Статья:

Теоретические аспекты национализма и сепаратизма

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политическая регионалистика. Этнополитика.

Выходные данные
Сорокина М.А. Теоретические аспекты национализма и сепаратизма // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 21-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические аспекты национализма и сепаратизма

Сорокина Марияна Александровна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, Санкт-Петербург

 

Theoretical aspects of nationalism and separatism

 

Mariiana Sorokina

student, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

 

Национализм определяли по-разному, но большинство определений совпадали и имели общие характерные черты.

Национализм – это идеология, которая ставит в центр своих интересов нацию и стремится способствовать её расцвету.

Но это довольно невнятно.

Следует двигаться дальше и выделить те главные задачи, ставя которые, национализм стремится способствовать национальному расцвету.

Всего таких задач три: национальная автономия (суверенитет), национальное объединение и национальная идентичность; по мнению националистов, нация не способна выжить без достаточного проявления всех трёх задач.

А это, в свою очередь, приводит к определению, которое сформулировал профессор Лондонской Школы Экономики Энтони Смит «национализм – это идеологическое движение за достижение и поддержание автономии, единства и самобытности человеческой популяции, некоторые члены которой считают её реальной или потенциальной «нацией» [1]. Существует три ведущие школы национализма, а именно примордиализм, конструктивизм и инструментализм.

Каждая из них отличается подходом к пониманию понятия нация и способу её возникновения.

Примордиализм основывается на убеждении, что этнос является данностью, а этничность частью человеческой сущности.

Примордиалисты отмечают, что нации существуют с древнейших времён, и каждой из них присущи свои определённые свойства и характеристики, благодаря которым строится поведение членов нации, а также представляется возможным различать между собой нации [9].

В рамках концепции существуют различные направления, а именно социобиологическое и эволюционно-историческое.

Приверженцами первого направления являются П. Ван дер Берг, Л.Н.Гумилев, Р. Шоу, Ю. Вонг; второго – Э. Смит, К. Гирц, У. Коннор [7].

Основным тезисом конструктивистов является связь нации с искусственно созданным социальным конструктом, то есть, в отличии от примордиализма, этничность не есть врождённое свойство, а скорее приобретённое [7]. Основоположником школы конструктивизма считается Б. Андерсон, который подробно изложил свои мысли в монографии «Воображаемые сообщества».

По мнению Андерсона, нация формируется с момента развития эпохи СМИ и образования, поскольку именно это позволило политикам, писателям и исследователям массово влиять на сознание людей и «доносить» до них свои мысли, в частности, о государстве, культуре, что позволяет людям уже самим формировать собственную идентичность и соотносить себя с нацией [5].

Также представителями конструктивизма являются Р. Бурдье, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков [7].

Инструменталистский подход рассматривает этничность в качестве средства элит для достижения своих целей.

Толчком, по мнению инструменталистов, может послужить экономическое или политическое ущемление, что приведёт этнос, группу людей с общими интересами, к мобилизации, направленной на борьбу за власть, ресурсы или влияние.

Ключевыми исследователями данного подхода являются П. Брасс, К.Верди и Дж. Бройи [7].

Кроме того, следует отметить, что многие исследователи, в частности Ханс Кон, разделяют национализм на два вида: гражданский и этнический.

Ключевым различием между этими типами будет само определение нации, которое кардинально отличается [3].

Так, по мнению Кона, гражданский национализм зародился в период Великой Французской Революции в 18 веке.

Главной целью такого политического движения является ограничение власти правительства, принятие участия граждан в политических решениях и обеспечение гражданских прав.

Нация в данном случае представляет собой граждан одного государства, которые равны в своих правах.

Этнический же, напротив, базируется на тезисе, согласно которому в основе нации лежит принадлежность к определённой национальной общине, этносу, и, соответственно, нация состоит из людей, которых объединяет уже не желание, но общий язык, традиции, история и наследие [3].

