Основные аспекты роли Узбекистана в ШОС на современном этапе
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Основные аспекты роли Узбекистана в ШОС на современном этапе
Key aspects of the role of Uzbekistan in the SCO at the present stage
Sabrina Bazyleva
graduate student, Russian University of Peoples' Friendship, Russia, Moscow
Аннотация.В статье рассматриваются основные аспекты роли Узбекистана в ШОС на современном этапе в контексте международных процессов. Анализируются инициативы Узбекистана порешению вопросов водно-энергетических ресурсов, региональной безопасности, нормализации политической обстановки, партнёрства государств-членов ШОС, новых проектов, контактов с другими странами, расширение сотрудничества с ООН и другими международными организациями.
Abstract. The article discusses the main aspects of the Uzbekistan role in the SCO at the present stage in the context of international processes. It analyzes the initiatives of Uzbekistan on issues of water and energy resources, regional security, the normalization of the political situation, partnership of the SCO member states, new projects, contacts with other countries, the expansion of cooperation with the UN and other international organizations.
Ключевые слова: Шанхайская Организация Сотрудничества; Узбекистан; Центральноазиатский регион; ситуация в Средней Азии; региональная безопасность; водно-энергетические ресурсы» партнёрство; взаимное уважение и доверие; перспективные планы; новые формы сотрудничества.
Keywords: Shanghai Cooperation Organization; Uzbekistan; The Central Asian region; situation in Central Asia; regional security; water and energy resources partnership; mutual respect and trust; long-term plans; new forms of cooperation.
Перед современным миром как никогда остро встали проблемы терроризма, гуманитарных и экологических катастроф, политического и религиозного экстремизма, расширения наркотрафика, транснациональной преступности, финансовых кризисов и т.д. Втаких условиях самая мощная по своему потенциалу страна не может защитить себя от общих, региональных или глобальных угроз в одиночку. Данная проблема в полной мере относится и к странам Среднеазиатского региона. Средняя Азия - поле столкновения и одновременно взаимодействия многих сил и интересов. И в аспекте этого обстоятельства Шанхайскую Организацию Сотрудничества необходимо рассматривать как мощный институт международного взаимодействия, рычаг обеспечения безопасности государств и народов в рамках огромного географического пространства. В своё время Республика Узбекистан выступила одним из основателей-учредителейШОС, став полноправным участником организации, инициатором совместной борьбы по нейтрализации и предупреждению общих угроз. На саммите в китайском городе Шанхае, состоявшемся 15 июня 2001 г., руководители Узбекистана, России, Таджикистана, Китая, Кыргызстана и Казахстана подписали Декларацию о создании ШОС. Узбекистан наряду с другими государствами-членами ШОС определяет основное направление работы - стратегию сотрудничества.С точки зрения Ташкента, главное – концентрация усилий по обеспечению региональной стабильности, развитию экономических и инвестиционных форм сотрудничества [1, с. 12]. Не случайно Президент Узбекистана Ислам Каримов постоянно подчёркивает, что ШОС – это действенный и перспективный механизм многостороннего, открытого и конструктивного партнёрства.
Хронология деятельности Узбекистана в ШОС обширна:
- Под председательствоми при активном участии Республики Узбекистан в 2004 г. в Ташкенте во время саммита Организации были подписаны следующие важные документы: «Положение о статусе наблюдателя при ШОС» и «Порядок взаимодействия ШОС с наблюдателями».
- В январе 2004 г. в Ташкенте был открыт Антитеррористический центр ШОС. РАТС – это постоянный действующий орган ШОС. Место его расположения –это Ташкент, столица Узбекистана. Главные функции: осуществление координационной деятельности государств-членов в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом.
- С мая 2005 г. позиция Узбекистана в отношении к ШОС кардинально изменилась. Узбекистан показал, что видит в ШОС надёжного гаранта стабильности в среднеазиатском регионе, что подтверждает активизация деятельности по линии дипломатии, а также увеличение числа встреч со странами-членами ШОС. За время этих встреч Узбекистан активно использовал свои дипломатические ресурсы, чтобы продвинуть и реализовать идеи развития ШОС, укрепления роли организации в регионе.
