Коммуникативный метод обучения английскому языку в раннем возрасте
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Коммуникативный метод обучения английскому языку в раннем возрасте
The Communicative Method of Teaching English in Childhood
Natalya Zhukova
Master student, Institute of philology, journalism and cross-cultural communication of Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don
Lyudmila Gushchina
Candidate of Philology, assistant professor of Institute of philology, journalism and cross-cultural communication of Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В последние годы число детей, изучающих английский язык в дошкольном возрасте, резко возросло. Если до сих пор методы обучения были в основном ориентированы на школьников, то сегодня родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Более того, дошкольный возраст признаётся психологами как наиболее благоприятный период для данного вида деятельности. Данная статья рассматривает коммуникативный метод обучения английскому языку на раннем этапе развития детей.
Abstract. Nowadays, the number of children who learn English at the preschool age sharply increases. If previously teaching methods have generally been focused only on pupils, today parents want their children to study a foreign language as soon as possible. Moreover, psychologists consider the preschool age as the optimum period for this kind of activity. This paper runs about the communicative method of teaching English at the early stage of children's development.
Ключевые слова: коммуникативный метод обучения; английский язык; ранний этап развития детей; методологические принципы.
Keywords: communicative method of training; English; early stage of children's development; methodological principles.
Очевидно, что изучение иностранных языков в раннем возрасте всесторонне развивает ребёнка. Это улучшает его память, интеллект и развивает его наблюдательность. С развитием навыков говорения на иностранном языке ребёнок приобретает такие умения, как: устанавливать контакт с партнером в общении в образовательных, игровых и реальных ситуациях общения; описывать персонажа, объекты или животное и действия с ними, дать им количественные, качественные и временные характеристики в образовательных, игровых и реальных ситуациях общения и пр.
Развитие методов преподавания иностранных языков привело к формированию новых методологических направлений. В настоящее время существует достаточно много направлений, но в рамках данной работы нам представляется целесообразным рассмотреть концепции, применяемые для обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Методы педагогической работы определяются целями и задачами, заданными педагогом. Так, согласно И.Л. Шолпо, основными задачами обучения дошкольников английскому языку являются: 1) формирование навыков общения с детьми на иностранном языке; 2) способность использовать иностранный язык для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств, возникающих в реальных ситуациях общения; 3) создание позитивной установки для дальнейшего изучения иностранных языков; 4) поддержание интереса к жизни и культуре других стран; 5) развитие лингвистических способностей детей с учётом их возрастных особенностей и психологических характеристик; 6) децентрализация личности, т.е. способность видеть мир с разных точек зрения [4].
В результате обучения иностранному языку у обучающихся должны сформироваться навыки использования языка как средства общения, должен быть реализован ведущий принцип коммуникативной ориентации. Кроме того, в процессе изучения иностранного языка у ребёнка формируются следующие навыки: 1) решение коммуникативных задач в различных ситуациях общения (что важно с точки зрения способности быть частью учебного процесса); 2) формирование последовательности и согласованности речи; 3) выражение личного отношения к информации [3].
Коммуникативный метод обучения является основной современной учебной концепцией преподавания английского языка. Структура коммуникативного метода включает в себя познавательные, развивающие и образовательные аспекты, направленные на воспитание обучающегося.
Основная задача заключается в создании всех условий общения: мотивов, целей и проблем общения. Коммуникативная ориентация определяет выбор и организацию языкового материала, его ситуативную обусловленность, коммуникативную ценность как речевых, так и учебных упражнений, коммуникативную постановку образовательных проблем, организацию и структуру занятия. Этот принцип предполагает создание условий для говорения и интеллектуальной деятельности дошкольников в каждый момент обучения [1, c.22–52].
Принцип коммуникативной ориентации предполагает реализацию важных условий: выбор ситуаций, повторение и новизна, участие каждого в общении, благоприятные условия для общения, коммуникативные задачи.
