Гармонизация межличностных отношений между субъектами образовательного процесса
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Гармонизация межличностных отношений между субъектами образовательного процесса
Аннотация. В статье рассматриваются пути гармонизации отношений субъектов образовательного процесса с целью обеспечения эффективного образовательного процесса в условиях детского сада.
Ключевые слова: образовательный процесс; межличностные отношения; субъекты образовательного процесса.
Детство – это период формирования здоровья, время становления личности. Взрослая жизнь человека во многом определяется опытом детства.
С первых дней жизни ребенок окружен заботой, любовью, эмоциональной близостью и поддержкой самых главных людей в его жизни - родителей. Благодаря этому ребенок растет, развивается, начинает доверять миру и окружающим его людям.
Наступает этап жизненного пути ребенка, когда он впервые встречается с иной общностью – новые люди, взрослые и дети, начинают окружать его в детском саду. Усилия родителей и педагогов должны быть направлены на то, чтобы произошедшее изменение в жизни ребенка было ему на благо.
Образовательный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования (Л.Д. Столяренко) [6, с.27]. Эффективный образовательный процесс во многом определяется гармоничностью-дисгармоничностью отношений между субъектами в системах взаимоотношений «воспитатель-ребёнок», «воспитатель-родитель» и «родитель-ребёнок». Вся совокупность субъектов образовательного процесса: педагоги, ученики и их родители, - образуют пространство межличностных отношений.
Гармонизация – согласованное общение, взаимопонимание.
Гармонизация межличностных отношений в системе «педагог-ребенок»
В настоящее время традиционная система взаимоотношений воспитателя и воспитанника претерпевает серьезную трансформацию из субъектно-объектной деятельности в творческую и очень сложную субъектно-субъектную модель. Суть субъектно-субъектного подхода состоит в смене позиции педагога, который должен стремиться видеть в ребёнке личность с неограниченными возможностями, развитие которых необходимо стимулировать.
С.Л. Рубинштейн всегда акцентировал внимание на том, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той мере, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее [5, c.190].
Педагогическая деятельность в рамках субъектно-субъектной модели носит личностно-ориентированный и диалогический характер. Ориентированность педагога на личность ребёнка помогает способности ребенка осознавать связь своей личности с другими людьми и миром, понимать последствия своих действий для себя и для окружающих. Также и диалог помогает ребёнку познать себя во взаимодействии с другими.
Эффективным средством педагогического воздействия на пути установления гармоничных отношений является прием активного слушания. Такой прием можно использовать в ситуации, когда дети огорчены, расстроены, потерпели неудачи, встретились с какими-либо препятствиями, а также в других непростых ситуациях. Однако, в ситуации активного возбуждения воспитанника такой прием не представляется уместным. Необходимо сначала установить спокойную атмосферу, только лишь потом переходить к общению. Все это требует от педагога большого терпения, устойчивости и выдержки.
Зарубежные исследования среди детей позволили выделить характеристики педагога, которые вызывают симпатию. К ним в первую очередь относятся такие человеческие качества как доброта, веселость, ответственность, уравновешенность, а также организационные качества – четкость, справедливость, последовательность, уважение других; деловые качества – умение заинтересовать, полезность, демократичность; опрятный внешний вид, приятный голос.
Так как система взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» имеет двухсторонний характер, то не менее важную роль в их гармонизации играет учет ожиданий ребенка, что выражается определенными требованиями к самому педагогу.
Профилактика конфликтов должна осуществляться путем умелого проведения воспитательных часов, когда каждый ребенок постоянно занят делом, создания атмосферы непрерывного общения с группой, отличного знания подаваемого материала, применения различных методик и форм в работе, рационального использования времени и самое главное уважительного отношения к личности воспитанника.
Гармонизация межличностных отношений в системе «воспитатель-родитель»
Ведущие роли в процессе воспитания принадлежат таким субъектам как семья, детский сад и сама личность ребенка.
Многие авторы, например В.Н. Белоногова, в своих работах поощряют гуманистическую ориентацию в работе с семьей. Такой подход предполагает добровольное включение родителей в жизнь детского сада, субъект-субъектный подход к межличностным взаимоотношениям, а также собственная активность родителей в сфере их самовоспитания и самообразования [2, c.25].
