КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНИКА «ACADEMY STARS»
Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНИКА «ACADEMY STARS»
CONCEPTUAL BASIS OF THE TEXTBOOK «ACADEMY STARS»
Maria Timonina
Lecturer, Samara Medical-Technical Lyceum, Russia, Samara
Аннотация. В рамках современной системы образования понятие концепта и коммуникативного подхода изучения иностранного языка становится все более актуальным. Наличие основополагающих концептов в качестве опоры в учебных пособиях позволяет представлять учебный материал более структурировано и упорядоченно. Цель работы состоит в выявлении базовых концептов, составляющих концептосферу учебно-методического комплекса «Academy Stars» по обучению английскому языку на начальном уровне.
Abstract. In the modern education system, the concept and communicative strategy of learning a foreign language is becoming increasingly relevant. The presence of fundamental concepts as a support in teaching aids allows the teaching material to be presented in a more structured and orderly manner. The purpose of the work is to identify the basic concepts that make up the concept sphere of the educational and methodological complex "Academy Stars" for teaching English at the elementary level.
Ключевые слова: концепт; коммуникативный подход; концептосфера; когнитивная лингвистика; диалог.
Keywords: concept; communicative strategy; concept sphere; cognitive linguistics; dialogue.
В современной когнитивной лингвистике понятие «концепт» становится основополагающим и все чаще используется исследователями, которые изучают языковые проблемы представления когниций. В общем понимании концепт — это мыслительный образ, который стоит за языковыми знаками. В процессе развития когнитологии он стал важным и нужным звеном для изучения когнитивной лингвистики. Концепты составляют семантическое пространство конкретного языка, по которому можно судить о структурах знаний и их конкретно-национальных преломлениях.
В начале XXI века вместе с утверждением коммуникативного подхода к организации учебного процесса функциональный потенциал иностранных языков начал определяться значительно шире – они служат важным средством межкультурного общения, а овладение ими должно обеспечивать такой уровень культурного развития школьников, который давал бы им возможность свободно чувствовать себя в культурной среде сообществ посредством изучаемого языка. Кроме того, иностранные языки определяются не только средством познания чужих культур, но и инструментом пропаганды собственной.
Одной из особенностей коммуникативного обучения иностранным языкам является принцип взаимодействия, что ставит во главу образовательного процесса приоритетность межличностного диалога как универсального явления, пронизывающего все сферы жизнедеятельности человека. Диалог является средством человеческого бытия и мышления, служит способом познания духовно-ценностных основ жизни, мира и самого себя [3].
В связи с этим ключевым представляется тезис В.С. Библера о том, что обучение вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему [1]. В связи с переориентацией школьного иноязычного образования на овладение иностранным языком как средством межкультурного общения, учебный диалог должен стать средством, готовящим учащихся младших классов к межличностным отношениям с представителями тех культур, язык которых они изучают. В связи с тем, что учебник является моделью, отражающей в своем содержании дидактическую структуру учебного процесса и обеспечивающей ее практическую реализацию, принцип диалогизма должен стать его приоритетной особенностью [2].
Анализ содержания УМК «Academy Stars» показывает, что тематический принцип, является определяющим для отбора и организации содержания обучения, параллельно с чем, имеет место предъявление лингвокультурной информации. В руководствах и рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации указывается, что изучение любой темы во всех трех сферах коммуникации, определенных учебной программой (личностной, публичной и образовательной), будет более эффективным при условии, что процесс обучения реализуется через лингвокультурный компонент, поскольку это способствует воспитанию активной личности, готовой к участию в диалоге культур, что иллюстрирует оглавление учебника:
Рисунок 1. Учебник «Academy Stars» [4].
Представленное выше содержание книги свидетельствует о том, что внедрение лингвокультурного компонента происходит в канве представления значимых концептов, базовых понятий языка, культуры, таких как «family», «friends», «school», «emotions», «entertainment / free-time activities».
