Правовые проблемы института налоговой тайны
Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Правовые проблемы института налоговой тайны
LEGAL PROBLEMS OF THE INSTITUTE OF TAX LAW
Gyz-Khanum Salimova
student of Dagestan State University, Russia, Makhachkala
Elmira Aliyeva
Cand. econ sciences, associate professor Dagestan State University, Russia, Makhachkala
Аннотация. Авторами данной статьи анализируется содержание информации, составляющей налоговую тайну, а также вырабатывается решение ряда теоретических и практических проблем, таких как определение понятий тайны, под которой понимается специальный правовой режим. В рамках обозначенного направления на основе анализа нормативной и научной литературы авторами исследованы наиболее значимые проблемы данного института. Так же рассматривается вопрос понятия термина «разглашение налоговой тайны», его определение в законе.
Abstract. The authors of this article analyze the content of information constituting a tax secret, and also develop a solution to a number of theoretical and practical problems, such as the definition of the concepts of secrecy, which means a special legal regime. Within the framework of the designated direction, based on an analysis of the normative and scientific literature, the authors investigated the most significant problems of this institution. The question of the concept of disclosure of tax secrets, its definition in law.
Ключевые слова: налоговая тайна; налогоплательщик; налоговые органы; правовой режим; налоговый контроль.
Keywords: tax secret; taxpayer; tax authorities; legal regime; tax control.
В 1998 году был введен Налоговый кодекс РФ [5], в котором появился новый правовой институт – налоговая тайна, его основным назначением является защита прав и законных интересов налогоплательщиков и иных лиц, обязанных в силу НК РФ предоставлять налоговым и иным государственным органам о себе информацию, необходимую для контроля за правильностью, своевременностью и полнотой уплаты налогов.
Необходимым условием реализации конституционного принципа равенства и всеобщности налогообложения является установленная в НК РФ обязанность налогоплательщиков и иных лиц представлять налоговым органам имеющую значение для налогообложения информацию и документы.
В ст. 102 НК РФ законодатель дает определение налоговой тайне, которое по своему содержанию настолько «размыто», что дискуссии по этому вопросу ведутся до сих пор. Причем, стоит отметить, что дискуссии ведутся не только по поводу самого понятия, но и по другим положениям данной статьи [10].
Но, конечно же, Налоговый кодекс не является единственным источником содержащим в себе положения об обеспечении налоговой тайны. Например, гриф тайны на любую информацию, которая получена договаривающимися государствами предусматривается в рамках Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» [8].
Налоговые органы в процессе осуществления своих контрольных мероприятий получают огромный объем информации о деятельности налогоплательщиков. Главным источником информации является сам налогоплательщик, который должен предоставлять бухгалтерскую отчетность, декларацию и иные документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов в соответствии НК РФ. Налоговые органы самостоятельно получают информацию о налогоплательщике, в ходе проведения отдельных мероприятий в рамках налоговых проверок. Сюда можно отнести те сведения, которые налоговые органы получают при инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотре помещений налогоплательщика, проведение экспертизы и т. д.
Налоговым органам в процессе осуществления налогового контроля становится известна не только информация, относящаяся непосредственно к налогообложению, но и коммерческая тайна, сведения о частной жизни лица, такие как личная и семейная тайна, политические убеждения и религиозная принадлежность, защита которых гарантируется Конституцией РФ.
Стоит отметить, что для соблюдения налоговой тайны не имеет значение, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – гражданин, индивидуальный предприниматель или организация. Но если сведения составляющие налоговую тайну станут общим достоянием и будут бесконтрольно распространяться, это принесет вред и физическому и юридическому лицу, вне зависимости от того, кто из них выступал в роли налогоплательщика.
Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается: ст. 13.13 КоАП (административная), ст. 1069 ГК РФ (материальная) и ч.2 ст.183 УК РФ (уголовная).
Сведения о налогоплательщиках налоговые органы получают также от иных компетентных органов, в том числе от иностранных государственных органов [9].
Современное состояние экономико-правовой системы обуславливает необходимость взаимодействия хозяйствующих субъектов с иностранными государствами. Государство со своей стороны вынужденно усиливать налоговый контроль, так как налогоплательщики используют оффшорные юрисдикции для минимизации налогового бремени и избежания налогообложения.
Новшеством в сфере обмена налоговой информацией станет для РФ имплементация Единого стандарта обмена информацией на базе Организации экономического сотрудничества и развития, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 03-08-05/76765 [6]. Стандарт предполагает переход к новому автоматизированному взаимодействию, подразумевающему регулярное поступление налоговым органам РФ информации о финансовой деятельности резидентов за рубежом от налоговых органов других государств. Огромные потоки информации будут передаваться в Россию как о российских налогоплательщиках, так и о связанных с ними лицах. Очевидно, что столь кардинальное изменение порядка обмена информацией во главу угла ставит вопрос об обеспечении надлежащего режима конфиденциальности полученных данных [4].
Налоговым законодательством установлен ограниченный круг субъектов имеющих доступ к налоговой информации в силу закона. Эти субъекты на основании мотивированного обращения к налоговым органам могут получать сведения, составляющие налоговую тайну, в целях указанных в законе. К таким субъектам относятся, например, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Так как, именно в суде, где публичность и открытость судопроизводства являются частью, одной из гарантий публичности правосудия и судебной власти в целом, может иметь место разглашение сведений, составляющих налоговую тайну [1].
Важным так же является упущение законодателя в ч.3 п.1 ст.102 НК РФ. В этой статье указывается, что режим налоговой тайны не распространяется на сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в т. ч. суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения [5]. То есть, факт наличия у налогоплательщика задолженности по штрафам, и привлечение его к ответственности за налоговое правонарушение не будет налоговой тайной в соответствии с законом. Несмотря на то, что исходя из наличия штрафа по конкретному налогу, можно исчислить некоторый параметр, который уже будет относиться к налоговой тайне.
В письме Минфина РФ от 4 июня 2012 г. № 03–02–07/1–13 практически одобряется идея того, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной [7].
Так же важным является то, что законодатель дает не четкое определение понятию «разглашение», которое дается в налоговом законодательстве. Под ним понимается использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Многие авторы отмечают неполноту такого определения [3]. Как уже отмечалось, круг сведений, составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений о частной жизни лица, коммерческой и производственной тайне, также и другие сведения о налогоплательщике.
Подводя итог, можно дать следующее определение понятию «разглашение налоговой тайны» - это виновное, противоправное деяние, должностного лица налогового (таможенного) органа, имеющее целью нарушение режима защиты охраняемой конфиденциальной информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам.