Особенности самообразовательной деятельности студентов технического вуза
Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности самообразовательной деятельности студентов технического вуза
Peculiarities of the self-educational activity of students of technical University
Тatyana Kryukova
Candidate of Psychological Sciences, assistant professor in Ivanovo State Power University named after V.I. Lenina – IGEU, Russia, Ivanovo
Аннотация. В статье определяется сущность самообразования как социокультурного явления, как деятельностной категории, как процесса и метода познания, предлагается трактовка самообразовательной деятельности студентов. Выявляются особенности самообразовательной деятельности студентов технического вуза: степень осознания студентами самообразовательной потребности, понимание учащимися сущности самообразовательной деятельности, характеристика опыта самообразовательной деятельности.
Abstract. The article defines the essence of self-education as a socio-cultural phenomenon, as an activity category, as a process and method of cognition, offers an interpretation of self-educational activity of students. The peculiarities of self-educational activity of the students of Technical University are identified: the degree of awareness of self-educational needs, understanding essence of self-education activity, characteristics of experience self-educational activity.
Ключевые слова: самообразование; самообразовательная деятельность; самообразовательная деятельность студентов.
Keywords. self-education; self-educational activity; self-educational activity of students.
Система отечественного высшего образования утверждает стандарты третьего поколения, в которых центрируется внимание к самообразовательной деятельности студентов. Формирование личности, которая направлена на самообразование, выступает одним из важнейших требований информационного общества. Необходимость целенаправленного обучения студентов умениям и навыкам самообразовательной деятельности является важной задачей вуза. Поскольку подготовка будущих специалистов, готовых и способных к самостоятельному получению новых знаний и использованию их в новых нестандартных условиях определяется как миссия вуза.
Самообразование представляется чрезвычайно гибкой и подвижной социальной категорией. Оно возникает как ответ на что-то новое, на то, что только начинает зарождаться в обществе. Этим, возможно, объясняется неоднозначность в трактовке данного явления.
Наиболее распространённая трактовка термина самообразования – это учёба, направляемая самим учащимся. В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова самообразование определяется как «целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.» [1]. В основе самообразования лежит личный интерес познающего субъекта в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. В справочных изданиях понятие самообразование рассматривается как «форма учебной деятельности, построенная на самостоятельном (вне стен учебного учреждения) изучения какого-либо вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалистов (или без этого)» [2, с. 109].
Анализ справочно-энциклопедической литературы в отношении самообразования позволяет определить некоторые характеристики данного явления: 1) самостоятельность; 2) целенаправленность; 3) систематичность; 4) субъектность; 5) связь с непрерывным образованием; 6) личностная значимость.
В психолого-педагогической литературе самообразование определяется и как социокультурное явление, как процесс, как деятельность, как результат деятельности, как метод познания и средство личностного и профессионального роста.
Самообразование как социокультурное явление проявляется в адаптации человека к изменяющимся требованиям к различным видам деятельности (учебной, трудовой, профессиональной). Культурно-исторический этап развития общества во многом определяет специфику самообразования.
Самообразование как процесс подразумевает совершенствование системы знаний и отношений в связи с ускоряющимся развитием общества.
Самообразования как деятельностная категория не имеет однозначных трактовок. Авторы определяют самообразование как «целенаправленную систематическую познавательную деятельность, управляемую самим обучающимся» (А.К. Громцева) [цит по 3, с. 128]; как «специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации; строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом» (Р.Р. Сагитова) [4, с. 40] и др.
Как и всякая деятельность, самообразование характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями и способами реализации. Самообразованию как деятельности присущи такие компоненты как: мотивационный, целеполагающий, процессуальный, организационный, волевой, оценочный.
Самообразование как результат деятельности – это система приобретенных знаний и умений и опыта деятельности.
Самообразование как метод познания проявляется в приобретении знаний о мире и его закономерностях на основе самостоятельных занятий, целеустремленной систематической работы с источниками информации.
В.А. Корвяков разграничивает понятия «самообразования» и «самообразовательная деятельность» как соответственно потенциальное и актуальное, когнитивное и личностное, данное и осовенное [3, с.128]. При этом под самообразование понимается заданное содержание самообразовательной деятельности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным. Самообразовательная деятельность определяется с одной стороны как познавательная деятельность человека, по самостоятельному овладению новыми знаниями, умениями; с другой стороны – совокупность несколько «само»-деятельностей (самопознание, самоуправление, самоорганизация, самоконтроль и др.) направленных на решение познавательных задач.
