Статья:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Алиева К.А. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(79). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алиева Карина Арсланбековна
учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 12, РФ, с. Дворцовское

 

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES

 

Karina Aliyeva

Primary school teacher MKOU secondary SCHOOL No. 12, Russia, p. Dvortsovskoe

 

Аннотация. В статье рассматриваются способы и методы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности младших школьников. Автор рассматривает возможности и преимущества проектной деятельности в формировании устойчивого познавательного интереса у обучающихся начальной школы. По мнению автора, проектная деятельность является перспективным направлением активизации учебной деятельности младших школьников.

Abstract. The article discusses ways and methods of activating cognitive interest and cognitive activity of younger schoolchildren. The author considers the possibilities and advantages of project activity in the formation of a stable cognitive interest in primary school students. According to the author, project activity is a promising direction for activating the educational activities of younger schoolchildren.

 

Ключевые слова: начальное общее образование; познавательный интерес; проект; проектная деятельность.

Keywords: primary general education; cognitive interest; project; project activities.

 

В период постоянных социальных трансформаций, а также в условиях становления и развития информационного общества, на современном этапе перед образованием в целом, и перед учителем в частности, стоит задача подготовки человека, который стал бы носителем новой, информационной культуры. Это предполагает формирование и развитие целого ряда качеств: активность в освоении окружающего мира, способность к его всестороннему познанию и восприятию, умение быстро приспосабливаться к происходящим переменам, поиск нового, стремление к постоянному и непрерывному саморазвитию, критичность мышления.

Происходящие изменения находят свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286. В документе особо подчеркивается, что основной целью и конечным результатом образовательного процесса является, в первую очередь, развитие личности ребенка.

Следовательно, активизация познавательной деятельности – одна из важнейших и первостепенных задач, стоящих перед учителем в начальной школе, поскольку именно он является для обучающегося «проводником» в школьный мир и мир знаний.

Педагогической наукой накоплен немалый опыт в изучении учебной деятельности. Труды И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, а также Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И. Лингарта и других ученых сформировали психолого-педагогическую теорию учебной деятельности.

Вопросы активизации учебной деятельности находятся в центре внимания Винокуровой Н.В., Мазуренко О.В., Долбнева В.В., Кирилловой Л.С., Лебединской В.В., Новиковой Е.В. [1; 2; 3; 4].

Анализ работ, посвященных учебной деятельности, а также методам ее активизации, с одной стороны, показывает, что исследователями наработана обширная теоретическая и практическая база. С другой – демонстрирует непреходящую актуальность темы ввиду ее высокой значимости.

Целью нашего исследования является обоснование результативности применения проектной деятельности в качестве средства активизации учебной деятельности младших школьников.

В младшем школьном возрасте ведущей для ребенка деятельностью становится учебная. Ее особенность заключается в том, что усвоение знаний происходит не опосредованно, через другие виды деятельности, а в результате постоянной и целенаправленной, специфической формы активности.

Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, она не дана в готовой форме. Она должна быть сформирована в форме умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста.

Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности.

Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем развитию учебной деятельности и формированию активности как свойства личности. Активизация, по мнению В. Долбнева, означает, с одной стороны, увеличение меры активности как состояния и, с другой стороны, увеличение меры развития [2].

Активизация учебной деятельности означает стимулирование к выполнению познавательных задач. Определяя цели и задачи активизации, необходимо иметь в виду, что мерой полноценности личности являются не только оценки, но и то, насколько в процессе обучения развиты желание и умения работать, умение самостоятельно усваивать знания, потребность приносить пользу своей активной деятельностью.

По нашему мнению, основной задачей активизации учащихся является не получение положительных оценок, а общее развитие личности. Этому способствует систематическое предоставление ребенку заданий, требующих оптимального умственного напряжения, которое предопределяет развитие умственных сил и – что еще важнее – делает возможным ощущение успеха каждым учащимся. В связи с этим формируются умственные потребности, ценностные установки и активный образ жизни.

На наш взгляд, к такого рода заданиям относится подготовка творческих проектов, начиная с младшего школьного возраста. В этом случае ученик из объекта учебной деятельности превращается в активного, творческого субъекта. Не учитель, а ученик – находится в центре проектной деятельности, тогда как учитель содействует ученику и его самореализации, выступая в качестве помощника.

Для проектов в начальной школе целесообразно выбирать личностно- или социально-значимые темы, близкие и понятные школьнику. Такие темы, как «Мой детский сад», «Что я люблю» в начале школьного года позволяют учащимся первого класса познакомиться друг с другом, найти схожие интересы, сформировать доброжелательный климат в классе.

Подготовка проекта объединяет родителей и детей в совместной творческой деятельности, ребенок чувствует участие родителя, его включенность в совершенно новую для ребенка сферу жизни. При этом подготовка проекта предполагает исследовательскую работу учащегося – поиск информации, ее осмысление и переработку.

Выступление с проектом формирует навыки монологической речи ребенка, его умение логически мыслить и ясно излагать свои мысли, учит его взаимодействию со сверстниками через систему обсуждения проекта.

Результаты внедрения проектной деятельности в систему обучения у младших школьников позволяет нам отметить, что уже после первого опыта подготовки проекта, ребята, совместно с родителями, с большей уверенностью включаются в работу такого рода: это отчетливо прослеживается и по содержанию подготовленных проектов, и по срокам их подготовки, и по тому, как сами школьники представляют свои работы.

Так, подготовка второго (с начала учебного года) проекта «Мамы всякие важны», касающаяся профессий мам учащихся продемонстрировала: ребята выступали с гораздо большей уверенностью, работы вызывали живое участие слушателей, обсуждение среди учеников носило не формальный, а активный, осмысленный характер.

Таким образом, специфика активизации учебной деятельности младшего школьника посредством осуществления проектной деятельности заключается в развитии его познавательного интереса, стимулировании воображения и творчества. При этом важно подчеркнуть, что при реализации проектной деятельность необходимо обязательно учитывать психолого-возрастные особенности учащихся.

 

Список литературы:
1. Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы в учебной деятельности // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. Сборник статей по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2022. – С. 79-83.
2. Долбнев В.В. Пути и средства активизации познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе // Альманах современной науки и образования. 2010. № 5 (36). – С. 95-98.
3. Кириллова Л.С., Лебединская В.В. Творческие задания как средство формирования познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2014.№ 13. С. 113-118.
4. Новикова Е.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе обучения младших школьников // Современные проблемы высшего образования. Творчество в дистанционном формате. Материалы VI международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. Москва, 2021. С. 523-528.