Статья:

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Конференция: XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Информационное право

Выходные данные
Чишеева А.Р., Воропаева Е.В. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(99). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Чишеева Алсу Рушановна
студент, Ростовский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Ростов-на-Дону
Воропаева Елена Валерьевна
преподаватель, Ростовский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE NATIONAL SYSTEM OF LEGAL SUPPORT FOR THE INFORMATION SECURITY OF MINORS IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

 

Alsu Chisheeva

Student, Rostov Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don

Elena Voropaeva

Teacher, Rostov Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности реализации права несовершеннолетних пользователей на доступ в Интернет и ограничения, обусловленные необходимостью их защиты. Исследование возможности правового регулирования, направленного на обеспечение интересов ребенка с учетом необходимости его всестороннего развития в цифровую эпоху.

Abstract. This article examines the specifics of implementing the right of minor users to access the Internet and restrictions caused by the need to protect them. A study of the possibility of legal regulation aimed at ensuring the interests of the child, taking into account the need for his or her comprehensive development in the digital age.

 

Ключевые слова: информационное общество, информационное пространство, информационная безопасность, информационная среда, информационная культура.

Keywords: information society, information space, information security, information environment, information culture.

 

В условиях развития информационного общества, учитывая изменения, внесенные в нашу жизнь пандемией коронавирусной инфекции, специальной военной операцией и санкционной политикой, реализацией прав детей на информацию и обеспечение их информационной безопасности, защита от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, является актуальной и одной из главных стратегических задач государства. При этом представляют научный интерес сами несовершеннолетние как субъекты информационных отношений с учетом специфических особенностей их прав, содержания и правового регулирования [7, с. 3].

По данным Министерства здравоохранения, наблюдается рост заболеваемости детей и подростков психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе связанными с употреблением психоактивных веществ. Видна связь статистических показателей с влиянием информационной среды, способствующим копированию девиации и клишированию поведения. [3, с. 4] Опасность потокового принципа потребления информации продемонстрировала периодом вынужденной самоизоляции. Непрерывное взаимодействие с медиасигналом, в том числе в целях релевантных основной деятельности – образованию, ведет к различным заболеваниям и психическим расстройствам у школьников. Все это подчеркивает важность комплексного подхода к информационной безопасности детей, учитывающего как качество, так и количество потребляемой информации.

Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет - манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность [6, с. 2].

Впервые проблема информационной безопасности в Российской Федерации была поднята в связи с принятием законов о правовой защите компьютерных программ в 1992 году.

В ряде законов Российской Федерации содержатся определения терминов «информация» и «информационная безопасность». Федеральный закон от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как информацию (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2) [10]. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации понятие «информационная безопасность» трактуется как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемое совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Нормативные акты, касающиеся информационной безопасности детей, конкретизируют данное понятие применительно к соответствующим отношениям. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [11], информационная безопасность детей трактуется как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с информацией, причиняющей вред их здоровью и (или) физическому и психическому развитию.

Для повышения эффективности защиты детей в Интернете правительством рассматриваются три основных проблемы:

-Управление сложностью политики за счет усиления координации, последовательности и согласованности политики;

-Принятие основанного на фактических данных подхода к разработке политики;

-Использование преимуществ международного сотрудничества для повышения эффективности национальных политических рамок и содействия наращиванию потенциала [8].

Для того чтобы политика по защите детей в Интернете эффективно функционировала как совокупность ее составляющих, правительству, с одной стороны, следует повышать согласованность своих политических мер и инструментов в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, а другой – следить чтобы она гармонично сочеталась с другими целями, такими как соблюдение основных прав и поддержание открытой, инновационной и экономически выгодной интернет-среды. Например, государственно-частное партнерство стало успешным способом поощрения саморегулирования и совместного регулирования.

Несовершеннолетние являются самостоятельными субъектами информационно – правовых отношений, и состояние их защищенности определено защитой от вызовов и угроз информационного пространства, а также повышенной чувствительностью к воздействию информационных технологий и необходимостью защиты от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

В связи с этим ввиду агрессивного информационного пространства в настоящее время необходимо обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, что требует развития системы правового обеспечения информационной безопасности.