Понятие «самообразовательная деятельность студентов вузов» определяется нами как систематическая и целенаправленная работа учащегося по достижению значимых для него целей по личностному и профессиональному развитию.
В статье ставится цель проанализировать и выявить особенности самообразовательной деятельности студентов технического вуза. Основные задачи, решаемые в ходе исследования:
– выявление потребностей у студентов в осуществлении самообразовательной деятельности;
– определение понимания ими сущности самообразовательной деятельности;
– дать характеристику опыту студентов по осуществлению самообразовательной деятельности;
– установить факторы, стимулирующие самообразовательную деятельность и определить ограничения, препятствующие данной деятельности.
Исследование проводилось с помощью общенаучных методов познания: сравнения, обобщения, анализа. Также было проведено анкетирование и представлен анализ эмпирических данных. Для выявления отношения студентов к самообразовательной деятельности была разработана анкета. В анкету вошли вопросы, которые определяли:
– потребность студентов в самообразовании;
– общее представление студентов о сущности самообразовательной деятельности;
– опыт самообразовательной деятельности;
– факторы, стимулирующие самообразование и ограничения, препятствующие самообразовательной деятельности.
Студенты должны были выбрать ответ, отражающий их мнение, из предлагаемых вариантов. Всего в исследовании приняли участие 58 студентов I курса: из них 40 чел (68,9% к общему числу) – молодые люди, 13 чел (22,4%) – девушки, 5 человек (8,6%) своих данных не указали.
Большинство студентов – 56 чел. (96,6%) однозначно ответили, что испытывают потребность в самообразовании. Только 2 человека (3,4%) отмечают, что такой потребности у них нет. Более чем для 40% студентов (25 чел.), самообразование является необходимым инструментом для личностного и профессионального развития. Для 31% опрошенных студентов (18 чел.) потребность в самообразовании возникает эпизодически. Более чем 20% студентов (14 чел.) отмечают, что сейчас потребности в самообразовании у них, хотя считают самообразование необходимостью в современной действительности.
Таким образом, потребность в самообразовании для студентов является актуальной и значимой. Осознание студентами необходимости самообразования во многом обусловлено теми переменами, которые имеют место в системе образования (формирование уровневой системы образования, переход на новые образовательные стандарты и пр.). Данный факт представляется позитивным моментом, поскольку именно в молодости формируется потребность в постоянном самосовершенствовании. Для значительной доли студентов самообразовательные потребности возникают эпизодично, время от времени.
Было выявлено, что 46 студентов (79,3%) способны формулировать цели и задачи самообразовательной деятельности, более 40 студентов (70,7%) ставят общую цель самообразовательной деятельности. Только незначительное количество студентов (12,1%) детально и конкретно представляет цель своей самообразовательной деятельности.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод, что, несмотря на осознание потребности в самообразовании, студенты не ставят конкретных целей самообразовательной деятельности, следовательно, не отбирают, средства и методы для достижения поставленного результата, что придаёт разбросанность и эпизодичность процессу самообразования. Именно поэтому значительное количество учащихся, 34 чел. (58,6%), не могут назвать методы самообразовательной деятельности, хотя знают об их существовании. Более 30 студентов (55,2%) утверждают, что не владеют методами самообразовательной деятельности. Самостоятельно строить свою деятельность способны только 22 студента (37,9%).
Большинство опрошенных студентов (63,8%) знаю, что такое самообразовательная деятельность. Частичное представление о данном виде деятельности сформировано у 20 учащихся (34,5%). Самообразовательную деятельность как средство профессионального самосовершенствования рассматривают 30 студентов, принимавших участие в опросе (51,7%). Как инструмент для личного развития самообразование воспринимается у 28 студентов (48,3%). Результаты опроса позволяют говорить о том, что самообразование студентами воспринимается как средство и механизм личного и профессионального развития.
Самообразовательная деятельность в целом знакома студентам. Поскольку в системе образования на разных её ступенях декларируется принцип активности познающего субъекта. В условиях специально организованного образования (школа, вуз) самостоятельная деятельность учащегося и его самообразовательная практика представляется нами как скрепляющая вертикаль, которая связывает различные этапы, стадии образовательного процесса, придавая ему непрерывный и целостный характер.
