Конституционно-правовые основы физической культуры и спорта в России
Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Конституционно-правовые основы физической культуры и спорта в России
Constitutional and legal foundations of physical culture and sports in Russia
Anna Tumasyan
undergraduate, law faculty, Institute of service, tourism and design (branch) of «North-Caucasus Federal University», Russia, Pyatigorsk
Аннотация. В статье раскрываются конституционно-правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также их конкретизация в других нормативно-правовых актах России, определяется значение физической культуры и спорта в современном мире.
Abstract. The article reveals the constitutional and legal bases of physical culture and sports in the Russian Federation, as well as their concretization in other normative-legal acts of Russia is determined by the value of physical culture and sport in the modern world.
Ключевые слова: Конституция РФ; физическая культура; спорт; правовое регулирование.
Keywords: The Constitution of the Russian Federation; physical culture; sports; legal regulation.
Важность физической культуры и спорта в современном мире неоспорима. Спорт помогает человеку поддерживать физическую форму в нужном состоянии и является залогом здоровой нации. Необходимо прививать любовь к занятиям спортом с ранних лет.
Далеко не последнюю роль в этом вопросе играет государство, в частности, правовое регулирование физической культуры и спорта. Оно закладывает основы для дальнейшего развития спорта в стране, и именно от него зависит, будет ли население совершенствовать свои физические данные. В связи с этим, важно не создавать препятствия, а наоборот обеспечивать все условия для занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью [5].
В России формированию базы для физической культуры и спорта уделяется особое внимание.
В своем послании Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года Президент России Владимир Путин назвал развитие физической культуры и спорта важнейшим направлением. Он отметил, что для побуждения людей к занятиям спортом, для повышения престижности физкультуры в стране организовываются международные соревнования. Но этого, по его мнению, мало. Необходимо создавать новые формы работы, расширять выбор спортивных и оздоровительных занятий, прежде всего для детей, так как именно в детстве на всю жизнь закладываются привычки и интересы [4].
Без грамотного правового регулирования невозможно совершенствование данной сферы. Кончено, базой для дальнейшего развития права в той или иной области является Основной закон. Для России – это Конституция.
В ней физической культуре и спорту уделяется особой внимание. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции, в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Эти нормы распространяются на всех граждан.
Также регулируются действия лиц, получающих образование в сфере физической культуры и спорта. Ст. 46 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
В Конституции прописаны права тех, кто преподает физическую культуру, а также тренеров, спортсменов и всех, кому спорт приносит доход. В отношении данных лиц ст. 37 Конституции РФ предусматривает следующую норму: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Большое значение для спорта имеет деятельность частных лиц, а именно тех, кто открывает и обеспечивает спортивные залы, бассейны, оборудованные по последнему слову техники, спортивные кружки. Конституция защищает права этих лиц. Ст. 8 Основного закона гарантирует свободу экономической деятельности, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В ст. 34 Конституции РФ закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [1].
Безусловно, любые нормы требуют конкретизации в федеральном законодательстве.
Первые шаги в данной области в постсоветской России были предприняты в 1993 году. Именно этот год ознаменовался принятием Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Однако после этого федеральное законодательство стало претерпевать ряд изменений, появилась необходимость в принятии нового закона.
Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внес существенные изменения в правовое регулирование данной области, и прежде всего, усилил в нем роль государства.
Со временем он стал показывать свою несостоятельность. Большое количество декларативных норм, а также ряд противоречий федеральному законодательству мешали развитию физической культуры и спорта. В связи с этим, по поручению Президента России разработан и принят в марте 2008 года Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [6].
Он продолжает мысль, заложенную в ч. 2 ст. 41 Конституции РФ и рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (п. 2 ст. 1) [2].
Однако правовое регулирование физической культуры и спорта не останавливается лишь на одном законе. В целом данная сфера регулируется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации.
Отдельно стоит сказать об органах власти, в сферу ответственности которых входит развитие физической культуры и спорта. Согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта [1]. На федеральном уровне данную деятельность осуществляет Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризма и делам молодежи, а также Министерство спорта Российской Федерации. Именно последний орган вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов и другие документы, являющиеся отправной точкой в развитии физической культуры и спорта. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Важность этой Программы состоит в том, что она закрепляет определенные ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в ходе ее реализации [3].
Целью программы является создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Ожидается, что эффективность использования объектов спорта увеличится с 60 процентов в 2015 году до 80 процентов в 2020 году, доля граждан, занимающихся в спортивных учреждениях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет - с 35 процентов в 2015 году до 50 процентов в 2020 году. В целом объем финансирования Программы составляет 77,59 млрд. рублей.
По словам заместителя министра спорта Марины Томиловой, реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» позволила увеличить количество спортивных объектов в стране до 290 тысяч. Именно Программа стала с 2006 года локомотивом в развитии физической культуры и спорта.
Таким образом, в нашей стране предпринимаются серьезные шаги в обеспечении населения всем необходимым для занятий физической культурой и спортом. Важно продолжать совершенствование правового регулирования в данной сфере, ведь от этого зависит не только здоровье отдельного человека, но и всей нации.