Статья:

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГОНАМ И ХИЩЕНИЯМ АВТОМОБИЛЕЙ

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Криминалистика; судебноэкспертная деятельность; оперативнорозыскная деятельность

Выходные данные
Иван С. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГОНАМ И ХИЩЕНИЯМ АВТОМОБИЛЕЙ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГОНАМ И ХИЩЕНИЯМ АВТОМОБИЛЕЙ

Иван С.
слушатель, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые меры противодействия кражам и угонам автотранспортных средств такие, как ужесточение уголовного наказания за угон по статье 166 УК РФ, борьба с преступным сообществом, в которое входят перекупщики, перевозчики, изготовители поддельных документов и прочие. Рассмотрена ситуация угона с покушением на вымогательство. В данной работе подчеркнута необходимость создания базы данных (реестра) запасных частей, бывших в употреблении, которая позволит отслеживать происхождение каждой запасной части с целью исключить появления запасных частей, снятых с похищенных автомобилей.

 

Ключевые слова: угон, хищение, кража, вымогательство, преступное сообщество, уголовное наказание.

 

Угон – это незаконное завладение транспортным средством без цели хищения. Подобное действие означает: угонщик планирует использовать автомобиль по назначению, для передвижения в какой-либо пункт предписания, что следует из статьи 166 УК РФ, а также из п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» [3]. Проблема угонов актуальна для России, – наиболее угоняемые автомобили – это машины корейского производства, в частности, Hyundai Santa Fe. Чаще всего автомобили угоняют в Москве. Наиболее угоняемыми автомобилями в 2023 году стали Hyundai Santa Fe (13 %), Kia K5 (11 %), Hyundai Tucson и Hyundai Palisade (по 8 %), Lada Granta (7 %). Совершаются подобные преступления  чаще всего с целью использования угнанных автомобилей для разбора на запасные части, 47 % из таких машин при этом из корпоративных автопарков [5]. Максимум угонов пришелся на 2004 год – более 125 тысяч, количество подобных нарушений закона к 2023 году сократилось, при этом их раскрываемость выросла более чем вдвое – с 33 % до 68 % [2].

Угон тесным образом связан с хищением, поскольку  указанные противозаконные действия представляют собой неправомерное завладение транспортным средством, являющееся частью объективной стороны, кроме того, составы у этих преступлений незначительно отличаются: для хищения характерно наличие умысла и корыстной цели, что отсутствует в определении угона. Проблема заключается в том, что большая часть угонщиков явно собиралась похитить автомобиль, а не просто поездить на нем, и для того, чтобы снизить уголовную ответственность за хищение транспортного средства, они, как правило, намеренно дают показания об угоне, особенно если делалась попытка похитить автомобиль стоимостью свыше 1 млн. рублей [4]. При таком рассмотрении угон является подобным краже, при этом умысел лица, совершающего противозаконные действия в отношении транспортного средства, доказать очень сложно, поэтому необходимо ужесточить уголовное наказание за угон, по крайней мере, синхронизировать его с мерами ответственности за кражу дорогостоящего автомобиля, поскольку гуманизация в данном случае не имеет оправдания. Автор данной статьи поддерживает мнение С.А. Елисеева о том, что угон и хищение влекут за собой имущественный ущерб в результате уменьшения сферы владения потерпевшего, приводящего к соответствующему увеличению обладания виновным [3, с. 158], но при этом имущественный вред не включен в конструкцию основного состава угона, поскольку это формальный состав. Однако при этом потерпевшему и угон, и хищение наносят ущерб: для потерпевшего не имеет значения, что угон не имеет умысла, связанного с обогащением лица, незаконно завладевшего автомобилем. Кроме того, угон может привести к хищению автомобиля третьими лицами, так как транспортное средство угонщиком может быть оставлено в неподходящем для этого месте. И при угоне, и при хищении собственник лишается возможности использовать то, что ему принадлежит, тем самым гражданину наносится не только материальный ущерб, но и нарушаются конституционные права. Следовательно, формальный состав угона должен быть пересмотрен, поскольку наносится материальный ущерб, а умысел не должен интересовать пострадавшего собственника. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности статьи 166 УК РФ в принципе, поскольку ее существование важно лишь для преступника, который использует ее для того, чтобы уйти от ответственности по статье 158 УК РФ. Общественная же опасность угона и хищения с точки зрения потерпевшего одинакова – он лишается своего имущества. Незначительность же наказания за угон дорогостоящего автомобиля не может остановить потенциальных преступников. Фактически угон является хищением, поскольку происходит временное присвоение и распоряжение транспортным средством, которое ситуационно может завершиться как добровольным отказом от дальнейшего распоряжения, так, например, и уничтожением транспортного средства.

