Взаимодействие семьи и образовательных организаций в воспитании подростков
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Взаимодействие семьи и образовательных организаций в воспитании подростков
The interaction between family and educational institutions in educating adolescents
Larisa Barinova
Deputy Director MBOU secondary school№21 in Lipetsk, Russia, Lipetsk
Irina Pleteneva
doctor of pedagogical Sciences, Professor Yelets State University named after I. A. Bunin, Russia, Yelets
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема зависимости подростков от социальных сетей, интернета. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличилось число суицидов среди подростков, чрезмерно увлекающихся компьютерами. Достичь высокого результата в развитии детей, сохранении их жизни и здоровья родители могут только совместно со школой.
Abstract. This article discusses the problem of dependence of adolescents from social networking, the Internet. The relevance of the topic due to the fact that at the present time increased the number of suicides among teenagers, too fond of computers. To achieve high results in the development of children, preservation of life and health of parents can only be shared with the school.
Ключевые слова: взаимодействие; интернет; подросток; семья; суицид; школа.
Keywords: interaction; Internet; teenager; family; suicide; school.
В совершенствовании процесса подготовки подрастающего поколения общество важное место отводит разнообразным воспитательным институтам, в ряду которых особую роль играет семья. Роль семьи в значительной степени возрастает, если объединяются ее усилия и усилия образовательных организаций. Не случайно этому взаимодействию справедливо много внимания отведено в официальных документах об образовании.
Так, в Законе РФ об образовании, принятом в 2012 г., законодательно закреплены обязанность и ответственность родителей за физическое, нравственное и интеллектуальное развитие ребенка (ст. 44. п.1), и одновременно выдвигаются требования к образовательным организациям по оказанию содействия родителям в воспитании детей.
В Законе указывается на необходимость оказывать родителям помощь в охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в развитии у детей индивидуальных способностей. Обращено внимание в Законе на содействие семье в коррекции нарушений в развитии ребенка (ст. 44. п.2) [9].
Все эти вопросы становятся предметом исследований наук о человеке и прежде всего - педагогики.
В исследованиях указывается важность развития процесса подготовки детей к самостоятельной жизни и одновременно указывается на трудности в организации этой работы. Сегодня значительно расширился круг обязанностей родителей, и в то же время они не всегда готовы выполнять воспитательные функции. Препятствующими выступает ряд факторов: повышение требований родителей к качеству образования детей, к уровню коммуникативных навыков и информационной культуры детей и вместе с тем, сами родители не владеют достаточной компетентностью в этих вопросах.
Решить вопрос воспитания здорового, духовно-нравственного подрастающего поколения родителям без помощи школы невозможно. Дети школьного возраста большую часть времени проводят в образовательном учреждении, где помимо уроков, заняты внеурочной и внеклассной деятельностью. Правильно выстроенный процесс взаимодействия семьи и школы способствует успешному решению данной проблемы.
Особое внимание и заботу требуют дети подросткового возраста. В этот период жизни у ребенка происходят бурное развитие и перестройка организма. Подростка тревожат сомнения в собственной востребуемости, в умении показать себя только с положительной стороны. У современных подростков переход от детства к юности осуществляется в сложной ситуации, а именно: ускоряется ритм жизни, увеличивается информационная нагрузка, растет агрессия, пессимизм, неверие в позитивные жизненные перспективы.
Интересно, что аналогичная ситуация в развитии подростков отмечается не только российскими исследователями, но и ученым и педагогами Европы. Согласно статистическим данным из 5 тысяч опрошенных подростков Франции, каждый второй заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Из 12 тыс. опрошенных японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15%- в черном [10, c.202].
В тоже время, современные подростки легко обращаются с информационными носителями (смартфоны, айфоны, компьютеры и т.д.), демонстрируют уникальные способности - быстро схватывать информацию. Как отмечает А.В. Кондрашкин, «современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества...» [3].
Действительно, интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека, а для подростка – средством общения, поиска информации, проведения досуга, зарабатывания денег и т.д.