Поскольку дети имеют незначительный опыт коллективного общения, обучение должно быть нацелено на обучение общению в принципе. Педагог должен оказывать поддержку обучающимся, реализующим модели общения и на родном языке, и на иностранном языке, поддерживая коммуникативную функцию. Реализация этого принципа осуществляется через систему познавательных задач. Основой этого понимания является детское знакомство с формой и функциями соответствующих единиц английского языка. С учётом этого, выявляются несколько важных условий, необходимых для поддержания коммуникативной функции: 1) выявление общности между русским и английским языками; 2) использование сходства и различий в написании; 3) использование подобия и различий в произношении; 4) использование подобия и различий в лексике и грамматике [5, c.55–58].
Следует отметить, что коммуникативный метод обучения английскому языку особенно подходит для детей дошкольного возраста ввиду их психолого-физиологических особенностей, отмеченных выше: коммуникативного раскрепощения, а также любознательности и естественности в общении. Именно навык говорения, реализуемый на занятиях английского языка, обеспечивает достижение беглости в речи и развитие коммуникативной компетентности в будущем. Основным и самым важным фактом в изучении иностранного языка является общение. Коммуникативные способности легче развиваются на достаточно раннем этапе обучения иностранным языкам, чем на старших.
Очевидно, методика преподавания должна формироваться с учётом возраста и индивидуальных особенностей лингвистических способностей детей в группе и быть направленной на их развитие. Педагог должен рассматривать занятия иностранного языка как часть общего развития личности ребёнка, связанного с его физическим и интеллектуальным развитием. Обучение детей иностранному языку должно нести коммуникативный характер, когда ребёнок овладевает языком с помощью общения. Другими словами, ребёнок должен не только заучивать отдельные слова и речевые обороты, но и учиться использовать их в речи в соответствии со своими коммуникативными требованиями. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и нацеленным. Необходимо создать у ребёнка позитивное психологическое отношение к иностранной речи.
Различные аспекты языка, такие как фонетика, грамматика, лексика, осваиваются не как отдельные языковые компоненты, а как взаимосвязанные. Это происходит во время речевой практики обучающихся, для реализации которой может потребоваться использование слов, словосочетаний или фраз в рамках заданной ситуации общения.
Основой преподавания любого предмета / дисциплины, в том числе иностранного языка, являются общие дидактические принципы, среди которых: научный характер, доступность, репрезентативность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы и другие. Эти дидактические принципы должны лежать в основе преподавания иностранного языка и, в первую очередь, на начальной стадии, когда закладываются основы овладения этим предметом. Понимание действия принципов преподавания и использования условий, описанных выше, позволит педагогу эффективно осуществлять процесс преподавания. Следует помнить, что обучение – это динамичный процесс, который осуществляется через вовлечение дошкольников в различные виды деятельности, что делает их активными участниками процесса обучения.
При этом процесс образования является двусторонним процессом, для успешного осуществления которого необходимо выполнение определённых функций каждой из сторон. Педагог выполняет организационную, обучающую и контролирующую функции. Функции обучающегося включают знакомство с учебным материалом, обучение, необходимое для формирования языковых навыков, а также применение изученного материала в решении коммуникативных задач [3]. Процесс обучения должен состоять из выполнения дошкольником вышеопределённых функций, при этом педагог должен организовать и направить деятельность обучающегося. Преподаватель должен предоставить возможность применения и повторения изученного материала. Контроль включает коррекцию и оценку знаний.
Организация ознакомления с учебным материалом может включать в себя акустическое, визуальное и осязательное представление [2, c.22–27]. Педагог может сопровождать новый материал некоторыми пояснениями. Объяснение должно побуждать обучающегося к размышлению, должно быть необходимым и достаточным для понимания материала с целью последующего воспроизведения и применения. Преподаватель может привлекать различные средства представления. Для развития памяти дошкольника педагог может применять новые единицы языка при объяснении. Но, при этом, он должен создать доброжелательную атмосферу и благоприятные условия работы группы, при которых каждый участник хотел бы участвовать в обучающем процессе и стремился понять содержание и смысл задания. Дети должны иметь возможность говорить, не боясь ошибиться. При изучении нового лексического материала педагог должен контролировать правильность воспроизведения изучаемых языковых единиц в процессе языковой коммуникации.