Статья:

Роль законодательства в регулировании земельных отношений в РФ

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Выходные данные
Скворцов М.И. Роль законодательства в регулировании земельных отношений в РФ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 70-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль законодательства в регулировании земельных отношений в РФ

Скворцов Максим Игоревич
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) РФ, г. Екатеринбург

 

LEGISLATION ROLE IN REGULATION OF THE LAND RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Maksim Skvortsov

student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Система земельных отношений любого государства является основным механизмом для реализации земельной политики и успешным управлением земельными ресурсами. В Российской Федерации проведение земельной реформы осуществлялось на основе формирования правовой землеустроительной документации, в которой определялись: различные виды земельной собственности: государственная, частная, муниципальная; реорганизация существующих сельскохозяйственных предприятий; пути перехода на платное землепользование, определялся комплекс мер по приватизации земельных участков и т.д. Целью земельной реформы было – повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения производительного потенциала земли, превращая ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста страны. Цель земельной реформы не была достигнута, так как существующее законодательство не обеспечило нужного правового регулирования для повышения эффективности использования земли.

Abstract. The system of the land relations of any state is the main mechanism for realization of land policy and successful management of land resources. In the Russian Federation holding a land reform was carried out on the basis of formation of legal land management documentation in which were defined: different types of the landed property: state, private, municipal; reorganization of the existing agricultural enterprises; ways of transition to paid land use, the package of measures for privatization of the land plots, etc. was defined. The purpose of a land reform was – increase in efficiency of use of the earth, creation of conditions for increase in productive capacity of the earth, turning her into a powerful independent factor of economic growth of the country. The objectives of a land reform haven't been achieved as the existing legislation hasn't provided the necessary legal regulation for increase in efficiency of use of the earth.

 

Ключевые слова: земельные отношения; земельная реформа; земельный кодекс; регулирование земельного рынка; законодательство.

Keywords: land relation; land reform; land code; regulation of the land market; legislation.

 

На сегодняшний день в нашей стране принято огромное количество нормативно-правовых актов в области земельно-имущественного комплекса. Последнее десятилетие активно ведутся поиски наиболее оптимальных вариантов развития национальной экономики, промышленности и не менее важной сферы – земельных отношений. Нормативно-правовую базу, регулирующую земельные отношения, можно разделить на три группы: федерального значения, регионального значения и муниципального значения (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Нормативно-правовая база, регулирующая земельные отношения в РФ [6, c. 160]

 

К первой группе, наиболее значимой и лежащей в основе других групп, относятся нормативно-правовые документы, изданные на федеральном (государственном) уровне, имеющие федеральное значение, такие как Конституция РФ [4], Земельный кодекс РФ [3], Гражданский кодекс РФ (часть первая) [2], Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы Министерства экономического развития РФ, ряд законодательных актов Росреестра, поддерживающих правовое обеспечение управления земельными ресурсами РФ.

Ко второй группе законодательных актов земельных отношений относят документы, разработанные и принятые региональными властями, которые не противоречат земельному кодексу и прочим федеральным законам в области земельных правоотношений. При этом органы исполнительной власти регионов издают акты в пределах своих полномочий, к которым относятся: разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ [5, c. 15]. При этом региональные акты имеют немаловажное значение при регулировании земельных отношений, поскольку в соответствии с Конституцией РФ, круг вопросов в отношении земель находится в совместном ведении федерации и её субъектов.

Третья группа представлена нормативно-правовыми документами органов местного самоуправления, действующих в пределах муниципальных образований. Нормативные правовые акты органов самоуправления в области земельного законодательства признаются в настоящее время самостоятельной, независимой от органов государственной власти системой, работающей в соответствии с нормативно-правовым документами федерального и регионального значения и не противоречащей им. Нормативные документы местного значения при регулировании земельных отношений в муниципалитетах являются более конкретными по своему содержанию, чем акты федерального и регионального уровне. К таким документам относят постановления, решения и распоряжения глав администраций районов и других муниципальных образований [1, c. 56]. Таким документом, например, является распоряжение главы администрации сельского поселения о выделе земельного участка субъекту земельных отношений из свободных земель поселения.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает земельные участки, как объект гражданских прав, и включает в понятие недвижимых вещей (имущества) (ст. 130 ГК РФ) [2, c. 256]. При этом к таким вещам законодатель относит всё, что прочно связано с землёй (здания, сооружения, объекты незавершённого строительства, воздушные и морские суда, космические объекты и т.п.).

