Статья:

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Философия религии и религиоведение

Выходные данные
Комисова Е.И. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 12(95). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Комисова Елена Игоревна
старший преподаватель кафедры философии, Донецкий государственный университет, РФ, ДНР, г. Донецк

 

ABOUT SOME FEATURES OF THE RELIGIOUS WORLDVIEW

 

Elena Komisova

Senior Lecturer of the Department of Philosophy, Donetsk State University, Russia, DNR, Donetsk

 

Аннотация. В статьи изложены некоторые особенности религиозного мировоззрения, такие как трудности в универсальном его определении, ритуальное поведение и иррациональная вера как обязательные элементы. Рассматриваются точки зрения различных философов. Приводятся психологические детерминанты религии.

Abstract. The article outlines some features of the religious worldview, such as difficulties in its universal definition, ritual behavior and irrational faith as mandatory elements. The points of view of various philosophers are considered. The psychological determinants of religion are given.

 

Ключевые слова: религия, вера, мировоззрение, феномен, дефиниция, сакральное, священное.

Keywords: religion, faith, worldview, phenomenon, definition, sacred, sacred.

 

Многие философы считают, что невозможно вывести универсальное определение религии, которое охватило бы всю совокупность форм религиозных верований. Так, гносеологический подход к определению религии выделяет в качестве основного ее признака иррациональную веру, однако сталкивается со сложностями при разграничении религиозного верования и сходных идеологических феноменов, к примеру, веры в национальное превосходство. Большинство ученых выделяют особую форму человеческого опыта, одинаковую для всех религий – веру в высшие, сверхъестественные силы, сакральное. Вера в Бога как такового не является необходимым элементом определения религии. Есть религии, в которых понятия о Боге не существует, но понятие о «священном», или «нуминозном» (что тесно связано с первичным религиозным опытом), присутствует обязательно. Первичный религиозный опыт человека полностью иррационален, он не включает ничего похожего на последующие наслоения – нравственные и рациональные аспекты, которые становятся ведущими в развитых мировых религиях.

Немецкий философ Макс Вебер не стремился к выработке какого-либо законченного определения религиозного феномена. Он полагал, что любая дефиниция будет иметь условный характер. Для него главной характеристикой было то, что индивиды действуют, сообразуясь с избираемыми ими методами достижения преследуемых целей. Эти цели могли даже иметь светский, гражданский характер, к примеру, богатство или престиж. Хотя ученый видел задачу социологии религии в исследовании смыслов человеческой деятельности, он не отожествлял эти «смыслы» с религиозными понятиями, признавая в современном обществе первостепенность секулярности. В противоположность большинству социологов, М. Вебер не считал, что общие культурные ориентации человечества совпадают с определением «религиозные» [1].

Акцентируя своё внимание на определении религиозного мировоззрения, выделим несколько его обязательных, по нашему мнению, элементов. Итак, религия включает систему верований. Вера представляет собой индивидуальный феномен, который заключается в доверии человека к какому-либо объекту, событию или принципу как воплощению ценности жизни, источнику смысла. Вера помогает человеку упорядочить свою жизнедеятельность, понять и объяснить существующие явления. Также религия предполагает общность верований для некоего числа людей. Любая религия  предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями). Религия включает обязательное ритуальное поведение, которое может состоять из молитв, песнопений, танцев, движений. Ритуальные действия тесно связаны с религиозными символами, которые определяют их смысл и сопутствуют им.

Ритуальное поведение, которое предполагает непосредственное участие верующего, осознается как участие в акте соприкосновения со священным, и выражает по отношению к нему соответствующий нуминозный эмоциональный отклик — почитание, благоговение, трепет, страх. Нуминозный отклик также является обязательным составляющим религиозного мировоззрения.

В современном мире религиозное мировоззрение современного человека имеет существенные отличия от мировоззрения человека других эпох. К примеру, на ранних этапах развития человечества религия была насыщена представлениями, зачастую оторванными от реальности, варварскими и жестокими по своему характеру, и находила свое выражение в мифах.

Как отмечал Альберт Швейцер, в мировых религиях запечатлены гигантские попытки прийти к этическому мировоззрению [4]. Монотеистические мировые религии проникнуты надеждой на то, что этическая сила восторжествует над естественной и поднимет мир и человечество к вершинам подлинного совершенства. Основатель зороастризма пророк Заратустра и ранние иудейские пророки представляли себе этот процесс как всемирную реформу. В христианстве нравственная сущность религиозного мировоззрения несколько подорвана тем, что Иисус ожидал прихода совершенного мира в результате катастрофы существующего. В то время как у Заратустры вмешательство бога являлось лишь завершением направленной на совершенствование мира деятельности людей, у Иисуса оно – единственное, что принимается во внимание. Иначе говоря, царство божье не подготавливалось культурной работой человечества. Однако со временем христианское мировоззрение перестало уповать лишь на конец света и рассматривало возможность наступления царства божьего в процессе естественного развития, преобразующего мир. В этом случае оптимистическая сторона христианского мировоззрения беспрепятственно взаимодействовала с этической.