По словам Президента России В. В. Путина, содержание виртуального, цифрового пространства имеет важнейшее значение и для благополучия, и для безопасности наших детей, в этой сфере они должны быть надежно защищены. И очевидно, что усилий государства, только законов и только нормативных актов уже недостаточно. Принципиально важно, чтобы общество, сам бизнес занимали активную позицию и понимали свою роль и ответственность.

Формирование информационной культуры несовершеннолетних предусматривает обучение правовым знаниям и навыкам правовой грамотности, разъяснение прав в информационной сфере, а также правовое просвещение в сфере информационной безопасности [1, с. 25].

Одной из ключевых задач, определенных в распоряжении Правительства РФ от 22.12.2022 № 4088-р «О Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан РФ», является обучение гражданина умениям противостоять угрозам информационной безопасности в режиме реального времени [5, с. 3].

Поскольку безопасность в общем виде представляется состоянием защищенности объекта от угроз и патогенных изменений, то обеспечение этого состояния, его реализация, означает воздействие на риск таких изменений, иными словами, управление вероятностью угроз. Анализ динамики трансформаций информационной сферы представляет собой не что иное, как расчет рисков получения вреда. Поэтому именно в рамках рискологического направления возможно осмысление проблемы управления информационной безопасностью детей [4, с. 47].

Также Президент РФ считает важным, чтобы "онлайн - пространство было наполнено позитивным, просветительским материалом". "Конечно, эти материалы должны быть, прежде всего, полезными и интересными, - добавил он. - Здесь нужно действовать только сообща, привлекать к созданию креативных решений ведущие образовательные центры и просветительские платформы, сообщества педагогов, родителей, молодые творческие команды, учитывать опыт уполномоченных по правам ребенка, ресурсы волонтерских и молодежных объединений".

По мнению Сустиной Т. И., «стратегии снижения рисков должны учитывать множество факторов, влияющих на опыт и деятельность детей в Интернете: распространение интернет - технологий или социально - экономическое положение домашних хозяйств нашей страны, мест, в которых дети чаще всего получают доступ в Интернет и устройства, которые они используют. Например, с распространением смартфонов и других средств доступа в Интернет, повсеместный доступ в Интернет возрастает как среди детей, так и среди взрослых».

Задачей родителей является воспитание культуры безопасного использования интернета и внедрение детям защиты от рисков в сети Интернет. Важную роль в процессе просвещения детей по защите в интернет - платформе играет родительский контроль, осуществимый через специальные программы, ограничивающие доступ к неподобающему материалу. Одновременно с этим, необходимо предоставить детям возможность пользоваться верифицированными и полезными материалами для развития и образования.

В действующем контексте для защиты национальных интересов России, важно формировать у граждан культуру информационной безопасности. Это позволит сформировать доверие при взаимодействии с цифровыми платформами.

Следует уделить особое внимание информационной осведомленности детей. При применении методов ее формирования, следует учитывать риски и угрозы в цифровом пространстве. Важно развивать у подрастающего поколения способность противостоять негативному влиянию информационных процессов. [8]

Образовательные учреждения должны внедрять программы, направленные на формирование у детей понимания принципов безопасности в сети Интернет. Это позволит обучающиеся более осознанно подходить к потреблению информации. Важно, во-первых, развивать у подрастающего поколения способность противостоять негативному влиянию информационных процессов; во-вторых, чтобы восприятие молодежью новых технологических решений происходило на основе ценностей, выработанных человечеством, на фундаментальной, гуманистической основе. Именно молодое поколение есть ведущее звено, от их гражданских, нравственных ориентиров и ценностей зависит судьба мира [2].

Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 [9] 2018–2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Принимая во внимание, что «ребенок в силу своей физической и психической незрелости нуждается в особой защите и заботе», можно с уверенностью утверждать, что около 23 % населения России нуждается в особой защите и помощи. В связи с этим возникает необходимость определить эффективность мер и механизмов регулирования потребления информации, установленных законодательством в целях обеспечения безопасности детей, определить необходимость применения этих мер через призму прав ребенка, в том числе права на доступ к информации.

В целях организации социального контроля, уточнения и проверки правильности знака информационной продукции, присвоенной производителем или распространителем, наличия или отсутствия в ней информации, запрещенной или ограниченной для распространения среди детей, вводится специальная экспертиза информационной продукции, осуществляемая лицами, аккредитованными в качестве экспертов.