Все земельные участки в совокупности составляют земельный фонд РФ и характеризуются огромными природными территориями. При этом зачастую большая часть таких территорий не разграничена между федеральными, региональными и местными властями (особенно в азиатской части России), поэтому часто возникает проблема подконтрольности территории. Эту проблему поможет решить публичная кадастровая карта, в которой важно отметить подконтрольность всей территории РФ.

В целом, земельное законодательство, несмотря на активные изменения в последнее десятилетие, требует систематического совершенствования с учетом специфики земельных отношений в России.

На основании исследования в области земельного законодательства были выявлены следующие моменты. Во-первых, имеется проблема систематизации правовых норм, когда параллельно существующие законы дублируют друг друга, но с некоторой корректировкой (законы субъектов РФ и федеральные законы). Для решения данной проблемы предлагается устранить из нормативно-правовых актов повторяющиеся формулировки (в том числе и смысловые) и создать единую электронную базу документов, регулирующую земельные отношения. Это приведет к тому, что при изменении норм земельного законодательства, время на изучение огромного массива законодательных актов будет уходить гораздо меньше.

Кроме того, в законах субъектов РФ пробелы федерального законодательства не всегда восполняются корректно с точки зрения земельного права. Следует отметить также невозможность применения законов в силу отсутствия нормативов, обеспечивающих выполнение этих законов (например, для оценки состояния объекта, влияющего на состояние здоровья человека и окружающую среду, до сих пор не установлены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ).  Попытки установить нормативы единые для всех регионов не увенчались успехом. Поэтому важно учитывать особенности каждой территории, что сделать можно только на уровне субъекта или муниципального образования. При этом важен федеральный и социальный контроль за органами, устанавливающими такие нормативы. Иначе, местные или региональные органы власти могут такие критерии устанавливать в интересах соответствующего уровня властей.

Периодические попытки изменить принципы и содержание земельно-правового регулирования – один из факторов, влияющих на законодательное регулирование земельных отношений. Это обстоятельство не может не влиять на стабильность земельного правопорядка. Нестабильность законодательства оказывается причиной нестабильности земельных общественных отношений, что может негативно сказаться на социально-экономической ситуации в государстве в целом. С тем чтобы земельное законодательство было действенным, эффективным регулятором общественных отношений по поводу земли, совершенствование законодательства должно быть основано на внимательном изучении состояния земельных общественных отношений и детально разработано. Также важно учитывать и зарубежный опыт регулирования земельных отношений. Реформирование правового регулирования земельных отношений, следовательно, не может быть самоцелью или отвечать интересам только определенных социальных кругов. Поэтому на уровне субъектов РФ и муниципалитетов важен общественный контроль за соблюдениями требований законодательства.

 

Список литературы:
1. Булгаков В.В. Государственное регулирование земельных отношений / В.В. Булгаков // Современные тенденции развития науки и технологии. – 2016. – № 2. – С. 56-58.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) // Собрание законодательства РФ. – 29.10.2001. – № 44. – Ст. 4147.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445; – 2014. – № 9. – Ст. 851; – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
5. Махотлова М.Ш. Земельные отношения и землеустройство в современной России / М.Ш. Махотлова // Московский экономический журнал. – 2016. – № 1. – С. 15. 
6. Чмыхало Е.Ю. О некоторых проблемах формирования земельного законодательства / Е.Ю. Чмыхало // Право, законодательство и личность. – 2016. – № 1. – С. 160-166.