Статья:

Особенности психологической помощи как вида заботы о профессиональном здоровье руководителей профессий группы риска

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология труда. Инженерная психология. Эргономика

Выходные данные
Алиев У.С. Особенности психологической помощи как вида заботы о профессиональном здоровье руководителей профессий группы риска // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 49-55.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности психологической помощи как вида заботы о профессиональном здоровье руководителей профессий группы риска

Алиев Уалит Саламатович
магистр психологии, соискатель, РГПУ им. А. И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

 

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HELP AS A KIND OF CARE FOR PROFESSIONAL HEALTH OF THE HEADS OF THE RISK GROUP PROFESSIONS

 

Ualit Aliyev

Master of Psychology, applicant, RGPU them. A.I. Herzen, Russian Federation, St. Petersburg

 

Аннотация. Служебная деятельность работников профессий группы риска традиционно сопровождается значительными психофизио­логическими нагрузками. Особого внимания заслуживают руководители групп, подразделений и организаций, несущие ответственность не только за результаты своей профессиональной деятельности, но и за результаты деятельности своих подчиненных, поскольку условия выполнения ими своих профессиональных обязанностей нередко приводят к появлению стрессовых расстройств, к профессиональной деформации, а также к нарушениям в личностной сфере. В связи с этим важным и необходимым является оказание им своевременной и качественной психологической помощи. В статье представлено описание целей оказания психологической помощи руководителям профессий группы риска, а также дана характеристика ряда профилактических и коррекционных мероприятий, ориентированных на поддержание и восстановление их психологического здоровья.

Abstract. The service activities of workers at risk occupations are traditionally accompanied by significant psycho-physiological stress. Special attention should be paid to the leaders of groups, divisions and organizations who are responsible not only for the results of their professional activities, but also for the results of their subordinates, since the conditions for the performance of their professional duties often lead to the appearance of stress disorders, professional deformation, and also violations in the personal sphere. In this regard, it is important and necessary to provide them with timely and high-quality psychological assistance. The article presents a description of the goals of providing psychological assistance to managers of at-risk professions, as well as characterizing a number of preventive and remedial measures aimed at maintaining and restoring their psychological health.

 

Ключевые слова: профессии группы риска; руководители; психологическая помощь; психологическое здоровье; консультирование; тренинг; психологическая реабилитация; кризисное вмешательство.

Keywords: professions at risk; managers; psychological assistance; psychological health; counseling; training; psychological rehabilitation; crisis intervention.

 

Профессии группы риска – это вид профессиональной деятель­ности, сопряженный (постоянно или в силу сложившихся обстоятельств) с условиями труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные факторы, что обусловливает угрозу жизни и здоровья работника. Служебная деятельность работников профессий группы риска традиционно сопровождается значительными психофизиологи­ческими и физическими нагрузками на работников, многими факторами риска для их жизни и здоровья, характеризуется стресогенностью, необходимостью применять меры физического воздействия, оружие, специальные средства и т. д. Естественно, что такие условия труда нередко приводят к появлению стрессовых расстройств, к профессио­нальной деформации, а также к нарушениям в нарушениям в личностной сфере. В связи с этим важным и необходимым является оказание работникам профессий группы риска психологической помощи. При этом особого внимания, на наш взгляд, заслуживают руководители групп, подразделений и организаций, несущие ответственность не только за результаты своей профессиональной деятельности, но и за результаты деятельности своих подчиненных.

Анализ теории и практики организации психологической поддержки деятельности работников групп риска (в том числе руководителей) показывает, что этим вопросам уделяется значительное внимание. Учеными (П. Мучинский, М. Свон, Г. Чарльз, М. Альберт, Ф. Хедоури, Г. Бовин, Н.И. Миаких, О.Ф. Караваева и др.) разработаны принципы, формы, методы и средства такой работы. Кроме того, в литературе описан огромный опыт практических психологов в этой области [1, 4, 6].

Основной целью психологической помощи должно быть создание благоприятных условий для выполнения профессиональных обязан­ностей, которые бы нейтрализовали влияние негативных профессио­нальных факторов на психологическое здоровье руководителей профессий группы риска, а также развитие способности успешно противостоять стрессу, эмоциональному выгоранию и другим профессиональным факторам риска [2].

