Совершенствование методики подготовки волейболисток 14–15 лет к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости
Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Совершенствование методики подготовки волейболисток 14–15 лет к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости
IMPROVEMENT OF THE METHOD OF PREPARATION OF VOLLEYBALLERS 14-15 YEARS FOR COMPETITIONS TAKING INTO ACCOUNT EMOTIONAL STABILITY
Ilkhom Egamberdiev
elder teacher of Namangan State University, Uzbekistan, Namangan
Аннотация. Статья посвящена изучению личностно-мотивационной сферы юных волейболистов и специфических особенностей построения учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ.
Abstract. The article is devoted to the study of the personality-motivational sphere of young volleyball players and the specific features of the construction of the educational process in the youth sports school.
Ключевые слова: волейболистки; эмоциональная устойчивость; соревновательная деятельность; процесс подготовки; методика.
Keywords: volleyball players; emotional stability; competitive activity; training process; technique.
Введение. Психологическая тренировка играет важную роль в спорте. Психологическая подготовка − сложный и длительный процесс. Ученые из республики и из-за рубежа (З. Гаппаров, Ю. Машарипов, Дэвид Лавалли, Джон Кремер) провели ряд исследований по совершенствованию психологической подготовки спортсменов, но работа по психологической подготовке волейболистов, которая является частью спорта − недостаточно реализована. В настоящее время подготовка современных волейболистов является одним из важнейших вопросов. Основным и необходимым условием развития волевых качеств у волейболистов является использование упражнений для укрепления воли во время тренировок. Современные волейболисты должны обладать следующими основными качествами силы воли:
− целеустремленность и настойчивость;
− выдержка и самоуправление;
− стабильность и упорство;
− поддержание инициативы.
Быстрый рост мирового уровня спортивного мастерства требует пристального внимания к совершенствованию всех сторон подготовки спортсменов, от которой зависит эффективность соревновательной деятельности. К числу таких факторов в волейболе относится эмоциональная устойчивость, позволяющая спортсмену успешно выполнять целевые задачи спортивной деятельности благодаря оптимальному использованию нервно-психических резервов личности [1 и др.] В связи с обострением спортивной конкуренции и повышением требований к уровню выступлений спортсменов на соревнованиях роль психологического фактора в этой сфере деятельности становится все более ощутимой [3]. Поэтому на современном этапе развития спорта проблема повышения эффективности самой системы психологической подготовки спортсменов занимает одно из первых мест [4,5,6]. Таким образом, налицо противоречие между актуальностью проблемы подготовки спортсменов к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости, с одной стороны, и недостаточным методическим обеспечением – с другой.
Актуальность темы. Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, требующий от спортсмена эффективного переживания эмоциональных состояний. Кроме того, игра в волейбол развивает мгновенное переключение внимания с одного объекта на другой, а также способность сосредоточить его на наиболее важном моменте в различных игровых ситуациях, поэтому при одинаковом уровне физической, технической и тактической подготовленности нескольких команд победу одержит та, которая будет готова к соревнованиям психологически. Волейбол в 14-15 лет с учетом эмоциональной устойчивости необходим сегодня для своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности подростков. Установлено, что на свойства внимания волейболистов влияет ряд условий: – необходимость обеспечения концентрации и устойчивости внимания (тем лучше, чем больше тренирован волейболист); – ослабление волевого напряжения; – характер тренировки (монотонная работа, повышение тренировочной нагрузки, увеличение темпа, времени выполнения упражнений и т.д.). Однако, как только уровень тревожности, продолжая повышаться, станет выше оптимального, дальнейшее рефлекторное сужение внимания окажется чрезмерным для решения простых задач и начнет снижать эффективность деятельности. Что же касается сложных задач, то здесь и небольшое повышение тревожности часто имеет существенные негативные последствия. Совокупность современных теоретико-методических аспектов составляет основу эффективного функционирования системы многолетней подготовки волейболистов к соревновательной деятельности.
Уровень изученности исследований. Ряд ученых изучили влияние эмоционального стресса на работоспособность спортсменов. В частности, Е.В. Заика в своей работе «Методы изучения индивидуальности и типичности эмоционального реагирования», Г. Д. Бабушкин «Психология физической культуры», Б. А. и В. Л.Марищук «Методы психодиагностики в спорте» А. Ц. Пуни «Проблемы личности в психологии спорта», И.П.Павлов «Психология и высшая нервная система человека», а также О. А. Черникова, А. В. Родионов, А. Д. Ганюшкин, В. Л. Марещук, Б. А. В. Гошек, Б.Карольчак-Бернацкая, Ч. Д. Спилбергер, А. В. Мальчиков, В. Л. Мильман можно найти в научных работах.
