Статья:

Портфолио по предмету как способ комплексной оценки достижений обучающегося в освоении естественнонаучных дисциплин

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гостищев И.А. Портфолио по предмету как способ комплексной оценки достижений обучающегося в освоении естественнонаучных дисциплин / И.А. Гостищев, Л.И. Рогуля, Н.В. Князева, Т.Н. Самойлова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 23-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Портфолио по предмету как способ комплексной оценки достижений обучающегося в освоении естественнонаучных дисциплин

Гостищев Игорь Александрович
учитель химии, МБОУ СОШ № 4, РФ, г. Белгород
Рогуля Людмила Ивановна
учитель географии, МБОУ СОШ № 4, РФ, г. Белгород
Князева Наталья Викторовна
учитель биологии, МБОУ СОШ № 4, РФ, г. Белгород
Самойлова Татьяна Николаевна
учитель химии, директор, МБОУ СОШ № 4, РФ, г. Белгород

 

Subject portfolio as a method of comprehensive assessment of the sudent’s achievements in the studying of natural sciences

 

Igor Gostishchev

chemistry teacher, High school №4, Russia, Belgorod

Ludmila Rogulya

geography teacher, High school №4, Russia, Belgorod

Natalia Knyaseva

biology teacher, High school №4, Russia, Belgorod

Tatiana Samoilova

chemistry teacher, director, High school №4, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В работе предложена структура предметного портфолио учащегося, которое может быть использовано для комп­лексной оценки индивидуального прогресса учебных и внеучебных достижений обучающихся в освоении химии, биологии, географии, а также в подготовке к ГИА по этим предметам.

Abstract. The structure of the subject portfolio of the student is proposed, which can be used for a comprehensive assessment of the individual progress of the educational and extracurricular achievements of students in the studying of chemistry, biology, geography, and also in the preparation for exams in these subjects.

 

Ключевые слова: портфолио; структура портфолио; подготовка к ГИА; система оценивания; индивидуальные достижения.

Keywords: portfolio; portfolio structure; preparation for exams; assessment system; individual achievements.

 

В условиях перехода средней школы на ФГОС нового поколения возникает необходимость разработки новой системы оценивания учебных и внеучебных достижений учащихся, как в целом, так и по отдельным предметам. В качестве удобного рабочего инструмента, позволяющего планировать, контролировать и комплексно оценивать образовательные достижения учащихся, предлагается технология портфолио.

Цель создания портфолио – представить документированные результаты учебной и внеучебной деятельности обучающегося, просле­дить его индивидуальный прогресс, достигнутый в процессе обучения, оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тради­ционных форм контроля качества образования [14, с. 72-81; 2, с.179-185; 4, с. 134; 13, с. 33].

В научной литературе встречается множество работ, посвященных проблеме использования технологии портфолио индивидуальных дости­жений в ВУЗе [3, с. 20-27; 4, с. 134-140; 10, с. 263-267], в дополни­тельном образовании [5, c. 85-89] и средней школе [8, с. 6-11; 12, с. 21-22; 1, с. 779–782; 6, с. 4-8], в некоторых статьях рассматривается применение технологии портфолио в профильном обучении [7, с. 28-35; 11, с. 67-70]. Однако проблема разработки и применения предметного портфолио в средней школе освещена недостаточно. Перепечина Л.Д. в работе [9, с. 97-99] предлагает в качестве инновационного метода оценивания учебных достижений школьника в курсе географии применять портфолио достижений, сочетающее черты портфеля достижений и портфеля отчета. Автор на высоком уровне анализирует методические условия организации системы оценивания учебных достижений школь­ников в процессе изучения географии, однако недостаточно подробно останавливается на структуре портфолио.

В данной статье нами предложен свой вариант предметного портфолио учащегося, который может быть применен при изучении предметов естественнонаучного цикла. Каждый раздел предлагаемого портфолио будет подробно рассмотрен в следующих наших публикациях. Данное портфолио можно использовать для комплексной оценки инди­видуального прогресса учебных и внеучебных достижений обучающихся в освоении химии, биологии, географии, а также в подготовке к ГИА по этим предметам.