Безусловно, интернет не только разнообразит жизнь подростка, делает более насыщенной, но и порождает ряд проблем, приносит негативные последствия, такие как: зависимость от компьютерных игр (геймерство), сужение круга интересов, повышение уровня тревожности, агрессия, предпочтение виртуального пространства реальной жизни.
По мнению психологов университета в Сан-Диего, социальные сети, с одной стороны, помогают подросткам находить необходимую информацию, общаться с довольно большим количеством людей, а с другой стороны, «не всегда приводят к связи между людьми, что-то теряется, и, по мнению экспертов, приводит к уединению и потери чувства комфорта» [13].
Одиночество становится порождением пользователей смартфонов и компьютеров, социальных сетей. Они влияют на ухудшение умственного и душевного здоровья подростков.
Психологи отмечают, что за последние 10 лет подростки стали больше времени проводить в социальных сетях, меньше проводить время друг с другом. Особую тревогу вызывает увеличение числа суицидов среди подростков. Одной из причин является - чрезмерное увлечение компьютерными играми с насилием, общение с виртуальным собеседником [13].
Проблеме суицида среди подростков посвящены ряд статей отечественных исследователей: С. С. Кашуркина «Самосохранительное поведение детей и молодежи в современном российском обществе» [1], С. Савко «Как уберечь детей от "групп смерти" в социальных сетях» [7], О.В. Столерова «Безопасность детей - забота взрослых» [8], Е.М. Шпагина «Информационная безопасность в контексте семейного воспитания» [11] и др., а также зарубежных исследователей: «Когда частное становится публичным: Роль социальных сетей в проблеме суицидов» [13], «Суицид молодых: причины и предупреждение» [14], Сью Койли «Социальные сети и профилактика суицида» [12] и др.
О серьезности данной ситуации говорит принятие Концепции информационной безопасности детей, которая продолжает идеи, заложенные в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [4]. Многие положения концепции раскрывают механизмы, критерии оценки и классификации информационной продукции и того вреда, который можно нанести информация.
Авторы статей, исследующие причины суицидов среди подростков, солидарны в том, что основной груз решения данной проблемы ложится на плечи родителей и педагогов. Идеально, когда родители контролируют информацию, получаемую ребенком в социальных сетях.
Психологическое состояние ребенка, по мнению Савко С., во многом зависит от взрослых членов семьи, их собственного настроения и отношения к жизни, поскольку дети и подростки очень подвержены влиянию окружения. И чем позитивнее оно будет, тем меньше шансов, что ребенок заинтересуется опасными играми. Теплые, доверительные отношения в семье обычно эффективнее любых запретов. [7]
Педагоги и родители должны быть крайне аккуратны при взаимодействии с подростками, с ними следует разговаривать, как со взрослыми, обращаясь к их разуму, внимательно относится к психологическому состоянию, быть наблюдательными и незамедлительно реагировать на все изменения в психологическом состоянии ребёнка.
Со стороны родителей и педагогов должен быть систематический контроль за подростком с постепенной передачей функций контроля самому ребёнку, - для того, чтобы он научился сам контролировать себя. [2].
Понятно, что только совместно со школой родители могут достичь высокого результата в развитии детей и сохранении их жизни и здоровья.
При установлении взаимодействия школы и родителей важно исходить из социального положения семьи, педагогу следует иметь четкое представление о семье: педагогический потенциал конкретной семьи.
Это весьма существенное педагогическое условие. Оно вытекает из методических рекомендаций Минобразования РФ (от 31.01.2001) о взаимодействии образовательного учреждения и семьи и включает следующие параметры: стиль общения родителей и детей, интересы семьи, ее социальный статус, сложившийся опыт семейного воспитания, семейные традиции, то есть всестороннее изучение семей [5].
Именно стиль общения педагогов с родителями должен стать примером для ребёнка, чтобы впоследствии он перенёс этот стиль общения и взаимодействия в свою взрослую жизнь. Умение общаться, взаимодействовать, несомненно, приведёт к положительному результату.
Внимание к детям, взаимопонимание и взаимодоверие педагогов и родителей помогают сформировать личность, дать должное воспитание и образование. Школа и семья – это две мощнейшие силы, роль, которых в воспитании подрастающего поколения нельзя преувеличить.