Особое место в работе с представителями руководящего звена профессий группы риска следует уделять профилактическим мерам, направленным на подготовку руководителей к действиям в условиях повышенного эмоционального и физического напряжения и на предотвращение у них нервно-психических нарушений. В конце концов, именно руководителям отводится основная роль в поддержании морального духа подчиненных и именно им приходится заниматься распределением задач между подчиненными для достижения максимального результата. В связи с этим руководители должны быть психологически готовы выполнять свои функции в экстремальных условиях. К профилактическим мероприятиям относятся следующие виды психологической помощи:

· психологическое консультирование;

· психологический тренинг.

Психологическое консультирование должно быть направлено на оказание помощи клиенту в разрешении определенных проблемных ситуаций, а также должно позволить ему расширить понимание различных аспектов своей личности и деятельности [8].

В процессе консультирования важно придерживаться индивиду­ального и личностно-ориентированного подходов. Следует иметь в виду, что:

1) как субъект собственной жизни консультируемый имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, он способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограни­ченных возможностей;

2) необходимым условием консультирования является желание консультироваться – получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за изменение своей жизненной ситуации;

3) границы ответственности консультируемого варьируют от высокой активности и самостоятельности до высокой инфантильности и зависимости от других, поэтому в ходе консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитив­ный настрой, укрепление веры в его силы и возможности, «разрешение» на пробы и ошибки (не ошибается тот, кто не живет), понятное рас­пределение ролей в ходе консультации между психологом и клиентом).

В рамках осуществления консультативного процесса целесообразно затронуть такие смысловые блоки, как «Самоконтроль и противо­стояние стрессу», «Социально-психологические отношения или Я и мир»; «Жизненные планы и перспективы», «Уверенность в себе».

Психологический тренинг – это форма активного обучения пове­денческим и личностным навыкам. На тренинге участникам предлагается выполнить то или иное упражнение, направленное на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым прин­ципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в обучении всех видов деятельности: общения, игры, обучения. Обучение в тренинге позволяет клиенту развить необходимые психологические и поведенческие навыки: справляться со стрессом, принимать решения, разрешать конфликты и т. д. [8]

Основное различие между тренингом и индивидуальной консуль­тацией заключается в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, который ведет эти занятия, но также опыт и знания других участников. Таким образом, представления человека о проблеме и способах выхода из нее значительно расширяются.

При работе с руководителями профессий группы риска часто необходимо использовать виды психологической помощи, направленные на устранение (или уменьшение степени тяжести) последствий психо­логической травмы, чтобы обеспечить дальнейшее полное развитие и функционирование. В этом случае целесообразно использовать:

· психологическую реабилитацию;

· кризисное вмешательство.

Психологическая реабилитация – это вид помощи, который направлен на наиболее полное психоэмоциональное восстановление клиента, улучшение его качества жизни, улучшение социальной адап­тации, интеграцию в общество, предотвращение развития постоянных расстройств личности и негативных изменений в образе жизни [8].

Начальным этапом процесса реабилитации должно быть «пробуждение» потенциала клиента, заключающееся в «раскрытии» значения травмирующего события, «встраивании» его в единый вре­менной контекст жизни и восприятии себя как целостного субъекта, который можно осознать смысл жизни. В этом контексте процесс «переживания» травмирующего события подразумевает преодоление психологического разрыва между «до» и «после» периода травмы с помощью эффективных психологических механизмов. Дальнейшая работа должна включать предоставление психотерапевтической помощи клиенту, ориентированной на адаптацию к экстремальным ситуациям [7].

В.В. Березовец разработал модель социально-психологической реабилитации, основными составляющими которой являются:

· социально-психологическая дезадаптация личности, вызванная действием посттравматических стрессовых факторов;

· комплекс мер по социально-психологической реабилитации;

· социально-психологическая адаптация в обществе, эффективная реализация которой возможна в процессе реализации реабилитационных мероприятий.

В рамках рассматриваемой модели были выделены направления социально-психологической работы. Это:

· организация особой микросреды в виде клубов и обществен­ных организаций;

· проведение психокоррекционной работы;

· экзистенциальная терапия, предусматривающая коррекцию их жизненных ориентаций;

· формирование позитивного имиджа профессий группы риска в общественном мнении [3].

