Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Олифиренко Е.П. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 9(80). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ

Олифиренко Екатерина Павловна
канд. полит. наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Юридического института ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия, РФ, г. Черкесск

 

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LAWS ON COUNTERING EXTREMISM

 

Ekaterina Olifirenko

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure of the Law Institute of the North Caucasus State Academy, Russia, Cherkessk

 

Аннотация. В статье раскрыты специфические особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Автором исследуются проблемы противодействия органов прокуратуры проявлениям экстремизма. Особое внимание в работе уделено механизму реализации координирующих функций прокуратуры в сфере противодействия экстремизму.

Abstract.  The article reveals the specific features of the prosecutor's supervision over the implementation of legislation on countering extremist activity. The author investigates the problems of countering the manifestations of extremism by the prosecutor's office. Special attention is paid to the mechanism of implementation of the coordinating functions of the Prosecutor's office in the field of countering extremism.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор; экстремистские проявления; прокурорская проверка; прокуратура; меры прокурорского реагирования; информация.

Keywords: prosecutor's supervision; extremist manifestations; prosecutor's inspection; prosecutor's office; measures of prosecutor's response; information.

 

Экстремизм на протяжении последних десятилетий продолжает оставаться одной из опаснейших угроз для национальной безопасности нашего государства. Его проявления представляются весьма негативным социально-общественным явлением, темпы роста которого вынуждают современное общество искать новейшие способы борьбы с ним. Поэтому для правоохранительных органов в целом и для прокуратуры в частности проблема борьбы и профилактики с экстремизмом относится к числу наиважнейших задач, стоящих перед государством [2: 158]. В настоящее время экстремистская деятельность является системной угрозой для национальной безопасности Российской Федерации. Это нашло отражение в указах Президента Российской Федерации: от 02 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; от 29 мая 2020 года № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». В соответствии с обозначенными документами, важнейшей задачей надзорной деятельности прокуратуры является не только предупреждение экстремистских проявлений, но также своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению экстремизма. Данная установка успешно реализуется в ходе таких координационных мероприятий, как: организация совместных с иными правоохранительными и надзорными органами проверок средств массовой информации, религиозных и общественных объединений; разработка, утверждение и реализация межведомственных планов; освещение проблемных вопросов, обсуждение и выработка совместных согласованных решений [4: 135]. В целом можно выделить два ключевых и перспективных направления в деятельности прокуратуры:

реализация мер профилактического характера, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы, охватывающей не только вопросы профилактики экстремизма, но и привлечения виновных лиц к ответственности [5: 61]. Данное направление реализуется посредствам применение положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим критерии отнесения противоправных действий к экстремистским;

расширение и уточнение спектра полномочий соответствующих органов, к исключительной компетенции которых относятся вопросы профилактики, борьбы и предупреждения экстремистских проявлений, а также создание специальных органов либо расширение функций соответствующих существующих органов [3: 54]. Указанное направление реализуется благодаря наделению органов прокуратуры специальными полномочиями посредством осуществления надзорных функций в сфере исполнения законодательства в области борьбы с экстремизмом. Не умаляя значимости деятельности иных правоохранительных органов в исследуемой сфере, деятельность которых также связана с противодействием экстремизму, считаем целесообразным отметить координирующую роль прокуратуры в данном направлении.

Структурно надзорная деятельность органов прокуратуры в сфере профилактики экстремизма включает три уровня. Первый – организационный уровень предполагает осуществление прокурорского надзора за соблюдением антиэкстремистского законодательства в целом. Второй уровень определяет особенности надзорной деятельности при расследовании определенных видов преступлений. Третий – индивидуальный уровень, определяет действенную организацию прокурорского надзора в процессе расследования отдельного конкретного преступления [6: 13].

Под преступлениями экстремистской направленности в уголовном законодательстве следует понимать деяния, совершенные по мотивам расовой, идеологической, политической, религиозной или национальной ненависти (вражды) в отношении конкретного лица или социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации [3: 52]. Перечень преступлений экстремисткой направленности косвенно обозначен в отдельных приказах Генерального прокурора Российской Федерации:

от 21.03.2018 №156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности»;

от 17.05.2018 №295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму»;

от 08.02. 2017 №87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма».