Опыт осуществления самообразовательной деятельности у 41 студента (70,7%) является эпизодическим, время от времени. Меньшее количество студентов – 10 чел (22,4%) отмечают, что самообразовательной деятельностью занимаются постоянно. Незначительное количество учащихся (4 чел) говорят об отрицательный опыт в отношении самообразования.
Для 26 студентов (44,8%) с положительным опытом в самообразовании, самообучение является ведущим процессом в самообразовательной деятельности. В самовоспитании, в коррекции своих личностных качеств и свойств заключается суть самообразовательной деятельности у 9 студентов (15,5%) с положительным опытом в самообразовании. Самообразовательная деятельность как развитие и совершенствование профессиональных знаний и умений представляется значимым для 6 учащихся с положительным опытом самообразовательной деятельности.
Анализ данных позволяет говорить о дискретном, прерывном характере самообразовательного процесса в студенческой среде технического вуза. Большинство студентов связывают самообразование с процессами самообучения. Неоднозначность в оценке сущности самообразования для студентов является большое количество неправильно данных ответов на вопрос анкеты – В чем для Вас заключается самообразовательная деятельность? Это факт позволяет нам заключить, что учащимся было сложно дать один ответ. Считаем, что самообразовательная деятельность для студентов представляется стихийным и неорганизованным процессом.
Для 26 студентов (44,8%) эффективность самообразовательной деятельности в основном определяется устойчивостью и силой познавательного мотива. Меньшее количество студентов, 20 чел. (34,5%) считают, что решающим в самообразовательной деятельности является трудолюбие и волевые качества познающего субъекта. В качестве ограничителей самообразовательной деятельности, по мнению студентов, являются «отсутствие необходимого времени», «собственная неорганизованность», «перегруженность другими делами», «нежелание заниматься самообразовательной деятельностью».
Мотивационный фактор в самообразовательной деятельности, по мнению студентов, является решающим в эффективности самообразовательной деятельности. Именно направленность на решения той или иной задачи способствует достижению максимального результата деятельности при минимальных затратах.
Барьеры, которые препятствуют достижению желаемого результата – это внешние факторы (другие дела, мало свободного времени и пр.). Однако, считаем, что роль мотивации в эффективности самообразовательной деятельности студентами несколько преувеличена. Ведь барьеры, которые указали студенты в качестве ограничителей процесса самообразования – это по своей сути правильная расстановка приоритетом. Поэтому можем заключить, что структура мотивов самообразовательной деятельности во многом стихийно организована и носит случайный характер.
На основании выполненного исследования были получены следующие выводы:
– самообразования является необходимым слагаемым в жизни современного человека.
Потребность в самообразовании для студентов является осознанным явлением, но формулирование целей самообразовательной деятельности осуществляется только в общих чертах, что приводит к тому, что желаемый результат деятельности личностью не достигаются;
– самообразование воспринимается студентами как средство и механизм личного и профессионального развития. В целом студенты осведомлены о сущности самообразовательной деятельности;
– большинство студентов связывают самообразование с процессом самообучения;
– акцент в самообразовательной деятельности студенты ставят на внутреннюю (субъективную) сторону, т.е. решающим фактором в эффективности самообразовательной деятельности является мотивация этой деятельности. Внешняя (объективная) сторона самообразовательной деятельности, выражающаяся в конкретных знаниях, умения и навыках личности, студентами недооценивается. Организаторские умения, необходимые для эффективности самообразовательной деятельности, студенты оценивают невысоко.
В целом, можно заключить, что самообразовательная деятельность студентов технического представляется стихийным, ситуативным, динамичным процессом. Студенты проявляют попытки в самостоятельном приобретении знаний, но собственно самообразовательной деятельности, которая имеет свои цели и задачи, содержание и организацию не осуществляется. В дальнейшем возможна трансформация хаотичной самообразовательной деятельности в целенаправленную, самостоятельную и осознанную.
Такой переход возможен в связи с углублением познавательного интереса и совершенствование методов и приёмов самостоятельной работы. Считаем, что в результате целенаправленной педагогической деятельности в образовательном процессе вуза, возможно, преобразование самообразовательной активности в самообразовательную деятельность.