могут воспринимать их действия как угрозу, что приводит к усилению контрмер и ухудшению общественного отношения к экологическим идеям в целом.

Термины, такие как "эко-терроризм", иногда используются для описания самых крайних форм экологического экстремизма. Это связано с тем, что действия этих групп или индивидов могут создавать страх или угрозу безопасности. Важно понимать, что такие методы выражают позицию лишь небольшой части экологических активистов и не отражают общий экологический движение, которое стремится к устойчивому развитию и охране окружающей среды через образование, научные исследования и политический диалог.

Также экстремизм можно классифицировать по возрасту его приверженцев: может быть молодежный и «взрослый» экстремизм. В то время когда понятно, что из себя представляет «взрослый» экстремизм, следует сделать акцент на молодежном, так как он не меньше второго опасен для общества и государства.

Молодежный экстремизм – это форма экстремизма, совершаемая молодежью, которая проявляется в приверженности к радикальным идеологиям и стремлении к насильственным действиям. Молодежь находится в поиске своей идентичности, и экстремистские группы могут предложить им простые и привлекательные ответы на сложные социальные и политические вопросы. Также молодые люди, которые чувствуют себя исключенными из общества, могут быть более восприимчивыми к экстремистским группам, обещающим им чувство принадлежности и значимости.

«Следует учитывать, что в условиях современной действительности, характеризующейся более глубоким развитием информационно-коммуникационных технологий, экстремистские настроения все чаще находят свое проявление среди молодежи, так как способы вовлечения их в данную деятельность постоянно изменяются и совершенствуются. Молодежь является социально-демографической группой, сочетающей в себе ряд признаков: социальные, психологические черты, возрастные характеристики, а также положение в социальной структуре общества. Возраст человека является основополагающим фактором принадлежности его к данной группе» [4].

Основными проявлениями молодежного экстремизма можно считать насилие, угрозы, оскорбления, акты вандализма, пропаганду экстремистских идеологий в учебных заведениях и ​​онлайн-сообществах.

Молодежный экстремизм отличается от экстремизма среди взрослых несколькими ключевыми аспектами, в первую очередь мотивацией и целями. Молодежный экстремизм часто мотивирован желаниями поиска идентичности, принадлежности к группе и личной значимости. Молодые люди могут участвовать в экстремистских действиях в попытках выразить свое несогласие с социальными, политическими или экономическими условиями, протестуя против воспринимаемых несправедливостей или из-за желания перемен. Взрослые, с другой стороны, могут быть более мотивированы конкретными долгосрочными политическими или идеологическими целями.

Вторым отличительным аспектом можно считать методы донесения своих идей. Молодежь склонна к использованию более неформальных, спонтанных, и даже символических форм протеста или насилия. В то время как «взрослый» экстремизм может быть более организованным и иметь четкую структуру или долгосрочную стратегию. «Взрослые» экстремисты могут использовать более сложные их механизмы влияния, включая более продуманные информационные кампании или террористические акты.

Наконец, третий аспект заключается в том, что молодежь более подвержена влиянию и может легче поддаваться радикализации через интернет, друзей или знакомых.

О молодежном экстремизме С.Р. Ананичева говорит следующее: «В социокультурном портрете современной российской молодежи можно выделить как объективные, так и субъективные причины проявления агрессивности и экстремальности сознания, обусловленные комплексностью и противоречивостью условий социальной модернизации. При этом видится острая необходимость противодействовать указанным проявлениям при помощи сохранения духовной культуры и ценностной трансформации сознания и поведения молодежи как особой социальной группы общества» [5].

И это не все основания, по которым можно классифицировать экстремизм, так, например, ученые выделяют еще внутренний и международный экстремизм, где основанием выступает факт того, выходят ли проявления рассматриваемого явления за территорию государства и связывают между собой несколько государств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества существует множество видов экстремизма, возникающих в зависимости от сферы общественной жизни, для противодействия которым необходим собственный подход, который в первую очередь должен начинаться с профилактики данного явления.

 

Список литературы:
1. Магомедов Н. Г. Об исламском религиозном и религиозно-политическом экстремизме // Исламоведение. - 2020. - №1 (43). - С. 97
2. Дубровская И. С. Социальный экстремизм как угроза внутренней безопасности государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - №10. - С. 125
3. Дубовик О. Л. Криминологические и уголовно-правовые предпосылки борьбы с экологическим терроризмом и экологическим экстремизмом в России // Lex Russica. - 2018. - №9 (142). - С. 80-21
4. Зоз В. А. Деятельность органов внутренних дел по противодействию молодежному экстремизму // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2023. - Т. 9, № 3. - С. 458
5. Ананичева С. Р. Проблема распространения идеологии экстремизма среди российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - №8. - С. 2