Статья:

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении: основные аспекты

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Ефимова И.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении: основные аспекты // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении: основные аспекты

Ефимова Ирина Владимировна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №17 Юнармеец, РФ, г. Мичуринск

 

В последнее время в общеобразовательных классах обычных общеобразовательных школ увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, причем в одном классе могут обучаться дети с совершенно разными диагнозами согласно действующей классификации. Данная классификация включает в себя детей с задержкой психического развития, с задержкой речевого развития, дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), дети с тяжелыми множественными нарушениями. Задача педагога при этом грамотно выстроить учебно-воспитательный процесс, чтобы реализовать право каждого ребенка на доступное и качественное образование. Работа с такими детьми достаточно сложная, требует от педагога достаточно высокого уровня подготовки и выстраивается по нескольким направлениям.

Основным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школе является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка. Все обучающиеся со статусом ограниченными возможностями здоровья по заключению психолого-медико-педагогической комиссии обучаются по адаптированной образовательной программе  − это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации». Ребенок может обучаться в школе в общеобразовательном классе по адаптированной программе. Школа создает специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная программа может самостоятельно разрабатываться и утверждаться организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной программы начального или основного общего образования с привлечением коллегиальных органов управления. Это может быть управляющий совет, попечительский совет и т.д.

Обучение детей с ОВЗ является практико-ориентированным. Практика в данном случае выступает в качестве источника получения новых знаний и сферы, в которой можно использовать полученные теоретические знания. Но помимо организации учебной деятельности согласно учебному плану, для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходима организация дополнительных коррекционно-развивающих занятий, в зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с педагогом-психологом, логопедом, дефектологом и т.д. Такая работа организуется, как правило, в образовательной организации при наличии всех вышеуказанных специалистов. Если необходимые специалисты отсутствуют в образовательном учреждении, то администрацией школы организуется  системное межведомственное взаимодействие с другими организациями по исполнению рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Цель таких занятий − коррекция нарушений, которые затрудняют освоение учащимися стандартной программы начального общего или основного общего образования, а также повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельного навыка.

Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучит таблицу умножения или определенное правило), сколько создание оптимальных  условий для улучшения развития ученика в целом. Обычно выделяют две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой. Коррекционные занятия строятся с учащимися на основании рекомендаций заключения психолого-медико-педагогического комиссии и организуются как с узкими специалистами: педагогом- психологом, логопедом, дефектологом и т.д., так и с педагогами, работающими в данном классе с конкретными детьми. Это индивидуальные или групповые занятия по коррекции пробелов в развитии и обучении.

Диагностические показатели школьников

  • Физическое состояние и развитие ребёнка
  • Уровень развития познавательной  сферы
  • Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации
  • Особенности эмоционально – волевой сферы
  • Особенности усвоения программного материала

Изучив особенности каждого ребенка и проведя необходимые диагностические мероприятия, можно устанавливать сроки коррекционной работы для конкретного ребенка. Как сказано выше, индивидуальные и групповые коррекционные занятия должны проводить не только узкие специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог), но и  основной учитель класса. Рекомендованное время занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20-25 минут. Наполняемость группы не должна превышать 3-5 человек, со сходными проблемами. При организации коррекционных занятий необходимо учитывать возможности  ребёнка: задание должно быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику  переживание  успеха. В дальнейшем трудность задания нужно увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Успешность выполнения задания должна быть значимой для учащегося. В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, учителю важно создать ситуацию успеха на индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятиях.

Следует помнить, что при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагог должен  учитывать то, что все используемые педагогические инновации должны быть направлены на достижение коррекционного эффекта. В ходе коррекционно-развивающих занятий педагогу необходимо задействовать разнообразные современные инновационно-педагогические технологии. Это могут быть  дидактические игры, психогимнастика, тренинговые занятия с элементами АРТ-терапии, интерактивные и мультимедийные игры. Необходимо максимально разнообразить занятия и создать условия для повышения интереса к учебе, чтобы ребенок получал радость от процесса самостоятельного познания и от положительных результатов своей деятельности.

Для достижения цели по коррекции нарушений у учащихся, а также для выработки и закрепления устойчивого результата, коррекционно-развивающую работу с ребенком необходимо продолжать родителям дома, согласно рекомендациям учителя и других узких специалистов образовательной организации. Данная работа должна носить систематический характер. Важным аспектом в работе со многими родителями является психологическая поддержка родителей, установка на положительный результат, а также педагогическое просвещение.  Консультативная работа с родителями − одно из важных мероприятий с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо, чтобы на консультациях родители имели возможность  получать информацию о том, какие занятия проводятся с ребенком, какие приемы и методы использует тот или иной педагог на своих занятиях, какие из них больше нравятся конкретному ребенку и дают больший коррекционный эффект. Таким образом, еще раз подчеркиваю важность  методических рекомендаций для родителей об особенностях организации учебно-воспитательного процесса дома.

Подводя итог, хочется отметить, что успех каждого ребенка: и обычного и ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от слаженной работы всех участников образовательного процесса. Это, прежде всего, мотивированные родители, педагоги образовательной организации, специалисты медицинской организации. Ведь школа это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая жизнедеятельность ребенка.  Именно в руках заботливых родителей и грамотных специалистов ребенок сможет раскрыть свой потенциал, стать гармонично развитой личностью, способной приносить пользу себе и обществу.

 

Список литературы:
1. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 400 с.
2. Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: Учебник / Т.Г. Богданова, Н.М. Назарова, И.М. Яковлева. - М.: Инфра-М, 2015. - 128 c.
3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/04/14/igrovye-tehnologii-v-korrektsionnoy-pedagogike (дата обращения: 23.02.2020).
4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://pedagogy.elpub.ru/jour (дата обращения: 23.02.2020).