Статья:

Конституционно-правовые основы физической культуры и спорта в России

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Тумасян А.В. Конституционно-правовые основы физической культуры и спорта в России // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 31-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конституционно-правовые основы физической культуры и спорта в России

Тумасян Анна Викторовна
магистрант, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) «Северо-Кавказского федерального университета», Россия, г. Пятигорск

 

Constitutional and legal foundations of physical culture and sports in Russia

 

Anna Tumasyan

undergraduate, law faculty, Institute of service, tourism and design (branch) of «North-Caucasus Federal University», Russia, Pyatigorsk

 

Аннотация. В статье раскрываются конституционно-правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также их конкретизация в других нормативно-правовых актах России, определяется значение физической культуры и спорта в современном мире.

Abstract. The article reveals the constitutional and legal bases of physical culture and sports in the Russian Federation, as well as their concretization in other normative-legal acts of Russia is determined by the value of physical culture and sport in the modern world.

 

Ключевые слова: Конституция РФ; физическая культура; спорт; правовое регулирование.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation; physical culture; sports; legal regulation.

 

Важность физической культуры и спорта в современном мире неоспорима. Спорт помогает человеку поддерживать физическую форму в нужном состоянии и является залогом здоровой нации. Необходимо прививать любовь к занятиям спортом с ранних лет.

Далеко не последнюю роль в этом вопросе играет государство, в частности, правовое регулирование физической культуры и спорта. Оно закладывает основы для дальнейшего развития спорта в стране, и именно от него зависит, будет ли население совершенствовать свои физические данные. В связи с этим, важно не создавать препятствия, а наоборот обеспечивать все условия для занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью [5].

В России формированию базы для физической культуры и спорта уделяется особое внимание.

В своем послании Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года Президент России Владимир Путин назвал развитие физической куль­туры и спорта важнейшим направлением. Он отметил, что для побуж­дения людей к занятиям спортом, для повышения престижности физкультуры в стране организовываются международные соревнования. Но этого, по его мнению, мало. Необходимо создавать новые формы работы, расширять выбор спортивных и оздоровительных занятий, прежде всего для детей, так как именно в детстве на всю жизнь закладываются привычки и интересы [4].

Без грамотного правового регулирования невозможно совершен­ствование данной сферы. Кончено, базой для дальнейшего развития права в той или иной области является Основной закон. Для России – это Конституция.

В ней физической культуре и спорту уделяется особой внимание. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции, в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреп­лению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Эти нормы распространяются на всех граждан.

Также регулируются действия лиц, получающих образование в сфере физической культуры и спорта. Ст. 46 Конституции РФ предус­матривает, что каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

В Конституции прописаны права тех, кто преподает физическую культуру, а также тренеров, спортсменов и всех, кому спорт приносит доход. В отношении данных лиц ст. 37 Конституции РФ предусматривает следующую норму: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятель­ности и профессию».

Большое значение для спорта имеет деятельность частных лиц, а именно тех, кто открывает и обеспечивает спортивные залы, бассейны, оборудованные по последнему слову техники, спортивные кружки. Конституция защищает права этих лиц. Ст. 8 Основного закона гаранти­рует свободу экономической деятельности, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В ст. 34 Конституции РФ закреплено право каждого на свободное использование своих способ­ностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [1].

Безусловно, любые нормы требуют конкретизации в федеральном законодательстве.

Первые шаги в данной области в постсоветской России были предприняты в 1993 году. Именно этот год ознаменовался принятием Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Однако после этого федеральное законодательство стало претерпевать ряд изменений, появилась необходимость в принятии нового закона.

Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внес существенные изменения в правовое регулирование данной области, и прежде всего, усилил в нем роль государства.

Со временем он стал показывать свою несостоятельность. Большое количество декларативных норм, а также ряд противоречий федераль­ному законодательству мешали развитию физической культуры и спорта. В связи с этим, по поручению Президента России разработан и принят в марте 2008 года Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [6].

Он продолжает мысль, заложенную в ч. 2 ст. 41 Конституции РФ и рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подго­товки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (п. 2 ст. 1) [2].

Однако правовое регулирование физической культуры и спорта не останавливается лишь на одном законе. В целом данная сфера регулируется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации.

Отдельно стоит сказать об органах власти, в сферу ответственности которых входит развитие физической культуры и спорта. Согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспи­тания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта [1]. На федеральном уровне данную деятельность осуществляет Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризма и делам молодежи, а также Министерство спорта Российской Федерации. Именно последний орган вносит в Правительство РФ проекты феде­ральных законов, нормативных правовых актов и другие документы, являющиеся отправной точкой в развитии физической культуры и спорта. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Важность этой Программы состоит в том, что она закрепляет определенные ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в ходе ее реализации [3].

Целью программы является создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической куль­турой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Ожидается, что эффективность использования объектов спорта увеличится с 60 процентов в 2015 году до 80 процентов в 2020 году, доля граждан, занимающихся в спор­тивных учреждениях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет - с 35 процентов в 2015 году до 50 процентов в 2020 году. В целом объем финансирования Программы составляет 77,59 млрд. рублей.

По словам заместителя министра спорта Марины Томиловой, реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» позволила увеличить количество спортивных объектов в стране до 290 тысяч. Именно Программа стала с 2006 года локомотивом в развитии физической культуры и спорта.

Таким образом, в нашей стране предпринимаются серьезные шаги в обеспечении населения всем необходимым для занятий физической культурой и спортом. Важно продолжать совершенствование правового регулирования в данной сфере, ведь от этого зависит не только здоровье отдельного человека, но и всей нации.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 14.04.2014. № 15. ст. 1691.
2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.12.2007. № 50. ст. 6242.
3. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 30 (ред. от 21.12.2017) «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 02.02.2015. № 5. ст. 810.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. - № 287. 13.12.2012.
5. Золотарев Ю.Я. Конституционные основы российской федерации в системе физической культуры // Научный журнал КубГАУ. 2014. №102(08). С. 1-11. 
6. Скоблин И.Т. Особенности применения закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». М.: Ника. 2013. 320 с.