Теоретические подходы к изучению психологического благополучия личности студентов
Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Теоретические подходы к изучению психологического благополучия личности студентов
Theoretical approaches to the study of psychological well-being of individual students
Svetlana Rusina
leading psychologist, master student, Altai state pedagogical University, Russia, Barnaul
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к изучению психологического благополучия личности. Автором раскрывается многообразие трактовок как самого понятия и структурно-функциональных характеристик психологического благополучия личности, так его критериев оценки. Обосновывается необходимость поиска путей, которые позволят решить вопросы формирования психологического благополучия как проблемы педагогической психологии.
Abstract. The article examines the main approaches to the study of psychological well-being of the individual. The author reveals the variety of interpretations of that concept and the structural-functional characteristics of psychological well-being of the individual, as its evaluation criteria. The necessity of search of ways which will allow to solve questions of formation of psychological well-being as problems of educational psychology.
Ключевые слова: психологическое благополучие; структура; образование; психическое здоровье; студенты.
Keywords: psychological well-being; structure; education; mental health; students.
В научных публикациях последнего десятилетия наблюдается значительный рост исследований, посвящённых теме психологического благополучия человека, его удовлетворённости собственной жизнью, самореализации в различных сферах жизнедеятельности: экономике, сельском хозяйстве, культуре, науке, здравоохранении и образовании. Современный этап развития российского общества характеризуется многочисленными преобразованиями и реформами в сфере общественной жизни. В разной степени это затрагивает каждого человека, влияя на личностное развитие и профессиональное становление, в том числе его здоровье, мировоззрение, психологическое благополучие.
Динамика жизни требует от человека, адекватно ориентироваться в жизненных условиях и реагировать на стрессовые ситуации, уметь находить конструктивные решения проблем, эффективно использовать личностные ресурсы. Для будущих педагогов психологическое благополучие является одним из основных условий успешной работы на протяжении всего периода активной профессиональной деятельности. В связи с этим современная система высшего образования актуализирует необходимость решения проблемы создания условий для позитивного развития субъектов учебного процесса, способных к самоактуализации, творческому подходу к восприятию мира и эффективному выполнению социально значимой деятельности. Исходя из этого, повышается значимость исследований, предметом которых является психологическое благополучие личности в период обучения в вузе.
В сфере исследований психологического благополучия активно разрабатывается не только само понятие, но и изучается его связь с различными личностными и социальными характеристиками; происходит уточнение структурно-содержательных компонентов; исследуются объективные и субъективные факторы психологического благополучия личности (М. В. Бучацкая, Т. Д. Шевеленкова, А. В. Воронина, А. Е. Созонтов, П. П. Фесенко, О. С. Ширяева и др.). Однако, в отечественной и зарубежной литературе отмечается незначительное количество исследований, посвященных вопросам формирования психологического благополучия у субъектов образовательного пространства вузов, в том числе студентов (Л. Б. Козьмина, С. А.Водяха, О. А. Идобаева и др).
Попытки определить данное понятие в рамках исследований различных психологических школ, обобщить их результаты с целью выработки единого определения и установления четких критериев, ограничивающих психологическое благополучие от других терминов, на данном этапе являются незавершенными. Обобщая анализ научной литературы в области теоретических и прикладных исследований психологического благополучия, выделяют следующие подходы и авторские концепции. Одну из групп составляют исследования в контексте гедонистического и эвдемонистического направлений [2]. Сторонники гедонистического подхода (Н. Брэдберн, Э. Динер, М. Аргайл и др.) определяют психологическое благополучие через достижение удовольствия и избегание неудовольствия. Автором исследований, заложивших теоретическую основу для понимания феномена психологического благополучия, является Н. Брэдберн. По мнению автора, для описания этого феномена необходимо руководствоваться признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или неудовлетворённости жизнью. Его модель структуры представляет собой баланс, который достигается постоянным взаимодействием двух видов аффекта позитивного и негативного. Разработанная автором методика «Шкала баланса аффектов» используется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия [5].
