Статья:

Применение диаграммы Исикавы как метода активного обучения в контексте преподавания иностранного языка

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Дроздов Д.А. Применение диаграммы Исикавы как метода активного обучения в контексте преподавания иностранного языка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 21-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение диаграммы Исикавы как метода активного обучения в контексте преподавания иностранного языка

Дроздов Дмитрий Александрович
студент, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск

 

USE OF FISHBONE DIAGRAM AS A METHOD OF ACTIVE LEARNING IN THE CONTEXT OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

 

Dmitry Drozdov

Student, Irkutsk state University, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена возможность применения диаграммы Исикавы в качестве метода активного обучения в контексте преподавания иностранного языка. Раскрыта актуальность активного обучения в преподавании иностранного языка, подробно описан применяемый метод Исикавы, приведен и проиллюстрирован пример использования метода в конкретной педагогической ситуации. По результатам исследования автором был сделан вывод о целесообразности применения рассматриваемого метода в рамках преподавания иностранного языка.

Abstract. The article discusses the possibility of using the Ishikawa diagram as a method of active learning in the context of teaching foreign languages. The author discoses the relevance of active learning in teaching a foreign language, describes the Ishikawa method in detail, and gives an example of the use of the method in a specific pedagogical situation. In the end author concludes that it is advisable to use the method in question as part of teaching foreign languages.

 

Ключевые слова: обучение; иностранный язык; активные методы обучения; критическое мышление.

Keywords: teaching; foreign language; active learning methods; critical thinking.

 

В настоящее время с сфере образования наблюдается стремительное развитие и смена ориентиров, появляются инновационные решения и новые подходы к обучению, которые позволяют сделать процесс обучения эффективнее и результативнее, как для обучающихся, так и для преподавателей. Одним из таких подходов является метод активного обучения, который ориентирован на организацию учебного процесса с упором на большую самостоятельность со стороны обучающихся, проявление инициативы и задействование творческого потенциала во время усвоения учебной программы [2]. Это достигается с помощью использования ряда специальных приемов и техник, к которым относятся: мозговой штурм, анализ проблемных ситуаций - “кейсов”, деловые и учебные игры, дебаты, тренинги и многое другое. Данные техники позволяют добиться большей интенсивности обучения, так как требуют от учеников активного участия и вовлеченности. Конечной целью использования данных техник является не столько достижение определенных показателей успеваемости, сколько активизация критического, проблемно-ориентированного мышления, а также познавательной деятельности.

Методы активного обучения применяются повсеместно, практически в каждой учебной дисциплине целесообразно использование некоторых из существующих техник. Иностранный язык - не исключение в данном случае, так как эта дисциплина является одной из самых комплексных и сложных к освоению и требует от учеников всесторонней вовлеченности. В рамках этой дисциплины ученики не только изучают правильное построение словесно-грамматических конструкций, письмо и устную речь, но и непосредственно применяют язык в контексте обсуждения различных тем и проблем, касающихся повседневной и общественной жизни, истории, культуры, технологий и многих других сфер. Именно это и обуславливает сложность изучения иностранных языков, но в то же время это является правильным подходом, дающим нечто большее, чем просто знание языка. Бесспорно, для успешного освоения дисциплины ученики должны быть активны, сосредоточены и мотивированы. Поэтому, для создания нужной атмосферы на уроках иностранного языка целесообразно применять техники активного обучения.

Одним из методов, имеющих потенциал в качестве инструмента активного обучения, является техника причинно-следственного анализа, в основе которого лежит использование диаграммы Исикавы, также известной как диаграмма “рыбьей кости”. Метод базируется на исследовании и графическом отображении причинно-следственных связей между изучаемой проблемой и сопутствующими ей факторами [4]. Диаграмма представляет собой рыбий скелет, в котором голова - это основная проблема, а позвоночник и кости иллюстрируют все факторы, оказывающие влияние на формирование проблемы.  Эта методика впервые была создана более пятидесяти лет назад Каору Исикавой, японским профессором и специалистом в области менеджмента, и изначально она использовалась в сфере производства, в особенности при оптимизации производственных процессов [4].

Метод Исикавы, как и некоторые другие методы активного обучения, был придуман не для обучения, однако ему нашлось применение и в данной сфере [3]. Поскольку метод связан с постановкой проблемы и поиском ее причин, это отвечает требованиям активного обучения - формированию проблемно-ориентированного и критического мышления [2]. Преподавателю следует поставить перед учениками проблему, и предложить проанализировать ее для выявления возможных причин ее существования, при этом используя метод “рыбьей кости”. Ученики, посредством группового или индивидуального мозгового штурма должны определить факторы, влияющие на проблему [1]. После проведения анализа ученики делятся полученными результатами и обсуждают их, получая обратную связь.

Подобная модель построения занятия может быть реализована на уроках иностранного языка, в рамках изучения какой-либо темы. Наиболее подходящая ситуация для использования данной техники - закрепление изучаемой темы, когда все материалы изучены и необходимо убедиться в качественном усвоении пройденного, а также обобщить и систематизировать полученные знания. На рисунке 1 проиллюстрирован вариант заполнения диаграммы Исикавы на уроке английского языка при закреплении темы “Traffic problems”.

 

Рисунок 1. Диаграмма Исикавы по теме “Traffic problems”

 

Как видно на изображении, в результате работы по закреплению темы, у учеников должна получиться подобная диаграмма, в которой будет видна основная проблема и факторы, оказывающие влияние на ее формирование. Сначала на диаграмме выделяются группы факторов, которые иллюстрируют основные причины возникшей проблемы, так называемые «большие кости». «Маленькие косточки» добавляются при детализации основных причин. По желанию, диаграмму можно дополнять и расширять, добавляя новые блоки. К примеру, можно сделать блок с возможными решениями рассматриваемой проблемы, поместив его в «хвост».

Применение диаграммы Исикавы в качестве инструмента активного обучения в контексте преподавания иностранного языка действительно можно считать целесообразным, поскольку позволяет добиться нужной рабочей атмосферы на занятии, придавая ему более привлекательный игровой характер, а результате работы с этим методом ученики не только усвоят пройденный материал на более глубоком и качественном уровне, но и получат тренировку проблемно-ориентированного и критического мышления, что положительно отразится на результатах обучения в целом.

 

Список литературы:
1. Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие / А. О. Блинов, Е. Н. Благирева, О. С. Рудакова. – М: Издательский дом «Научная библиотека», 2014 – 264 с
2. Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения. Учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. – М.: Юрайт 2015.- 249с.
3. Машталер Ю. Ф. Возможности использования метода Исикавы в процессе преподавания учебной дисциплины «Уголовное право» / Ю. Ф. Машталер // Организация образовательного процесса: мат. 19 науч. конф. (г. Минск 2018 г.). - Минск.: Академия МВД Республики Беларусь. – 2018. – С. 35-37.
4. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М. М. Кане, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков и др. – СПб.: Питер. – 2012. -576с.