Статья:

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ – АКТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Трудовое право; право социального обеспечения

Выходные данные
Эйсмонт А.Ф. ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ – АКТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(58). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 32-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ – АКТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Эйсмонт Анна Францевна
магистрант, Гродненский Государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь, г. Гродно

 

DISCIPLINARY STATUTE OF CUSTOMS AUTHORITIES - ACT OF CUSTOMS ADMINISTRATION

 

Anna Eismont

Master's student, Yanka Kupala State University, Belarus, Grodno

 

Аннотация. В работе проанализирован действующий Дисциплинарный устав таможенных органов Республики Беларусь, а также предполагаемые его изменения. Анализ проведен с учетом законодательства о таможенном регулировании стран-участниц Евразийского экономического союза.

Abstract. The paper analyzes the current Disciplinary Statute of the customs authorities of the Republic of Belarus, as well as its proposed changes. The analysis was carried out taking into account the legislation on customs regulation of the member countries of the Eurasian Economic Union.

 

Ключевые слова: таможенное дело; таможенное администрирование; таможенное регулирование; дисциплинарный устав; поощрения; взыскания; ответственность работников таможенных органов.

Keywords: customs business; customs administration; customs regulation; disciplinary statute; incentives; penalties; responsibility of customs officials.

 

Таможенное регулирование, являющееся методом таможенного администрирования, в общем понимании определяется как меры косвенного воздействия государства на экономические процессы путем изменения вида пошлин и сборов, ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

При этом данным определением термина не учитывается точка зрения о регулировании в рамках таможенного администрирования процедурной и процессуальной деятельности работников таможенных органов при осуществлении практической деятельности в рамках своей компетенции.

Вместе с тем определяя содержание термина «таможенное администрирование», методов его осуществления и способов совершенствования, рядом автором активно заостряется внимание на необходимость систематизированного управления таможенной службой как внутреннего фактора развития системы таможенных органов посредством правового закрепления точного и строго исполнения должностными лицами таможенных органов своих служебных обязанностей.

Так, одним из вариантов реализации данной идеи является разработка и издание (принятие) дисциплинарных уставов таможенных органов.

Исходя и содержания норм национального законодательства, в том числе Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», устав представляет собой нормативный правовой акт, определяющий статус государственного органа (организации) либо порядок осуществления деятельности в определенной сфере общественных отношений [3].

Анализ нормативных баз стран–участниц Евразийской экономической интеграции показал, что государства в своем национальном законодательстве по-разному относятся к вопросу разработки и утверждения правовых актов, регулирующих исполнение служебной дисциплины работниками таможенных органов.

В Российской Федерации Дисциплинарный устав таможенной службы, утвержден Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396. В Республике Армении вопросы исполнения работниками своих должностных обязанностей, а также Дисциплинарный устав принят на уровне Правительства.

Ряд государств отказываются от регламентации обозначенных вопросов в отдельном специализированном правовом акте. К примеру, в Республике Казахстан и Кыргызской Республике законами по вопросам таможенного регулирования обозначено, что должностные лица таможенных органов несут ответственность за совершенные ими нарушения в соответствии с законодательством данных государств.

В Республике Беларусь Дисциплинарный устав таможенных органов утвержден Указом Президента Республики Беларусь от  9 марта 2011 г. № 98.

Дисциплинарным уставом закреплены сущность понятия «служебная дисциплина», заключающаяся  в строгом и точном исполнении должностными лицами своих служебных обязанностей, установленных дисциплинарным уставом, иными актами законодательства, должностной инструкцией, приказами начальников, условий заключенных с ними контрактов (трудовых договоров), а также порядок обеспечения ее непосредственного исполнения в Государственном таможенном комитете, таможнях, государственных учреждениях, создаваемых для обеспечения выполнения функций, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь. Также определена соподчиненность в административно-правовых отношениях между работниками таможенных органов по их служебному положению (начальники и подчиненные, старшие и младшие) [1].

Кроме того, регламентированы вопросы оформления и исполнения распоряжений (приказов) начальника, обязанностей руководства таможенных органов по поддержанию служебной дисциплины, поощрения и дисциплинарных взысканий, применяемых к должностным лицам, порядок их применении и обжалования решений о применении дисциплинарных взысканий.