Использование концептов в качестве опоры в учебных пособиях позволяет представлять учебный материал более структурировано и упорядоченно. Часть из представленных выше концептов имеет универсальный, антропоцентрический характер, так, например, ученик имеет возможность сравнить отношение к семье, ценности и традиции со своей культурой и обнаружить много общего, равно как и отметить для себя ряд отличий. Например:
Рисунок 2. Учебник «Academy Stars» [4]
Представленный выше фрагмент учебника знакомит учащегося с членами семьи, составляющими концептосферы «family», среди которых «mother», «father», «sister», «grandma» и др. Так, ученику дается возможность установить, что, как и в русскоязычной культуре, семейный круг включает не только детей и родителей, но и бабушек с дедушками. То есть в воспитании детей, решении семейных вопросов старшее поколение также принимает участие.
Аналогичным образом выстраивается концептосфера «emotions». Ученику предлагается ознакомиться с различными состояниями и ситуациями, в которых они могут возникнуть, дается возможность проанализировать чувства персонажей книги, обратиться к собственному жизненному опыту и проанализировать свое состояние:
Рисунок 3. Учебник «Academy Stars» [4]
Благодаря внедрению подобного материала удается преодолеть изолированность, обособленность и отстраненность учебного процесса от реальной жизни и носителей культуры, стран, язык которых изучается. Знакомство с универсальными для большинства культур концептами «happy», «sad», «angry» и др. позволяет расширить рамки учебного процесса, вывести его на уровень диалога ученика с самим собой, одноклассниками, учителем и потенциально – с носителями английского языка.
Один из первых тематических блоков (юнитов) учебно-методического комплекса Academy Stars затрагивает тему дружбы, о чем свидетельствует его название «My funny friends». Согласно действующей учебной программе, в качестве сфер общения, в рамках которых происходит развертывание учебного материала, определены личностная, публичная, образовательная. Они учитывают особенности условий школьного обучения и разносторонне соответствуют возможностям иноязычной коммуникации учащихся, в том числе и учеников младших классов.
В процессе обучения англоязычному общению происходит взаимопроникновение этих сфер, а потому ни одна из них не может рассматриваться автономно. Таким образом они дополняют друг друга и обеспечивают разнообразные потребности человека в жизнедеятельности, важной составляющей которой является общение, что происходит в рамках определенных тем. В рамках указанной темы ученики знакомятся с существительными-лингвокультуремами, обозначающими друзей в зависимости от их пола (boy, girl), социального статуса (friend, teacher), о чем свидетельствует представленный далее фрагмент:
Рисунок 4. Учебник «Academy Stars» [4]
Кроме того, освоение данной темы сопряжено с исследованием прилагательных, позволяющих описать исследуемые явления. Так, учащиеся помимо непосредственно номинации своего друга, учатся давать его описание, свойственные ему характеристики (big, tall и т.п.), тем самым усложняя свою речь, делая ее более насыщенной в информационном плане. Важно отметить, что знакомство с данной лексикой происходит планомерно, в несколько этапов – визуальное ознакомление, прослушивание и повторение, за чем следует нумерация слов в процессе прослушивания записи, т.е. задействуются как рецептивные (чтение и аудирование), так и продуктивные навыки (письмо, говорение).
Исследование концепта «friend» усложняется в ходе прохождения учебника, помимо лексического материала, учащиеся осваивают также и грамматический, что иллюстрирует представленное далее изображение:
Рисунок 5. Учебник «Academy Stars» [4]
Так, представленный концепт расширяется дополнительными сведениями: информацией об имени, внешности и возрасте. Для получения указанной информации ученику предстоит освоить технику формулировки вопросов, которые позволят получить эти данные, в частности, «How old are you?», «What’s your name?» и др.
Таким образом, благодаря наличию основных тематических концептов, раскрывающих отдельные аспекты жизни в странах, язык которых изучается (семья, близкие, школа, развлечения и игры, настроение и эмоции и т.п.) происходит построение процесса обучения в форме диалога культур, который считается основополагающим при изучении иностранного языка.