К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ON THE QUESTION OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT METHOD IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE
Hisham Ali Hussain ali
Associate Professor of the Russian Language Department, Head of the Russian Language Department, Faculty of Languages, University of Baghdad, Iraq, Baghdad
Аннотация. На современном этапе главным условием овладения профессией выступает знание информационных технологий. Новые информационные технологии способствуют активности студентов. Именно на побуждение у обучаемых стремления к самостоятельности и к активности в получении новых знаний нацелен метод проектов. Метод проектов выступает средством реализации компетентностно-деятельностного подхода, так как он развивает способности обучаемых к творчеству и самостоятельности, предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.
Abstract. At the present stage, the basic condition for mastering a profession is knowledge of information technologies. New information technologies contribute to student activity. This is a project method aimed at encouraging students to strive for independence and be active in gaining new knowledge. The project method serves as a means of implementing the competence-activity approach, as it develops the abilities of students to be creative and independent, includes not only the achievement of a particular result, conceived as a concrete practical way out, but also the organization of the process, achieve this result.
Ключевые слова: метод проектов; информационные технологии; источники информации; компетентность; деятельность; подход
Keywords: project-based learning; information technologies; information sources; competence; activity; approach
Русский язык является инструментом межкультурного взаимодействия и межнационального общения. Он выступает средством приема и передачи культурной и научной информации. Знание студентами русского языка и современных информационных технологий является главным условием овладения ими основными компетенциями.
Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для студента – это образ его будущего, ориентир для освоения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей [3]. К примеру, студент осваивает компетенцию специалиста, но в полной мере использует его компоненты уже после окончания вуза.
В настоящее время главным условием образованности становится знание информационных технологий. Новые информационные технологии обеспечивают активность студентов. Именно побуждение обучаемых к самостоятельности и к активности в получении новых знаний представляется основной целью образования. В связи с этим в преподавании русского языка в неязыковых вузах большое распространение приобретает метод проектов.
В основе проектной деятельности лежит сочетание теории с практикой, академических знаний с практическими умениями.
Как утверждает Е.С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [2].
Появившись в США в начале нынешнего столетия, метод проектной деятельности привлек внимание тем, что его создатели, Дж. Дьюи и его ученик Б.Х. Килпатрик, предлагали строить обучение через целесообразную деятельность обучаемого, подогревая его личный интерес в получении именно требуемого знания. Для этого нужна проблема которая была взята из реальной нашей повседневной жизни, для решения которой следует приложить полученные и новые знания. Задача преподавателя – подсказать источники информации или направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска.
В России метод проектной деятельности развивался параллельно с разработками американских педагогов под руководством русского педагога С. Т. Шацкого. Главная задача проектного метода заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе индивидуальной или групповой творческой работы. В основе этой технологии лежат приемы развития познавательных способностей и критического мышления учащихся с целью реализации личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов к обучению. Делая акцент на неразрывной связи проектной методики и личностно-ориентированного подхода к обучению, следует также отметить её связь с коммуникативным подходом к обучению.
Важное место в области психологии и педагогики проектной работы занимает теория деятельности А.Н. Леонтьева. Деятельностный подход — это не только мощный фактор, существенно повышающий мотивацию учащихся, но и инструмент формирования ключевых социальных компетенций [1].
Есть разные подходы к реализации метода проектов:
- разнообразные виды работ: чтение, поиск нужной информации, просмотр фрагмента фильма на эту тему, создание презентации с использованием Power Point, обсуждение за «круглым столом»;
- выполнение требований к презентации: наличие иллюстрации на каждом слайде, текстовая информация в объеме 2-4 предложений, обязательное использование лексико-грамматического материала предыдущего занятия при составлении учащимися предложений;
- короткий, но понятный для студентов рассказ;
- чтение текста со слайда не разрешается.
При работе над проектом используются все виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Подобный род работы представляет собой подготовку к выступлению с докладом на конференции.
Обращение к традиционным лексическим темам на начальном этапе предполагает возможность создания учащимися собственного проекта презентации на основе предложенной модели. Далее предлагаются уже другие темы …., а также создание моделей профессиональных диалогов, мини-инсценировок и видеороликов.
В процессе работы над презентацией студенты учатся планировать свою деятельность, распределять время по минутам, отбирать основную актуальную информацию, работать в сотрудничестве. Им придется распределить обязанности при подготовке своей презентации между членами своей подгруппы, учиться опираться на сильные стороны своей команды и обратить внимание на слабую сторону.
Оценивание происходит по результатам работы всей команды. Все члены подгруппы должны участвовать в работе над проектом и у всех есть конкретное поле деятельности. Если кто-то один не сумел выполнить полученное задание, то вся группа не сможет защитить свой проект. Сюда же можно отнести и выпуск стенгазет (подбор информации в интернете или в газетах и журналах, создание текста, подбор иллюстраций). Итогом работы является стенгазета, связанная с культурой речи, определенной темой занятия; создание мини-текстов, с употреблением специальной терминологии, диалогов на профессиональные темы, а самое главное, создание презентаций на 5-7 минут по заданной теме.
Применение метода проектов дает возможность преподавателю выявить в подгруппах неформальных лидеров; получить достоверную информацию об истинных знаниях, умениях, навыков студентов и, соответственно, понять их реальные возможности в данной форме работы, а также пути повышения их мотивации.
Представленные выше варианты обучения с использованием метода проектов являются лишь одним из способов внедрения инновационных технологий в учебный процесс.