Также в соответствии с положениями федерального российского законодательства, а именно, статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы прокуратуры наделены широким спектром полномочий по принятию мер, направленных на ограничение доступа к информационным ресурсам, содержащим информацию с призывами к массовым беспорядкам, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка. Так, в случае обнаружения подобной информации в сети «Интернет», Генеральный и подчиненные прокурорыимеют право направить требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к ресурсам. Также в ходе осуществления надзорных функций за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности, прокурор имеет право требовать привлечения лиц, нарушивших закон лиц к различным видам ответственности, не только уголовной, но также гражданско-правовой, административной, дисциплинарной в установленном законом порядке.

К примеру, согласно статье 20.3 КоАП РФ за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики (символики) предусмотрена административная ответственность. Статья 20.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за массовое распространение материалов экстремистского характера, включенных в официально опубликованный федеральный список материалов экстремистского характера.

Статьи 5 Закона о противодействии экстремизму предписывает соответствующим органам разных уровней государственной власти для пресечения и предупреждения экстремистской деятельности в пределах своей компетенции также осуществляют профилактические меры. Согласно статьям 6, 7 Закона о противодействии экстремизму могут быть использованы меры прокурорского реагированияв виде предостережение или предупреждение со стороны компетентных органов в пределах их полномочий.

В заключение необходимо отметить, что одной из важнейших задач, стоящих перед прокуратурой в процессе осуществления надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности, является принятие мер по их нейтрализации или устранению. Для выявления, предупреждения и пресечения действий экстремистской направленности, а также причин и условий, способствующих им, необходимо объединение усилий органов государственной власти, правоохранительных органов и общественных организаций. Органы прокуратуры РФ, осуществляя надзорные функции за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, координирует деятельность правоохранительных органов, в ходе которой проводятся проверки, осуществляется уголовное преследование по делам данной категории [1: 868].

Своевременное проведение прокурорских проверок, возбуждение уголовных дел, их расследование на высоком профессиональном уровне, применение соответствующих мер реагирования, является важной задачей в деятельности прокуратуры. Эффективное противодействие экстремизму должно быть обеспечено целенаправленной профилактической деятельностью прокуратуры, основанной на взаимодействии с иными правоохранительными органами, органами государственной власти и общественными объединениями. Таковы особенности цели и задач, стоящих перед органами прокуратуры в процессе осуществления надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности.

Основные усилия деятельности правоохранительных органов в настоящее время направлены на дальнейшее обеспечение профилактики экстремизма и терроризма, противодействие организованным формам преступности (экстремистским и террористическим сообществам и организациям), пресечение каналов их финансирования, а также воспрепятствование пропаганде преступных идеологий, в том числе осуществляемой с использованием телекоммуникационных сетей. Необходимо предотвратить возникновение предпосылок для осуществления иностранными и международными организациями на территории Российской Федерации деятельности, представляющей угрозу основополагающим ценностям.

 

Список литературы:
1. Агапов, П.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере противодействия проявлениям экстремизма в условиях радикализации и роста протестной активности населения: вопросы теории и практики // Всероссийский криминологический журнал. - 2020. - Т. 14. - № 6. - С. 855-871.
2. Евдокимов К.Н. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2022. - № 3 (102). - С. 155-169.
3. Меркурьев, В.В. Совершенствование регламентации правовых средств прокурорского реагирования на правонарушения экстремистской направленности // Мониторинг правоприменения. - 2016. - № 3 (20). - С. 50-57.
4. Степанов, В.В. Проблемы разрешения конкуренции составов преступлений экстремистской направленности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015. - № 1. - С. 133-140.
5. Чукреев, В. А. К вопросу о проблемах прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму // Бизнес, менеджмент и право. - 2020. - № 1 (45). - С. 58-62.
6. Яни, П. С. Квалификация преступлений экстремистской направленности // Российская юстиция. - 2011. - № 10. - С. 11-16.