Другой автор, Л.В. Байбородова, определяет несколько видов взаимодействия воспитателя с семьей: сотрудничество, соглашение, опека, диалог, подавление, индифферентность, конфронтация. Высшим уровнем взаимодействия в данном случае является сотрудничество [1, c.121].
Многие современные родители сталкиваются с проблемами в воспитании. Дошкольные образовательные учреждения, в свою очередь, призваны помочь в решении воспитательных задач родителям, тем самым создаются благоприятные условия для обучения и воспитания ребенка в детском саду. Полноценное воспитание ребенка может быть возможным только в случае максимального объединения усилий воспитателей и родителей.
На мой взгляд, гармонизации отношений воспитателя и родителя мешают следующие факторы: непонимание родителями собственной приоритетной роли в воспитании ребенка над ролью педагога, отсутствие доверия родителей к воспитателю, не информированность родителей о содержании воспитательного процесса в детском саду, нежелание родителей оказывать помощь педагогам ввиду отсутствия должной мотивации, высокие требования родителей к подготовке детей к школе.
Семья и дошкольное образовательное учреждение – это два важных социальных института, которые должны быть едины в своих целях и действиях на поприще воспитания ребенка.
Гармонизация межличностных отношений в системе «родитель – ребенок»
Процесс гармонизации отношений родителя и ребенка направлен на установление согласованного общения и взаимопонимания между детьми, родителями и прародителями, которые образуют целостную нравственную систему социального воспитания детей – семью. Нравственная связь родителей с ребенком – это главная цель в воспитании малыша. Как считает Т.И. Дымнова, родители, которые желают воспитывать своего ребенка в эмоционально комфортных условиях как для малыша, так и для себя, должны начать свою воспитательную деятельность с самих себя, с оценки особенностей своего поведения и своих качеств [3, c.170].
Существуют разнообразные способы воздействия на детей со стороны родителей:
1. Поощрение. Применение разумных мер поощрения могут ускорить развитие детей, сделать этот процесс более успешным.
2. Наказание. Наказание будет эффективным лишь в том случае, если проступок адекватно объяснен. Главное в наказании справедливость, а не проявление жестокости. Проявление физического воздействия формирует у ребенка убеждение, что и он сможет действовать силой.
Это наиболее простые и, пожалуй, самые распространённые формы воздействия родителей на ребенка. Практика показывает, что перечисленные методы недостаточны, и требуется более творческий подход к различным воспитательным ситуациям.
Огромное место в воспитании ребенка занимает полноценный, полноправный диалог с ребёнком, суть которого заключается в создании атмосферы совместной направленности к разрешению проблемы. Участие маленького человека в жизни семьи, разделение с ребёнком совместных планов и целей делает возможным формирование настоящего, созидающего диалога.
Диалог считается состоявшимся только в случае равенства позиций ребёнка и взрослого, что предполагает принятие ребёнком роли активного субъекта самовоспитания, а родитель оказывается под воспитывающим воздействием на самого себя.
Я.Корчак отмечал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей» [4, с.40].
Но где же находится позиция равенства? Авторы отмечают, что родители не должны снисходить до позиции ребенка, а лишь должны дойти до понимания «тонких истин детства», то есть желать познавать своеобразие индивидуальности ребенка, постоянно тактично всматриваться и вчувствоваться в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя.
Другим средством для установления доверительных отношений с ребенком является абсолютное принятие. Ребенок должен приниматься в семье как индивидуальность со всеми присущими ему качествами, положительными и отрицательными. В зону категорического отказа должны быть отнесены все негативные оценки личности ребенка и его качеств. Каждое негативное высказывание причинит огромный вред ребенку. Формула истинной родительской любви: «Люблю, потому что ты есть!».
Таким образом, процесс гармонизация межличностных отношений между субъектами образовательного процесса представляет собой деятельность, направленную на установление отношений взаимной удовлетворенности, стремление к постоянному, открытому, настроенному друг на друга, эмоционально комфортному диалогу.