Существует еще ситуация, связанная с вымогательством (ст. 163 УК РФ) – когда происходит хищение, с целью требования выкупа за похищенный автомобиль. Но случается иногда так, что транспортное средство угнано умышленно для подготовки вымогательства, тогда подобное противозаконное действие квалифицируется по статьям 30, 163 и 166 УК РФ, поскольку вымогательство осуществиться не успело, хищение тем самым не подтверждается, а случается тем самым обычный угон, только с покушением на вымогательство. Хотя необходимо помнить, что изначально задумывалось хищение с целью вымогательства, а не угон с покушением на него.

Хищение транспортного средства имеет место потому, что существует криминальная система, состоящая из: перекупщиков, лиц, занимающихся переделкой идентификационных номеров и подделкой документов, лиц, занимающихся сбытом, в том числе, запчастей, а также перевозкой похищенных автомобилей. Следовательно, необходимо преследовать не только исполнителей-похитителей машин, но и комплексно наказывать всех криминальных представителей системы – от перекупщиков до продавцов похищенного, которые могут образовывать организованные преступные группы и сообщества. Противозаконная система успешно функционирует вследствие доступности средств для похищения автомобилей, в том числе, электронных. Необходимо контролировать рынок бывших в употреблении запчастей (авторазборки). Для этого необходима информационная система и система маркировки запчастей, чтобы можно было проследить историю их появления на рынке: с какой машины сняты, вследствие чего и т.д.

Кроме того, должны постоянно находиться в поле зрения сотрудников правоохранительных органов лица, имеющие профессиональные навыки по осуществлению угонов автомобилей, которые освободились из мест лишения свободы. Поскольку их умение часто бывает востребовано организованной преступностью, специализирующейся на хищениях транспортных средств и вероятность возникновения рецидивов у таких лиц велика, что и диктует необходимость контроля над ними, в том числе, посредством информационных технологий.

Таким образом, основной мерой противодействия угонам и хищениям является ужесточение наказания по статье 166 УК РФ или ее отмена и рассмотрение всех фактов незаконного проникновения лиц в чей-то автомобиль, исключительно с целью кражи транспортного средства. Отмена статьи 166 УК РФ негативно повлияет лишь на молодых людей, которые чаще всего угоняют автомобили без умысла хищения, а с намерением провести в нем время. Но если таким лицам будет известно, что любое проникновение в чужое транспортное средство будет квалифицировано по статье 158 УК РФ, где предусмотрено серьезное наказание, то такое информированность может автоматически снизить количество подобных поступков в связи с тяжестью наказания.

Кроме того, необходимо систематически нарушать функционирование криминального сообщества перекупщиков, лиц, занимающихся переделкой идентификационных номеров и подделкой документов, лиц, занимающихся сбытом и перегоном автомобилей.

Важна также информатизация в деле борьбы с угонами и хищениями. Информатизация может помочь в учете бывших в употреблении запасных частей с целью прослеживания их происхождения. Такая информатизация возможна в системе «Честный знак». Эта система хорошо зарекомендовала себя в борьбе с контрафактной продукцией различного вида.

 

Список литературы:
1. Елисеев С.А. Преступления против собственности по уголовному законодательству России: историко-теоретическое исследование: дисс.... д-ра юрид. наук. – Томск, 1999.
2. Количество угонов в России снижается, а количество их раскрытий растет // Российская газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2023/02/06/kolichestvo-ugonov-v-rossii-snizhaetsia-a-kolichestvo-ih-raskrytij-rastet.html (дата обращения: 30.12.2023). 
3. Пленум Верховного Суда РФ в п. 20 постановления от 9.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // КонсултантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82656/ (дата обращения: 30.12.2023).
4. Семенов Д.Ю. Отграничение неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения от смежных составов преступлений // Успехи современного естествознания. –  2007. – № 9. – 115 с.
5. Число угонов в России за год выросло на 15 %, лидеры –  корейские марки // Российская газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2023/12/11/chislo-ugonov-v-rossii-za-god-vyroslo-na-15-lidery-korejskie-marki.html (дата обращения: 30.12.2023).