Предметное портфолио учащегося состоит из следующих разделов:

I. Деятельность на уроках (урочная деятельность)

1.  Листы предметных достижений по четвертям, в которых отражены результаты входного контроля, текущих контрольных работ, срезовых контрольных работ за четверть, лабораторных и практи­ческих работ. К листам предметных достижений прилагаются тексты выполненных работ.

2.  Сводная таблица «Отслеживание результатов обучения по темам». В данной таблице отражены результаты текущих самостоя­тельных и проверочных работ, а также освоение основных алгоритмов, входящих в обязательный минимум освоения рабочей программы по предмету. Качество обучения оценивается по системе зачтено/не зачтено.

3.  Ведомость успеваемости за год.

II. Внеурочная деятельность

1.  Таблица «Результаты участия в олимпиадах и предметных конкурсах (очных, заочных, дистанционных)».

2.  Таблица «Результаты в научных конференциях и конкурсах исследовательских работ и проектов учащихся».

3.  Сертификаты и дипломы различных конкурсов.

III. Подготовка к итоговой аттестации (ОГЭ/ЕГЭ)

1.  Список тем, вызывающих затруднения на начало года и конец года.

2.  Карта посещаемости дополнительных занятий по подготовке к итоговой аттестации.

3.  Результаты пробных экзаменов.

4.  Сводная таблица освоения элементов содержания, проверяемых на ОГЭ/ЕГЭ (таблица с обозначениями: освоено, частично освоено, не освоено).

IV. Рефлексия

1.  Листы самоанализа достижений за четверть.

2.  Эссе «Что удалось сделать за год».

Технология портфолио в целом призвана стимулировать созна­тельное отношение обучающегося к процессу и результатам обучения и является инструментом повышения качества процесса обучения. Структура предметного портфолио, предложенная в нашей работе, акцен­тирует внимание на помощи учителю при подготовке обучающихся к ГИА, поскольку в настоящее время итоговые оценки в аттестате учащегося, к сожалению, могут не соответствовать его результатам на ЕГЭ и реальным знаниям. Портфолио по предмету может помочь учителю более объективно ставить годовые и итоговые оценки, аргументировать свое решение ученикам и их родителям, не только показать всем участникам педагогического процесса достижения учащихся и пройденный ими путь обучения, но также обозначить проблемы в изучении предмета и наметить пути их решения.

 

Список литературы:
1. Жидкова Р.А. Современные методы оценивания результатов обучения // Известия ПГПУ. – 2012. – № 28. – С. 779–782.
2. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. – № 3. – С. 179-185.
3. Карамзина А.Г., Сильнова С.В. Технология портфолио как метод усвоения и закрепления учебного материала // Образовательные ресурсы и технологии. – 2015. – № 1. – С. 20-27.
4. Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В. К вопросу о форми-ровании электронного портфолио обучающегося // Вестник ПсковГУ. – 2014. – № 4. – С. 134-140.
5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Возможности использования портфолио в сфере дополнительного образования // Проблемы современного образования. – 2010. – № 6. – С. 85-89.
6. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Технология «портфолио»: предостережение от ошибок // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 5. – С. 4-8.
7. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Философия, структура, методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – № 5. – С. 28-35.
8. Новикова Т.Г., Федотова Е.Е. Оценивание с помощью портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 2. – С. 6-11.
9. Перепечина Л.Д. «Портфолио ученика» как средство оценки учебных достижений школьника в курсе географии // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – № 5. – С. 97-99.
10. Птицына О.Н., Дмитриева С.Н. Особенности метода портфолио в условиях перехода на ФГОС // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 263-267.
11. Сикорская Г.А. Педагогические возможности портфолио как формы оценивания учебных достижений школьников в профильном обучении // Известия ВГПУ. –2008. – № 9. – С. 67-70.
12. Старикова С.И. Портфолио как инструмент оценки динамики индиви-дуальных образовательных достижений // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 5. – С. 21-22.
13. Соловьева О.Ю., Фомин А.А. Методика комплексной оценки индиви-дуального прогресса внеучебных достижений обучающихся. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. – 59 с.
14. Чошанов М.А. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000. – № 1. – С. 72-81.