Кризисное вмешательство – это психологическая помощь людям в условиях кризиса, направленная на предупреждение развития психи­ческих и поведенческих расстройств, на работу с травмой. В этом случае психологическая помощь осуществляется с использованием разных подходов. Среди них выделяются:

1. Психодинамическая терапия. Столкнувшись с серьезными переживаниями, психика мобилизует свои защитные механизмы, которые могут быть как адаптивными, так и патологическими. С психодинамической точки зрения посттравматический симптом – это не просто недостаток, а адаптивная попытка справиться с травмой. В работе с травмой используется не только долговременная, но и кратко­срочная терапия стресса, а также экспрессивная и поддерживающая психодинамическая психотерапия.

2. Арт-терапия. Это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятии клиентов (пациентов) изобра­зительным искусством, представляет собой форму психологического воздействия с помощью художественного творчества. Визуальную работу можно рассматривать как безопасную и естественную деятельность. Свободный выбор визуальных материалов повышает уверенность в собственных силах, чувство контроля над ситуацией, что является важным психотерапевтическим фактором. Физические качества раз­личных материалов обеспечивают различные формы манипулирования ими. В процессе арт-терапии происходит повторное переживание необработанной травмы, что дает возможность реагировать, справляться с пугающими образами. В некоторых случаях предлагается несколько цветов – голубой, зеленый и желтый, как более спокойные и благоприятно влияющие на эмоциональное состояние.

3. Использование метафор, рассказов и сказок – достаточно эффективный метод борьбы с травмой. Они могут быть представлены клиенту в готовом варианте, или же могут быть составлены самим клиентом. Юмор помогает в приемлемых формах. Эта форма работы позволяет выразить проблему в косвенной форме, не вступая в непосредственный контакт с травмой, и в то же время дает возможность заново переживать, отвечать, придавая травмирующему опыту новое значение. В результате формируется новый взгляд на проблему, появляется понимание благоприятных вариантов ее решения.

4. Кататимико-образный подход или кататимический опыт изобра­жений. Символдрама относится к современным областям глубинной психологии и активно используется при коррекции расстройств личности, при работе с неврозами, психосоматическими расстройствами. Работа с символическими позитивными изображениями ресурса позволяет вернуть ощущения жизни, гармонии, равновесия, стабильности, утраченные в результате травмы.

Вышеуказанные возможности работы с травмой не являются исчерпывающими. Основная идея их описания состояла в том, чтобы показать разнообразие подходов при работе с этой проблемой [5, 8].

Виды психологической помощи, рассматриваемые в рамках данной статьи, представляют собой арсенал, который может эффективно использоваться специалистами для поддержания и восстановления психологического здоровья руководителей профессий группы риска.

 

Список литературы:
1. Алиев Х.М., Захаров В.В., Степанова Н.В., Виржанская Е.А. Купирование острого стресса и антистрессовая подготовка к экстремальным ситуациям // Московский терапевтический журнал. Специальный выпуск: экстренная психологическая помощь. 2006, № 4. С. 131-142.
2. Барко В.И., Остапович В.П., Барко В.В. Опыт психологического обеспечения деятельности полиции (по материалам зарубежных информационных источников) // Право и безопасность. 2016, № 2. С. 113-119.
3. Березовец В.В. Социально-психологическая реабилитация ветеранов боевых действий: дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 127 с.
4. Бобкова И.Е. Психологическое сопровождение профессионального развития руководителей структурных подразделений территориальных органов внутренних дел на начальном этапе управленческой карьеры // Психо¬педагогика в правоохранительных органах. 2014. №2 (57). С. 27-30.
5. Миллер Л.В. Модель экстренной психологической помощи // http://psyjournals.ru/cepp/issue/45300_full.shtml.
6. Михайлова В.К., Караваев А.Ф. Организация работы с сотрудниками, включенными в группы риска // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. №2 (14). С. 120-125.
7. Полетаева А.В. Психологические механизмы переживания жизненного события, имеющего травматический характер: дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2005. 109 с.
8. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. 122 с.