Основными видами поощрения, применяемых к должностным лицам таможенных органов, являются досрочное снятие дисциплинарного взыскания, единовременное денежное вознаграждение (до ноября 2014 г. премирование), присвоение персонального звания досрочно или на одну ступень выше персонального звания, предусмотренного по занимаемой должности, объявление благодарности, награждение ценным подарком, Почетной грамотой Государственного таможенного комитета, нагрудным знаком, занесение в Книгу почета таможенных органов Республики Беларусь.

В Российской Федерации к работникам таможенных органов применяются аналогичные виды поощрения, за исключением последнего и возможности награждения работников именным оружием [2].

При этом стоит обратить внимание, что весь перечень обозначенных поощрений имеет право применить к подчиненным только Председатель комитета. Выбор вида, применяемого поощрения, зависит от успешности и добросовестности исполнения работником своих служебных обязанностей, продолжительности и безупречности работы, исполнения им заданий особой значимости и сложности.

В свою очередь, за нарушение служебной дисциплины к должностному лицу могут применяться дисциплинарные взыскания в виде замечания, лишения полностью или частично стимулирующих выплат на срок до двенадцати месяцев (введен 12 марта 2020 года и содержится только в Дисциплинарном уставе таможенных органов Республики Беларусь), выговора, понижения в персональном звании на одну ступень, увольнения.

При этом случаи применения определенного вида взыскания установлены только в отношении увольнения (к примеру, неисполнение без уважительных причин служебных обязанностей должностным лицом, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание, незаконное привлечения к ответственности граждан и юридических лиц).

В данном случае также имеется ряд различий с дисциплинарными взысканиями, применяемыми в Российской Федерации, в которой законодатель различает выговор и строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, при этом, не применяя к работникам таможенных органов взыскания в виде понижения в персональном звании на одну ступень.

Порядок применения дисциплинарных взысканий к работникам таможенных органов аналогичен порядку, предусмотренному статьями 199 и 200 трудового кодекса Республики Беларусь с рядом особенностей и включает в себя: установление причин и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, затребование письменного объяснения работника, проведение служебного расследования (при необходимости) и передача в некоторых случаях материалов данного расследования в соответствующие государственные органы, оформление приказа о применении дисциплинарного взыскания, объявление его должностному лицу, совершившему дисциплинарный проступок, оформление акта отказа данного работника от ознакомления с приказом (при необходимости), поскольку должностное лицо, не ознакомленное в установленном порядке с приказом о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Законодателем предоставлено право должностным лицам таможенных органов в случае несогласия с решением о применении дисциплинарного взыскания обжаловать это решение вышестоящему начальнику и (или) в суд.

При рассмотрении дел данной категории орган, рассматривающий спор, проверяет, соблюден ли работником срок для обращения за разрешением трудового спора. Начало течения трехмесячного срока для оспаривания приказа о применении дисциплинарного взыскания исчисляется со дня ознакомления (отказа от ознакомления) работника с приказом о дисциплинарном взыскании, а в отношении взыскания в виде увольнения - месячного срока, исчисляемый со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании увольнения либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов.

При этом Дисциплинарным уставом не предусмотрен предварительный порядок рассмотрения жалобы вышестоящим органом (должностным лицом).

В настоящее время Государственным таможенным комитетом подготовлен проект акта Главы государства, которым предусматривается внесение изменений в Дисциплинарный устав таможенных органов Республики Беларусь. Кардинальных корректировок проектом не предусматривается, они направлены на приведение Дисциплинарного устава в соответствие с трудовым и таможенным законодательством.

Дисциплинарный устав корректируется в части дополнения пункта 24 новыми основаниями возможного увольнения должностных лиц за нарушение служебной дисциплины, которые коррелируются с нормами Трудового кодекса Республики Беларусь, в редакции Закона Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» [4].

Также предполагаемые изменения решают вопрос невозможности получения от должностного лица объяснения по поводу совершенного им дисциплинарного проступка. Предлагается оформлять данное обстоятельство актом, подписанным присутствующими при этом двумя свидетелями, и не рассматривать подобные ситуации как препятствие для применения дисциплинарного взыскания.

По своей природе действующий Дисциплинарный устав таможенных органов учитывает специфику и особенности работы таможенных органов, чем и обусловлена его необходимость.

Как и иные правовые акты Дисциплинарный устав призван урегулировать с точки права деятельность таможенных органов, ее эффективность, ответственность должностных лиц, что является неотъемлемым условием функционирования таможенных органов.

 

Список литературы:
1. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенных органов Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 марта 2011 г. № 98: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 13 марта 2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 (с изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 30 сентября 2012 г. № 1334). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О нормативных правовых актах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г. № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г. № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.05.2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.