ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. Патриотическое воспитание молодого поколения является важной задачей современного образования. Патриотизм способствует формированию гражданской и национальной идентичности, укреплению социальной солидарности и активному участию в жизни общества. В данной статье рассмотрим подходы к патриотическому воспитанию обучающихся, основанные на сотрудничестве школы, семьи и общественных организаций.
Ключевые слова: взаимодействие школы и семьи, патриотическое воспитание школьников, условия для патриотического воспитания учащихся средней школы.
Отношения, складывающиеся между учителем, школьниками и их родителями, главным образом, влияют на достижения и развитие детей. В настоящее время функционируют различные детские общественные организации, которые также предполагают воспитание подрастающего поколения [1]. При этом сегодня имеет место ситуация, когда не только образовательные организации и родители выступают партнерами в воспитании детей, но и когда к данному союзу примыкают и общественные организации. Однако такое взаимодействие имеет определенные особенности [3].
Патриотическое воспитание школьников – это планомерная и целенаправленная практическая деятельность по формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению, как гражданского долга, так и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на формирование и развитие патриотических чувств, которые составляют первооснову гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине. Как показывает практика, на современном этапе развития отечественной образовательной системы – той сферой, которая позволяет педагогам, воспитателям наиболее успешно реализовать программы патриотического воспитания учащейся молодёжи, часто выступает внеклассная и внеурочная работа с учащимися [1].
Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей, а результатом педагогического взаимодействия школы и семьи становятся формируемые личностные качества. Эти качества интегративно определяемые: знанием и пониманием процессов, происходящих во внутренней жизни России, в её внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка [3].
Итак, именно семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями.
Задача педагога в этом случае – сформировать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы характеризовалось воспитательным потенциалом. Однако, далеко не все аспекты и точки зрения данной проблемы в достаточной степени изучены и рассмотрены [1].
Общественные организации могут дополнять усилия школы и семьи в патриотическом воспитании:
1. Внеклассные мероприятия. Организации могут предоставлять внеклассные программы и мероприятия, направленные на патриотическое образование.
2. Волонтерство. Участие в патриотических проектах и волонтерских мероприятиях может вдохновить обучающихся на активное участие в общественной жизни.
3. Образовательные ресурсы. Предоставление обучающимся доступа к образовательным ресурсам и материалам, связанным с историей и культурой страны.
При переходе от воспитательной модели РДШ к реализации направлений Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» [7] существовала необходимость провести работу, направленную на выявление влияния общественных организаций на формирование ценностных установок молодежи, а также выявить необходимость детского и молодёжного движения в рамках современной школы, после чего разработать рекомендации по работе школы при взаимодействии школы и семьи для дальнейшего внедрения в воспитательную модель деятельность РДДМ «Движение первых» [8].
В основе эмпирического исследования поставленной проблемы лёг метод анкетирования.
В ходе анализа результатов анкетирования учащихся можно сделать вывод о необходимости детского и молодежного движения в рамках современной школы. Результаты показывают, в МБОУ «Средняя образовательная школа №50» г. Белгорода наблюдается явный интерес учащихся в развитии детского и молодежного движения.
Анализ опроса родителей показал, что вовлеченность родителей в жизнь школы и общественных организации, в значительной степени определяется заинтересованностью, мотивацией и вовлеченностью общественной организации [2].
Основываясь на результатах эмпирического исследования, нам удалось разработать ряд методических рекомендаций по построению модели взаимодействия школы, семьи и общественных организаций в воспитании детей [3].
При таком взаимодействии необходимы различные формы взаимодействия в различных направлениях воспитательной деятельности:
- Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.
- Коллективные творческие дела;
- Совместные субботники, трудовые рейды, уборка на территории захоронений ВОВ, памятников;
- Проведение тематических родительских собраний;
- Встречи с представителями учебных заведений, предприятий;
- «День здоровья» совместно с родителями;
- совместные походы и поездки по местам боевой славы;
- родительские собрания;
- экскурсии и др.
Оптимизация работы этой системы может лечь в основу расширения форм взаимодействия между её частями. В свою очередь, разнообразие форм такого взаимодействия может привести к развитию позитивного отношения учащихся к школе, развитию познавательной и творческой деятельности, а также в проявлении активной позиции учащихся и их родителей.
Важно отметить, что в современной образовательной организации наиважнейшим направлением учебно-воспитательной деятельности обучающихся является патриотическое воспитание, направленное не столько на приумножение не столько первоочередной суммы знаний, сколько на формирование и развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине [6].
Особенные качества патриота и гражданина формируются и развиваются как на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней, так и современной боевой или трудовой славы нашего народа, доступных для понимания учащихся школьного возраста.
Высокоэффективными формами воспитания учащегося школьного возраста могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, либо рассматривание семейных фотографий и реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему, посещение спектаклей. Детей школьного возраста надлежит ознакомить и с военной символикой, а именно: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы – при этом, не только сравнивая, но и комментируя предметы разного времени [15].
При этом воспитание нравственно-волевых качеств школьников как составной части целенаправленного патриотического воспитания заключается не только в формировании и развитии умений и навыков поступать целеустремленно, но и самостоятельно, при этом, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу преодолевать свою нерешительность. Этой задачи, возможно, достичь, приучая детей школьного возраста к обязательному выполнению домашних и учебных заданий, общественных поручений, которые даются учителем (школой), поощряя их за активное участие, как в общешкольных, так и классных мероприятиях, либо экскурсиях и спортивных соревнованиях [18].
Следует указать, что при разработке рекомендаций по повышению уровня сформированности патриотической воспитанности учащихся связующим звеном и дополнительным направлением в воспитательной работе школы должен являться процесс организации патриотического воспитания школьников во взаимодействии школы и семьи. Воспитательный процесс будет эффективным, если предполагается соблюдение следующих педагогических условий: направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве с учетом возрастных и психологических особенностей детей школьного возраста; сочетание индивидуального подхода к каждой семье на основе уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания [10].
Таким образом, педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании состоит в создании благоприятных условий для личностного развития детей – приобретением нравственных качеств личности. Основная задача школы – активизировать педагогическую и воспитательную деятельность семьи. Эта задача решается систематическим педагогическим просвещением родителей, привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.