Некоторые крупные философы не признавали за религиозным мировоззрением какой-либо существенной роли в развитии человека, тем более положительной. Так, немецкий мыслитель конца XIX века Фридрих Ницше в своей книге «Веселая наука» писал: «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц!» [3]. Философ подразумевал не столько личностную смерть божества, сколько кризис всего человечества, утрату сверхчувственным миром идей своей обязательности и силы в современном обществе. Однако данная мысль имела и теологическую основу – по мнению Ф. Ницше религия стала препятствием к дальнейшему развитию мира. Священнослужители проповедуют ложные истины, обрекают людей на пожизненную зависимость от бессмысленных, устаревших религиозных  обрядов, заменяют настоящие мыслительные способности стандартизированным интеллектом верующего, воцерковленного человека. Ф. Ницше также подчеркивал, что религия была плодотворной и необходимой на ранних стадиях развития общества, не имеющего представления о реальной сути событий и явлений, не имеющего понятия о науке и потому наделяющего фантастической силой некие мифические сущности. При современном же  уровне развития науки и техники ложные объяснения не нужны. Человек стал достаточно сильным и умным, и даже вопрос конечности собственного существования может принять спокойно и не надеяться на мифическую загробную жизнь. Таким образом, в своеобразном, неакадемическом, однако весьма популярном научно-философском учении Ф. Ницше религиозное сознание не занимало настоящего места среди прочих форм духовной ориентации человека в мире.   

В XX в., в условиях постмодернизма в социальной модели отношений «человек-религия» акцент перенесся на человеческий полюс, на множественность толкований Святого Писания и иных религиозных древних текстов. Человек, который, к примеру, читает Библию, сталкивается, в первую очередь, не с событиями, которые там излагаются, а с разными способами их истолкования, с историей этих толкований, которые осуществлялись в разных исторических и социальных условиях и с различными побуждениями. На первый план в системе философии вышла герменевтика, которая призвана выделять различные уровни религиозных текстов: чувственно-буквальный, отвлеченно-нравоучительный и идеально-мистический.

Выдающийся французский мыслитель-традиционалист Рене Генон утверждал, что современная цивилизация избрала сугубо материальный вектор развития, она единственная из всей мировой истории не опирается ни на какой принцип высшего порядка. Даже для большей части верующих идея религии в XX в. «стала идеей очень худосочной; она не оказывает заметного влияния ни на их мышление, ни на их способ действия… и верующие, и неверующие ведут себя более или менее одинаково» [2].

Что бы сказал философ-религиовед сегодня? Современные нам верующие нередко совершают в своей повседневной жизни поступки, далекие от норм религиозной этики и морали, идя затем в церковь и ложно раскаиваясь о своем поведении, не меняясь в душе на самом деле. Религия оказывает несущественное влияние на жизнь современного человека даже в том случае, если он часто общается с духовными лицами или посещает храм. В меньшей степени это относится к исламу, однако здесь мы встречаем другую крайность – неверную трактовку многих исконных мусульманских истин, прежде всего, джихада. Истоки современного терроризма лежат в спекуляции религиозными учениями Магомета и его последователей, замене их на ложные и противоестественные религии цели мирового господства.  

По мнению Карла Юнга, основоположника аналитической психологии, именно из-за того, что человечество разучилось контролировать с помощью религии свою собственную психику, оно поплатилось войнами, революциями и другими социальными катаклизмами [5]. Юнг уделял огромное значение в своей клинической практике религиозному мировоззрению человека. Он считал, что общество утратило способность глубоко верить в Бога и потеряло, таким образом, путь к своему собственному душевному и духовному мироощущению. Человек разучился понимать и воспринимать символическую жизнь, а энергия, прежде направляемая в мирное религиозное русло, начала приобретать негативные формы и трансформировалась из созидательной в разрушительную. Ярким примером такой метаморфозы является употребление древнейшего, абсолютно мирного и позитивного знака «вращающегося» креста (свастики) в качестве главного символа гитлеровской Германии и современное отождествление свастики исключительно с фашизмом. На вопрос собственной веры в Бога, Юнг отвечал: «Я не верю в Бога. Я знаю» [5].

При объяснении феномена религии важно ответить на вопрос – какие факторы обуславливают возникновение, существование и развитие религиозного сознания. Выделим основные психологические детерминанты религии: страх смерти; чувство зависимости от божества (необходимость в ком-то или чем-то самом сильном, умном, надежном, совершенном); сублимация от подсознательных негативных побуждений человеческой психики; внутренняя духовная потребность человека в трансцендентном, необходимость вырваться за пределы физического ограниченного мира; потребность в интеграции, общении, защите. Также детерминанта собственной мировоззренческой активности имеет важное значение в процессе формирования религиозности личности.

Таким образом, на формирование религиозности влияет комплекс детерминант, которые, вступая во взаимодействие друг с другом, создают уникальную социокультурную систему.

 

Список литературы:
1. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. — СПб.: Владимир Даль, 2017. – 446 с.
2. Генон Р. Кризис современного мира. — М.: Академический проект, 2019. –265 с. 
3. Ницше Ф. Весёлая наука. – М.: Азбука-Аттикус, 2023. – 341 с.
4. Швейцер А. Жизнь и мысли. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. –672 с.
5. Юнг К.Г. Психологические типы. – Минск: «Харвест», 2017. – 528 с