ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР КАК РАЗНОВИДНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР КАК РАЗНОВИДНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
THE ROLE OF DIDACTIC PLAY IN THE COGNITIVE AND SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS
Olga Chumarova
Educator MBOU "Staropesterevskaya secondary school", Russia, Staropesterevo
Аннотация. В статье рассматривается роль дидактической игры в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.
Abstract. The article examines the role of didactic play in the cognitive and speech development of preschool children.
Ключевые слова: познавательная деятельность; речевая деятельность; дидактическая игра; лото; домино; лабиринт; кубики; пазлы.
Keywords: cognitive activity; speech activity; didactic game; lotto; dominoes; labyrinth; cubes; puzzles.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения, так как в дошкольном возрасте задача педагога развивать ребенка, развивать его высшие психические функции: мышление, внимание, память, восприятие, воображение.
Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Это может быть игра на улице со сверстниками, игра дома c родителями или педагогическая игра, если ребенок находится в дошкольной образовательной организации.
Дидактическая игра представляет собой многостороннее, непростое педагогическое явление: она одновременно считается и игровым способом обучения детей дошкольного возраста, и в то же время формой педагогического обучения, а также независимой детской игровой деятельностью, и орудием многостороннего обучения личности маленького ребенка. Любая дидактическая игра имеет собственную историю развития и появления и переходит из поколения в поколение.
Любая дидактическая игра формировалась и формируется взрослыми (родителями, педагогами) с целью всестороннего развития детей с учетом их увлечений, способностей и потребностей. Маленькие дети принимают правила игры в уже готовом для них варианте и овладевают ей как частью культуры.
Дидактическая игра способствует осознанному решению многих проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также всестороннему формированию у ребенка коммуникабельности и общительности [1].
Воспитатель подводите ребенка к таким обстоятельствам, которые помогают им вместе мастерски осуществлять игровую деятельность совместно, корректировать собственные действия как свои, так и ребенка, являться добросовестным и объективным.
Многолетние исследования и их результаты в области дошкольной педагогики показали, что все без исключения дидактические игры можно разделить на три главных вида: настольно-печатные игры, игры с предметами (естественным материалом и игрушками) и словесные игры [1, с. 41].
В данной статье рассмотрим разновидность настольно-печатных игр.
Одним из самых методически востребованных видов в деятельности в ДОО являются настольно-печатные игры. Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой. Настольно-печатные игры разнообразны по своему содержанию, по тем обучающим задачам, которые они решают и по оформлению. Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать полученные знание, развивать мыслительные процессы ребенка.
Существуют разнообразные виды настольно-печатные игр:
- лото;
- домино;
- лабиринт;
- кубики;
- разрезные картинки;
- пазлы.
В процессе игры в “Лото” ребенок закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивают навыки классификации предметов, учатся создавать практически любые изображения, знакомятся с временами года. Лото развивает внимание, восприятие и логическое мышление.
Игра “Домино” предназначена для индивидуальных и групповых занятий. Способствует коммуникативному и познавательному развитию дошкольников, способности логически мыслить, улучшению концентрации внимания, зрительного восприятия.
В ходе игры ребенок закрепляет представления о форме, цвете, величине живых и неживых объектов окружающего мира.
Игра “Лабиринт” развивает мышление, речь, внимание, мелкую моторику рук, фантазию, творческую активность и воображение.
Игра вызывает у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим, расширяет и активизирует словарь. У играющего дошкольника развиваются выносливость, целеустремленность, стойкость в преодолении препятствий, упорство в достижении целей.
Кубики ориентированы, в первую очередь, на речевое развитие. Также играя с кубиками ребенок узнает о понятии “часть” и “целое”.
Разрезные картинки одна из популярнейших игр, широко используется как логопедами, так и воспитателями ДОУ. Умение успешно сложить из частей целое-один из важных показателей умственного развития ребенка.
Такая игра позволяет развивать логику, внимание, мышление, воображение и память у дошкольников.
При складывании разрезных изображений дошкольник начинает осознавать предметную целостность, составлять иллюстрацию из частей.
Дидактическая игра из разрезных картинок − это пазл, благодаря которому можно помочь дошкольникам запомнить трудный для их восприятия материал занятий.
Сбор пазлов − популярное развивающее занятие, подразумевающее составление изображения из частей.
Это увлекательное занятие, развивающее память, мыслительную способность, улучающее моторику пальцев рук и зрительное восприятие необходимой для развития ребенка информации.
Пазлы подходят как для индивидуальных, так и для групповых занятий, способствуют развитию коммуникативных навыков. Пазлы учат дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов.
Настольные игры развивают интеллектуальные способности детей, способствуют проявлению положительных эмоций.
Таким образом, на основании вышесказанного, можно утверждать, что детская игра представляет собой не только лишь радость, но и наслаждение для детей, что само по себе является немаловажным фактом.
С помощью игры можно совершенствовать память, внимание, воображение, ребенка, т.е. все те свойства, которые нужны для дальнейшего развития и существования.
Играя в игру, ребенок способен приобретать практические новые знания, навыки, умения, совершенствовать свои полученные ранее способности, иногда даже не догадываясь об этом.