Экспертиза осуществляется на коммерческой основе при заключении гражданско-правового договора между заказчиком и экспертом, что подчеркивает ее частный характер. При этом важно отметить, что действие данного закона исключены из рекламы, научно - технической информации и информации, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

С позиций социолого-управленческого подхода интересно соответствие законодательно установленных принципов регулирования природе и этапам коммуникационного акта. Так, законом регулируется лишь часть коммуникативной цепи – трансляция сигнала, а сфера потребления, включающая поведение детей и ответственных за них лиц, и опосредующие его факторы не охватывается. Иными словами, действие социального института юридической ответственности ограничено лишь стадиями распространения информации и организацией доступа к ней. Объектом регулирования выступают отношения, связанные с оборотом информационной продукции. В качестве субъекта управления выступает государственный аппарат, дополняемый институтом экспертизы, служащим для научного обоснования решений. Задача обеспечения информационной безопасности детей, таким образом, преобразуется в задачу организации «недоступности» опасного контента.

Исследование методов регулирования цифрового пространства за пределами территории Российской Федерации, направленные на защиту несовершеннолетних, как правило, часто ограничивается перечислением средств, технологий и процессов, используемых различными государствами для контроля над распространением информации. Следует понимать, что обеспечение защиты детей от неприемлемого контента является частным случаем регулирования медиа как социальной практики, а фильтрация содержимого в сети Интернет представляет собой один из методов, направленных на защиту детей.

Стоит отметить, что новые медиа, особенно социальные сети, решительным образом нивелируют значение профессиональных качеств журналиста как создателя медиатекста в общедоступном медиапространстве и девальвируют профессионализм как фактор типологизации регулирования медиасреды. Концепции регулирования информационной среды, предполагающие саморегулирование медиа и сорегулирование, утрачивают свою обоснованность именно в связи с феноменом исчезновения и деградации журналистики, а вместе с ней и её задачи «патронирования культурного плюрализма». Функционирование медиаиндустрии в «бизнес - режиме» ориентирует её в направлении удовлетворения спроса на девиантный и обсценный контент как высокодоходный. Коммерциализация организации и функционирования медиа обостряет конфликт интересов социальных групп [4].

Таким образом, влияние возраста на результаты взаимодействия человека с информацией подчеркивает важность выделения детской тематики в вопросах информационной безопасности. Это связано с потребностью в обеспечении стабильности социального устройства в ситуации, когда контроль со стороны государства ослабевает. Задачи, касающиеся информационной безопасности для детей, имеют свои уникальные черты, обусловленные спецификой их мотивации. В частности, поведение детей в значительной мере зависит от конкретных ситуаций, а также их импульсивности. Также их мотивы быстро возникают и реализуются под воздействием ближайших факторов – как внутренних переживаний, так и непосредственно окружающей обстановки, а также ближайших намерений.

Существенным является официальное признание публичного значения состояния защищенности каждого ребенка, а также гарантия такой защиты для любого ребенка, требующая устранение монопольного контроля и деприватизацию принятия решений в сфере защиты детей от неблагоприятной информации.

 

Список литературы:
1. Полякова Т.А., Камалова Г.Г. Ценностные изменения развития информационного права России // Правовое государство: теория и практика. № 2 (72). 2023. С. 53-59. 
2. Полякова Т.А., Троян Н.А. Образование и культура информационной безопасности граждан Российской Федерации: научно-правовые аспекты // Образование и право. 2023. №3. С. 310-317.
3. Полянина А.К.  Управление информационной безопасностью детей: Автореф. дисс. … доктор социол. наук. ⸺ Нижний Новгород, 2022. ⸺ 35 с.
4. Полянина А.К. Управление информационной безопасностью детей: теория и практика// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, (1 (49)). 2018. С. 62-67.
5. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2022 № 4088-р «О Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан РФ» // Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 23.12.2022 г.
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023 N 1105-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р» // Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 05.05.2023 г. 
7. Сустина Т.И. Правовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в условиях цифровой трансформации общества: Автореф. дисс. … канд. юридич. наук. ⸺ Москва, 2023. ⸺ 28 с.
8. Сустина, Т. И. Информационная безопасность детей: особенности правового регулирования // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 248-251.
9. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 29.05.2017 г.
10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 23.11.2024) // Российская газета. 29.07.2006 N 165.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в ред. от 30.11.2024) // Российская газета. 31.12.2010 N 297.