Обучение младших школьников с ОВЗ решению простых текстовых задач по математике
Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Обучение младших школьников с ОВЗ решению простых текстовых задач по математике
Аннотация. Цель: Обучить младших школьников с ОВЗ решению простых задач. Методы: системно-деятельностный подход к обучению, проблемно-диалогическое обучение. Результат: улучшение усвоения учащимися знаний, умений и навыков в решении простых текстовых задач, развитие абстрактного и математического мышления. Выводы. Уменьшение числа младших школьников с ОВЗ, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ школы, в частности при решении текстовых задач по математике.
Ключевые слова: задача; обучение; ОВЗ.
Важнейшей задачей образования на современном этапе развития общества является обеспечение условий для развития всех обучающихся. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, так как они остро нуждаются в индивидуальном подходе к обучению.
Важно обеспечить комфортные и реальные условия для реализации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Как показывают исследования психологов и педагогов, а также исследования социологического характера, число детей с аномальным развитием возрастает с каждым годом.
В последнее десятилетие значительно увеличилось число младших школьников, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ школы, в частности по математике.
Опыт нашей работы с детьми с ОВЗ в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина города Орла, позволяет отметить, что математический материал ими усваивается медленно, с большими трудностями. Новые знания без достаточно длительной подготовки дать практически невозможно, необходим достаточно длительный пропедевтический период. Материал подается путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметами, повторяется и закрепляется на каждом уроке. Учащиеся с трудом выделяют в понятиях существенные признаки, отличающие или объединяющие их, поэтому при обучении математике мы широко используем приемы сравнения, сопоставления и противопоставления.
Начальный курс математики является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков.
Анализируя программы по математике, соответствующие ФГОС НОО [№ 2357, № 1060, № 1643, № 507.], можно сделать вывод, что текстовые задачи были и остаются важной частью начального курса математики.
Задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику некоторого компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие какого-либо отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.
В обучении математике младших школьников преобладают задачи, которые называют текстовыми (так как они формулируются на естественном языке) или сюжетными (так как в них обычно описывается количественная сторона явлений или событий).
Задачи являются тем конкретным материалом, с помощью которого формируются у детей новые знания и закрепляются уже имеющиеся. Решая задачи, ученик убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей.
Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Выступая в роли конкретного материала для формирования знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни.
Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения, обобщения.
Текстовые задачи на уроке математики в начальных классах могут быть использованы для самых разных целей:
1 для подготовки к введению новых понятий (например, арифметических действий);
2 для ознакомления с новыми понятиями, свойствами понятий;
3 для показа области применимости изучаемых понятий;
4 для углубления и расширения формируемых математических знаний умений;
5 для формирования вычислительных навыков.
Таким образом, обучение младших школьников с ОВЗ решению простых задачпозволяет дать им систему математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов.
Как было отмечено ранее, знакомство с любым новым понятием достаточно сложно для учащихся с ОВЗ, поэтому перед знакомством с понятием задача в практике нашей работы мы организуем подготовительный период, в ходе которого у учащихся формируются следующие базовые умения: умение слушать и понимать тексты различных структур, умение правильно представлять себе и моделировать ситуации, предлагаемые учителем, умение правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией, умение составлять математическое выражение в соответствии с выбранным действием, умение выполнять вычисления.
На подготовительном этапе к решению задач, мы широко используем наглядность. Отметим основные особенности работы с наглядным материалом, так как она должна отличаться от работы по формированию понятия арифметических действий.
Например, учащимся предлагается задача: «В вазе было 5 яблок. Маша одно яблоко съела. Сколько яблок осталось в вазе?». Иллюстрируя данную задачу, можно выложить на доске 5 яблок, а потом одно убрать, но при такой организации наглядности процесс решения задачи не имеет смысла – учащиеся отвечают на вопрос просто пересчитывая оставшиеся яблоки.
После прочтения задачи, учитель выкладывает 5 яблок и предлагает обозначить их количество цифрой. Затем яблоки складываются в «вазу» (закрываются).
Одно яблоко Маша съела (яблоко достается из вазы). Ученикам предлагается обозначить и это яблоко цифрой. На доске появляются цифры 5 и 1.
- Каким действием можно обозначить то, что одно яблоко девочка съела? Почему? (Раз девочка яблоко съела, то их в вазе стало меньше, значит надо вычитать).
На доске записывается выражение: 5 – 1
- Как найти значение этого выражения? (Дети объясняют и получают, что 5 – 1 = 4, значит, в вазе осталось 4 яблока).
В завершении работы, можно достать оставшиеся яблоки из вазы и путем пересчета установить правильность решения задачи.
Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. Учитывая это, в начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Главная цель такой работы - научить детей осознанно устанавливать определённые связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение.
Как показывает опыт нашей работы, при правильно организованном подготовительном периоде, учащиеся с ОВЗ испытывают гораздо меньше затруднений при знакомстве с текстовыми задачами и их решением.