Следует отметить, что именно этнонационализм ведёт к сепаратизму, поскольку именно осознание «уникальности» народа в рамках существующего государства, а в дальнейшем выдвижение требований народа, посредством, например, этнорегиональных политических партий, и их неудовлетворение могут повлечь появление сепаратистских движений, которые в дальнейшем могут привести к образованию новых независимых национальных государств.

Неразрывную связь между понятиями «национализм» и «сепаратизм» отмечает Н.В. Еремина.

Сепаратизм должен рассматриваться как формы идеологии национализма.

Однако на сегодняшний день не существует единого подхода и цельной теоретической базы в изучении проблемы сепаратизма, так как каждый исследователь вкладывает в понятия «нация» и «этничность» своё значение [6].

Для сепаратизма характерны три основных элемента, а именно присутствие особой общности, которая является меньшинством и имеет различия с основной группой, представленной в центральном правительстве, наличие реального или возможного ущемления данной общности в рамках государства, а также существование исторической территории компактного проживания данной нации [2]. Однако следует разграничивать территориальные и этнические движения за независимость.

Так, первая группа подразумевает под собой именно физическое наличие географического разделения, когда явно выражено чувство обособленности от основной площади государства и от правительства, которое там находится. Примером могут послужить колонии Великобритании. В основе же этнических движений лежит тезис об определённой исторической общности, которая подвергается лишениям.

Главным для таких сепаратистских течений является восстановление своих исторических прав и возрождение своего этноса [4].

В современном мире насчитывается около 50 очагов сепаратизма [8]. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что сепаратизм является актуальной проблемой сегодняшнего дня.

Следует отметить, что сепаратизм представляет непосредственную опасность не только для определённого государства, чья часть стремится к отделению, но и для международной стабильности, так как может повлечь за собой вооружённый конфликт или привести к росту сепаратистских настроений и в других регионах.

Подводя итог, можно сказать, что национализм является обширным понятием, и его понимание зависит от выбранного подхода к идее нации и этничности. Автор данной работы придерживается позиции, что нацией является группа людей, которых объединяют ценности, культура и история, являющиеся общими для каждого из них. Сепаратизм, в свою очередь, означает стремление к отделению от существующего государства. Термин соотносится с национализмом, а именно последний является основой для сепаратизма.

 

Список литературы:
1. The Nation: Real or Imagined? The Warwick Debates on Nationalism. / Nations and Nationalism. – 1996. Volume 2. – pp. 357-357.
2. Heraclides A. The international dimension of minority separatism: An attempt at unravelling a Pandora box / A. Heraclides // Paradigms. – 1992. Volume 6. Issue 1. – pp. 33-51.
3. Kohn H. Nationalizm: Its Meaning and History / H. Kohn – L: Robert E. Krieger Publishing Company Malabar. – 1965. –p.191.
4. Smith A. Towards a theory of ethnic separatism / A. Smith // Ethnic and Racial Studies. – 1979. Volume 2. Issue 1. – pp 21-37.
5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон, Пер. с англ. В. Николаева; вступ.ст. С. П. Баньковской. – М.: Кучково поле. – 2016. – 416 с.
6. Еремина Н. В. Национально-политический разлом. От регионализма к сепаратизму в странах ЕС (на примере Шотландии и Уэльса) / Н.В. Еремина // Свободная мысль. – 2010. – №12. – C. 21-34.
7. Лях К. И. Ключевые подходы к исследованию феномена национализма в западной политической науке XX столетия / К. И. Лях // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки – 2014. – №3 (203). – С. 19-28.
8. Сепаратизм в политической жизни современной Европы / под ред. П.Е. Канделя // Доклады Института Европы. – М.: Ин-т Европы РАН, 2015. – 88 с.
9. Сошников А. А. Западная философская мысль о феноменах нации и национализма: анализ основных теоретических подходов / А. А. Сошников // Теория и практика общественного развития. – 2013. –  №11. – С. 27-29.