- В июне 2010г. в Ташкенте прошёл очередной саммит, где были утверждены «Положение о приёме новых членов в ШОС» и «Правила процедуры ШОС», приняты соглашения правительств государств-членов ШОС в области сотрудничества в сфере сельского хозяйства и борьбы с преступностью. Врамках председательства УзбекистанавШОС в 2010 г. запущен механизм встреч руководителей министерств и ведомств членов ШОС по науке и технике.
- Ноябрь 2013 г. - в Ташкенте состоялось двенадцатое заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС: произошёл обмен мнениями по широкому перечню вопросов в мировом и региональном экономическом развитии, были обсуждены проблемы торгово-экономического, гуманитарного, культурного сотрудничества в рамках ШОС, приняты решенияо продолжении дальнейшегосотрудничества в сфере транспорта и т.д.
- В 2015-2016 гг., во время своего председательства в ШОС, Узбекистан отстаивал принципы преемственности, последовательного укрепления, взаимовыгодного развития, которые в целом отвечают интересам государствШОС, а также продолжил системную работу, обеспечивающую неуклонный рост авторитета Организации на международной арене.
Во всех данных этапах работы ШОС отмечается активная позиция Узбекистана, его заинтересованность в совершенствовании механизмов Организации [2].
Кроме того, Узбекистан выступает за поиски решения так называемой афганской проблемы, чему, по мнению руководства Республики, должно способствовать создание Контактной группы «6 плюс 3» под эгидой ООН в форме консультативно-дипломатического органа ШОС, куда могли бы войти государства, непосредственно граничащие с Афганистаном, а также такие крупные державы, как Россия и США. Стратегия Узбекистана направлена поиск новых форм экономического сотрудничества, партнёрства в сфере политики, культуры. Большое внимание в ШОС Узбекистан уделяет пограничным проблемам, связанным, в частности, с сохранением уникальной экосистемы региона, рационального использования водно-энергетических ресурсов Среднеазиатского региона, то есть использования водотоков так называемых трансграничных рек (Амударьи, Сырдарьи), учитывая проблему высыхающего Арала [1, с. 14]. Здесь должны учитываться интересы абсолютно всех государств региона, а не только территорий в верховьях рек. Эксперты Узбекистана (учёные-геологи, экологи) активно ищут способы решения обозначенных вопросов, чтобы Республика могла выходить на уровень ШОС с конкретными предложениями, техническими обоснованиями.
Также в плане долгосрочного планирования для Узбекистана, как для других участников шанхайского процесса, определяющим служит факт: взаимодействие стран в рамках Шанхайской Организации приносит государствам-членам ощутимыеуспехи в геополитическом и стратегическом планах. В частности, деятельность ШОС предполагает активную интеграцию Китая, расширяющую сам формат регионального взаимодействия. Это даёт странам Средней Азии дополнительные гарантии поддержки и безопасности, в том числе в области неприменения и сдерживания угрозы применения ядерного оружия. Узбекистан в сегодняшних непростых условиях понимает, что укрепление и рост авторитета ШОС прямо способствует усилению привлечения внимания западных стран к Средней Азии, от чего выигрывает сама Республика. Поэтому один из главных приоритетов дальнейшего функционирования Организации - обеспечение региональной безопасности, всестороннее взаимодействие с Китаем и Россией.
Ещё необходимо отметить, что Узбекистан твёрдо следует принципу, связанному с несозданием каких-либо военных блоков, которые направлены против других стран, регионов. Это характеризуется как политика открытости в международных отношениях, способствующая расширению партнёрства для противодействия вызовам и угрозам региональной безопасности, содействия устойчивому социально-экономическому развитию членов ШОС, осуществленияобщих инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Во время последнего саммитаШОС в Астане Президент Узбекистана чётко сказал о принципиально новом подходе Республики к своему участию в деятельности Организации, о новой концепции безопасности для членов ШОС. Основа концепции - тезис о полной ликвидации иностранных военных баз в регионе Центральной Азии как прочной основе безопасности. Президент Узбекистана также отметил, что его страна заинтересована в том, чтобы Шанхайская Организация Сотрудничества превратилась в реальный механизм укрепления безопасности, решения важных политических, экономических и других проблем.
Таким образом, участие в ШОС создало новые возможности для экономической интеграции Узбекистана счленами Организации. Приоритет – укрепление сотрудничества с Россией и Китаем, а также регионами Европы и Юго-Восточной Азии, например, в сфере транспорта и инвестиций, что должно благоприятно сказаться на самом Узбекистане. Такой прагматический подход является взаимовыгодным.