В зарубежной психологии эвдемонистический подход представлен взглядами таких исследователей, как Л. Маслоу, Р. Мэй, В. Фраикл, Э. Фромм, К. Роджерс и др. Авторами раскрываются предпосылки психологического благополучия через рассмотрение специфики человеческого бытия как проблемы выбора и его критериев, условий, препятствующих и способствующих личностному росту, проблемы соотношения человека и общества. Показателем достижения психологического благополучия считается полная самореализация человека, установленные гармоничные отношения с окружающими. Примером объективного подхода к пониманию психологического благополучия является уровневая модель, разработанная А.В. Ворониной, включающая в себя психосоматическое, психическое и психологическое здоровье. А. В. Воронина делает акцент не на аспектах удовлетворения жизнью и личностного роста, а скорее, психологическое благополучие понимается автором как некое интегрирующее целое, соответственно «психическое здоровье» или же «психологическое здоровье» выступают как соподчинённые ему понятия. Автор понимает психологическое благополучие как «системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций, которое проявляется у субъекта в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних социально-ориентированных целей и является условием реализации его потенциальных возможностей и способностей» [1].
К личностному подходу можно отнести изучение психологического благополучия во взаимосвязи с личностными характеристиками: осмысленностью жизни (П. П. Фесенко), толерантностью (Н. К. Бахарева), ценностными ориентациями и стратегиями поведения (Е. Е. Бочарова). Субъектно-средовый подход представлен исследованиями психологического благополучия в контексте суверенного психологического пространства (Е. Н. Панина); экстремальных условий жизнедеятельности (О. С. Ширяева). Базовое положение данного подхода о том, что личность живет в некоем субъективно воспринимаемом психологическом пространстве исходя из своих потребностей и возможностей. Так, О. С. Ширяева, определяя связи среды жизнедеятельности и психологического благополучия выделяет пять компонентов психологического благополучия: аффективный, метапотребностный, мировоззренческий, интрарефлексивный и интеррефлексивный. Аффективный компонент определяется балансом положительных и отрицательных переживаний и выражается в субъективном ощущении счастья, удовлетворенности жизнью, отсутствии тревожности и депрессивных симптомов. Компонент метапотребности содержит наличие целей, убеждений, придающих жизни смысл и характеризуется степенью независимости ценностей и поведения человека от внешних воздействий, творческой направленностью личности, эффективной самореализацией. Интрарефлексивный отражает степень самоуважения, самопринятия. Интеррефлексивный компонент психологического благополучия, характеризуется компетентностью в отношениях с окружающей средой, осознанием человеком самого себя в отношении к другим людям, обществу, природе [4]. Данные компоненты по своей сути совпадают со структурой психологического благополучия в концепции К. Рифф.
Интегрировав различные психологические теории (А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К. Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена), которые затрагивают проблему позитивного психологического функционирования, К. Рифф, выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост. Опираясь на теорию К. Рифф, исследователи П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленкова, предлагают свою концепцию психологического благополучия, в которой данный феномен рассматривается как целостное переживание, имеющее две важных составляющих: субъективную оценку человеком себя и собственной жизни (Э. Динер), а также позитивное личностное функционировании (К. Рифф). Психологическое благополучие личности в данном случае, определяется как «интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управление средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью» [3, с. 4]. В концепции обосновано положение о том, что психологическое благополучие отражает одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты личности. Актуальное психологическое благополучие понимается как переживание, которое характеризует отношение человека к тому, чем он, по его собственному мнению, является, и отражает степень реализованности в индивидуальном бытии основных компонентов позитивного функционирования личности. Идеальное психологическое благополучие характеризуется потенциальными аспектами функционирования личности, степенью направленности на реализацию компонентов позитивного функционирования. Степень выраженности актуального и идеального психологического благополучия могут не совпадать [3, с.70].
Итак, анализ литературных источников показал многообразие взглядов как на само понятие и структурно-функциональные характеристики психологического благополучия личности, так и на критерии его оценки. Несмотря на многочисленные исследования этого феномена, остаются мало изученными некоторые его аспекты. Не выработана единая модель психологического благополучия, которая содержала бы описание психологических условий способствующих / препятствующих формированию этого феномена, а также возрастную специфику этих условий. Наблюдается дефицит разработок, программ психологического сопровождения, методических рекомендаций, которые касались бы стратегий, конкретных путей целенаправленного воздействия на характеристики (компоненты) психологического благополучия личности на различных этапах ее развития. Необходимость поиска путей, которые позволят решить вопросы формирования психологического благополучия как проблемы педагогической психологии определяет актуальность исследований в данном контексте.