Роль цифровых технологий в современной педагогике
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Роль цифровых технологий в современной педагогике
The role of digital technologies in modern pedagogy
Adam Mentsiev
Assistant of the department of Programming and Infocommunication Technologies Chechen State University, Russia, Grozny
Аннотация. Не так давно, не более двух десятилетий назад, просто разговоры об использовании компьютеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании заставили бы многих преподавателей чувствовать себя некомфортно. Многие сторонники традиционного метода преподавания опасались, что эти технологии заменят их, а другие полагали, что они будут механизировать человеческие мысли и отношения. Сегодня ситуация несколько отличается представлений, и некоторые педагоги с большим энтузиазмом относятся к этим инновациям. Нынешняя проблема заключается не в внедрении ИКТ в учебных заведениях, а в том, как и с какой целью они используются.
Abstract. About two decades ago, simply talking about the use of computers and information and communication technologies (ICT) in education would make many teachers feel uncomfortable. Many supporters of the traditional teaching method feared that these technologies would replace them, while others believed that they would mechanize human thoughts and relationships. Today, the situation is somewhat different, and some teachers are very enthusiastic about these innovations. The current problem is not based on the introduction of ICT to educational institutions, but how and for what purpose they are used.
Ключевые слова: образование; педагогика; обучение; технологии; цифровые технологии; икт.
Keywords: education; pedagogy; training; technologies; digital technologies; ict.
С ростом знаний и технического прогресса общества, наша страна требует навыков обучения, которые могут помочь ему идти в ногу с развитием науки и техники. Система образования в современном обществе не может отделиться от других социальных институтов, национальных и международных взаимодействий, широко известных на глобальном уровне. Образование в XXI веке - это область, из которой происходят все изменения и события. Информационные технологии в образовании нуждаются в культуре. Эта культура должна быть изучена наряду с использованием аппаратных ресурсов. Систему необходимо приучить к использованию информационных технологий, в противном случае неиспользование ресурсов и технологий приведет к глобальным проблемам как в обществе, как и на общемировой арене.
Цифровые технологии дают возможность педагогам более активно преподносить и расширять обучение. Благодаря современным технологиям, педагоги могут создавать учебные сообщества, состоящие из студентов, специалистов, в различных дисциплинарных областях, и представителей организаций, для обмена опытом, идеями или видением будущего. Такое сотрудничество обеспечивает доступ к учебным материалам и ресурсам, необходимым для обучения. Для развития такой образовательной ветки, учебные заведения должны поддерживать и пропагандировать педагогов в использовании современных технологий и реализации более эффективного обучения.
Для многих образовательных учреждений и учебных заведений переход на подготовку и профессиональное развитие с использованием технических цифровых технологий повлечет за собой переосмысление учебных подходов и методов реализации учебных программ. Это переосмысление должно основываться на глубоком понимании ролей и практики преподавателей в условиях, в которых обучение поддерживается технологиями (Макотрова, 2013).
Роль преподавателей в технологическом обучении. Технология может позволить педагогам стать ближе к своим ученикам и создавая новый опыт для более глубокого изучения курса. Если раньше, педагоги могли общаться с коллегами из других учреждений лишь на конференциях и тематических собраниях, то сейчас педагоги могут сотрудничать далеко за пределами своих учреждений благодаря технологиям. Теперь они могут общаться с другими преподавателями и экспертами в своих сообществах или во всем мире, чтобы расширить свои перспективы и создать возможности для обучения студентов. Педагоги могут связываться с общественными организациями, специализирующимися на реальных проблемах, для расширения опыта обучения, которые позволяют учащимся изучать локальные потребности и приоритеты. Все эти элементы делают процесс обучения в аудиториях, оборудованных мультимедийным оборудованием, более актуальным и достоверным.
Кроме того, с помощью таких инструментов, как видеоконференции, онлайн-чаты, тематические форумы и сайты, социальные сети, преподаватели как из городских учреждений, так и районных и сельских учреждений могут подключаться и сотрудничать со специалистами и сверстниками со всего мира для создания онлайн-сообществ профессионального обучения (Infodev.org, 2017).
Как преподаватели могут интегрировать технологии в свое обучение? Необходим подход, который рассматривает преподавание как взаимодействие между тем, что знает преподаватель и как он применяет то, что он знает, в уникальных обстоятельствах или в контексте своей дисциплины. Существует не один «лучший способ» интегрировать технологию в учебную программу. Скорее, интеграционные усилия должны быть творчески разработаны или структурированы для конкретных идей предмета под конкретный контекст дисциплины. Придерживаясь идеи о том, что обучение технологиям является сложной, плохо структурированной задачей, предлагается учесть, что понимание подходов к успешной интеграции технологий требует от педагогов разработки новых способов понимания и решения этих сложностей. В основе хорошего обучения с технологиями лежат три основных компонента: контент, педагогика и технология, а также отношения между ними. Взаимодействие между тремя компонентами, ведущими себя по-разному в различных контекстах, объясняет широкие различия в степени и качестве интеграции образовательных технологий. Эти три базы знаний (контент, педагогика и технология) составляют основу структуры технологий, педагогики и контента. (Менциев, 2017).
Большинство традиционных педагогических технологий характеризуются специфичностью (карандаш предназначен для письма, а микроскоп предназначен для просмотра небольших объектов), стабильностью (карандаши, маятники и доски не сильно изменились с течением времени) и прозрачностью функций (внутренняя работа карандаша или маятника проста и напрямую связана с их функцией).
Со временем эти технологии достигают прозрачности восприятия, они становятся обычным явлением и в большинстве случаев даже не считаются технологиями. Цифровые технологии, такие как компьютеры, карманные устройства и программные приложения, напротив, являются многообещающими, неустойчивыми (быстро меняющийся) и непрозрачными. На академическом уровне легко утверждать, что карандаш и программное моделирование – оба являются технологиями.
Последнее, однако, качественно отличается тем, что его функционирование более непрозрачно для преподавателей и предлагает принципиально меньше стабильности, чем более традиционные технологии. По своей природе новейшие цифровые технологии, которые являются нестабильными и непрозрачными, представляют новые проблемы для преподавателей, которые несмотря на все тяжести восприятия новых технологий, изо всех сил пытаются использовать эти технологии в своей педагогической деятельности.