Исследования, проведенные вышеупомянутыми учёными, показали, что помимо умственной подготовки спортсменов при подготовке к соревнованиям и во время соревнований следует уделять внимание их типам характера и уровням эмоций.
Цель исследования: Изучение этих изменений воздействия эмоционального стресса на организм волейболистов будет иметь решающее значение для повышения устойчивости спортсменов к стрессорам.
Организация исследования. Решение поставленных задач потребовало проведения исследования в пять этапов в течение 2018–2020 гг.
1-й этап – организационный, посвященный изучению, подбору и анализу научно-методической литературы, касающейся проблем эффективности соревновательной деятельности спортсменов, подготовки их к соревнованиям; изучению средств и методов подготовки волейболисток. Проводился подбор контингента испытуемых, уточнялись их игровое амплуа, проблемы и темы исследования, постановка задач работы и т д. Анализировались программы ДЮСШ в аспекте подготовки волейболисток к соревнованиям, а также программы зарубежных и отечественных авторов.
2-й этап – основной – посвящен разработке на основе полученных данных методики подготовки волейболисток разных амплуа к соревнованиям и методических рекомендаций тренерам.
3-й этап – экспериментальный – посвящен экспериментальной работе по предложенной нами методике. По данной программе занималась экспериментальная группа (ЭГ). Различия в приростах показателей в ЭГ и КГ подтверждают наше предположение о том, что тренировочный процесс, осуществляемый с учетом эмоциональной устойчивости и игровой функции по разработанной нами методике подготовки волейболисток 14-15 лет, является эффективным.
Результаты и их анализ. В исследованиях, отраженных в научной литературе, Б. А. Вяткин в своей работе "Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях" [2] отмечает, что в результате физиологических механизмов эмоционального стресса, реакции организма на действия, которые подвергают опасности себя, начинают ослабевать. Такие реакции приводят к автоматизации психических отношений в вегетативной нервной системе на уровне «борьбы» или «поражения». Если спортсмен выражает положительное «боевое» отношение к этим реакциям, он проявляет стремление, даже если он переживает стресс. Или, если противоположная реакция положительна на «поражение», он считает, что замедление может привести к ненужному, невозможному и даже прекращению деятельности.
По мнению Киселева Ю.Я., (Психологическая проблема предсоревновательной подготовки спортсменов), положительные эмоции спонтанно обеспечивают удовольствие от движения по полю, успешные результаты и движение, даже не обращая внимания на травмы. Хотя стресс от травмы на какое-то время укоренился в сознании игрока, он воспринимает это как незначительную причину и верит, что продолжит двигаться [4].
В результате негативных психологических стрессов игрок может не иметь возможности своевременно принимать необходимые решения, если у него нет времени для выполнения поставленных перед ним задач, требований его роли на футбольном поле, а также информационного стресса. Он пришел к выводу, что этот тип стресса приводит к снижению внимания, неспособности выполнять задачи вовремя, неспособности сосредоточиться, постоянному воображению, множеству ошибок и неспособности правильно оценить ситуацию.
1. Проанализировано современное состояние подготовки волейболистов к соревнованиям, в результате чего выявлено, что уровень эмоциональной устойчивости воздействует на эффективность соревновательной деятельности спортсменов различных игровых функций: максимальная эффективность соревновательной деятельности достигается тем, что игрок, имеющий высокий уровень эмоциональной устойчивости, допускает меньше технических ошибок при выполнении элементов игры.
2. Проведена диагностика уровня эмоциональной устойчивости волейболисток. Выявлено, что из 8 нападающих с эффективным типом внимания и средними уровнями эмоционального возбуждения и тревожности ошибки на блоке допускали 6 игроков и 7 игроков из 8 справлялись с подачей. Нападающие игроки со всеми средними показателями ошибались чаще всего в защитных действиях и выигрывали в нападении, 2 игрока из 8 приносили очки на приеме и подаче и проигрывали в нападении. Нападающие игроки с неэффективным типом внимания теряли очки в приеме, нападении и при этом хорошо справлялись с блоком. У большинства связующих игроков был высокий уровень или тревожности, или эмоционального возбуждения. В связи с этим ошибки игроков с эффективным типом внимания проявлялись в основном в защите и на блоке (реже на приеме), но со второй передачей они справлялись. Связующие игроки со средним типом внимания, иногда выполняющие функцию 5-го нападающего, чаще ошибались на блоке, а при подаче не испытывали никаких затруднений. Два игрока с типом внутренней перегрузки превосходили в блоке и имели трудности в защите. А неэффективный тип внимания характеризовался надежной игрой в нападении и приеме и проблемами на подаче и блоке. 3 игрока-либеро имели средний тип внимания и 2 из них не справлялись с приемом, а 3-й почти не совершал ошибок и показал хорошую игру в защите и на приеме.