Статья:

Проблемы подготовки будущих воспитателей в условиях высшей школы

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Мустафаева З.И., Белокурова Л.А. Проблемы подготовки будущих воспитателей в условиях высшей школы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 49-55.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы подготовки будущих воспитателей в условиях высшей школы

Мустафаева Зюре Исмаиловна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет, РФ, г. Симферополь
Белокурова Людмила Александровна
магистрант, Крымский инженерно-педагогический университет, РФ, г.Симферополь

 

PROBLEMS OF PREPARING FUTURE DEVELOPERS IN THE CONDITIONS OF HIGHER SCHOOL

 

Zyure Mustafaeva

candidate of pedagogical sciences, associate professor, Crimean Engineering and Pedagogical University of Simferopol, Russia, Crimea

Lyudmila Belokurova

graduate student, Crimean Engineering and Pedagogical University of Simferopol, Russia, Crimea

 

Аннотация. В данной статье проанализированы ведущие проблемы подготовки будущих воспитателей в условиях высшей школы. Сделан акцент на трудностях подготовке в свете новых образовательных требований, акцентировано внимание на психологической составляющей обучения в ВУЗе, в том числе на необходимости повышения познавательной самостоятельности студентов, на мотивации к труду в дошкольной образовательном учреждении.

Abstract. This article analyzes the leading problems of training future educators in conditions of higher education. The accent is made on the difficulties in covering new educational requirements, emphasis is placed on the psychological component of studying at the university, including the independence of increasing cognitive independence of students, motivation for work in the preschool educational organization.

 

Ключевые слова: профессиональная самореализация воспитателей, познавательная самостоятельность, подготовка воспитателей, профессионализация, саморазвитие, мотивация к трудовой деятельности.

Keywords: professional self-realization of educators, cognitive independence, training of educators, professionalization, self-development, motivation to work.

 

В настоящий момент проблема профессиональной подготовки специалистов в области образования не теряет своей актуальности. Среди задач высшей профессиональной школы в данной области по традиции выделяют две основные группы. С одной стороны, важно заботиться о становлении ответственных сотрудников, которые способны принимать важные и обоснованные решения в ходе осуществления своей профессиональной деятельности, адаптированные к условиям, в которых проходит их работа. С другой стороны, целесообразным представляется формировать такие важные профессиональные качества, которые будут способны повлиять на уровень конкурентоспособности и эффективности будущих специалистов.

Цель данной статьи – проанализировать проблемы подготовки будущих воспитателей в условиях высшей школы.

В современных обстоятельствах высшая школа представляет собой источник пополнения общества высококвалифицированными специалистами, а также кадрами в научной сфере и рассматривается в качестве важнейшей подсистемы всей системы производства общественного характера. Ей отведена особая роль в развитии и воссоздании науки, культуры, форм отношений социально-экономического характера общества и государства [2].

Можно с уверенностью предположить, что в педагогических ВУЗах весьма важно позаботиться о становлении таких выпускников, которые будут обладать не только определенным уровнем компетенций, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами, но и уже в самом начале собственной  профессиональной деятельности окажутся способными к реализации себя как, стремящегося к саморазвитию  и самосовершенствованию в профессии.

Одной из ведущих характеристик зрелой личности выступает профессиональная самореализация. Это качество можно назвать ведущим при определении социальной зрелости личности, показателем ответственного отношения к своей жизни, к результатам собственного труда. Самореализация связана со стремлением субъекта к достижениям, с реализацией поставленных жизненных и профессиональных целей. Основополагающими внутренними условиями самореализации выступают творческий потенциал человека, готовность к самосовершенствованию, стремление к повышению качества и результативности своего труда, увлеченность делом [1].

В настоящее время развитие образования в нашей стране имеет приоритет. Учитываются  все области и проблемные аспекты этого процесса. Особое внимание уделяется педагогам, в том числе педагогам дошкольных образовательных учреждений. Педагогическая деятельность – это сложный процесс, который ужесточен правилами и алгоритмами. Она предполагает определенные тактики и формы поведения, а также выход из многообразия сложных ситуаций.  В связи с тем, что педагогическая деятельность носит публичный характер, и от подготовки воспитателя зависит его общение и взаимодействие с детьми, родителями, а также коллегами, усиливается внимание к личности педагога и необходимости его качественного обучения. Воспитатель также должен уметь контролировать свои эмоциональные состояния и реакции, а также обладать определенными качествами личности, которые будут гарантом взаимопонимания и эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Целью педагогической деятельности выступает развитие и воспитание личности другого человека в определенном направлении. Содержанием педагогической деятельности можно назвать приобщение личности к опыту человечества. В качестве средств педагогической деятельности может быть рассмотрена организация соответствующей деятельности объекта ребенка. А специфика этой деятельности состоит в том, что ее объект одновременно выступает и субъектом педагогической деятельности.

Особенности деятельности воспитателя детского сада связаны, прежде всего, с его ответственностью перед возрастными особенностями детей, учет которых является необходимым и обязательным как ни в какой другой ситуации обучения; он связан с преобладанием игровой формы взаимодействия, которая соответствует ведущему виду деятельности ребенка на этапе дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения. Воспитатель дошкольной образовательной организации должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности детей различными средствами.

Работа воспитателя дошкольной образовательной организации складывается из разных внутренне взаимосвязанных компонентов: конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного.
Специфика воспитательской деятельности в детском саду состоит в том, что педагог воспитывает и обучает детей, имеющих особые возрастные черты, отличные от особенностей школьного возраста. Огромное место в его труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и образовательной деятельностью воспитанников определенной возрастной группы. Данные виды деятельности имеют уникальные особенности в каждом периоде дошкольного возраста, и руководство ими требует особых условий.

Кроме того, воспитатель детского сада должен владеть определенными знаниями:  методологическими – знание общих принципов изучения педагогических закономерностей, специфики социализации детей в процессе воспитания и обучения; теоретическими – знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности дошкольников; методическими – наличие знаний о методиках воспитания и обучения дошкольников; технологическими (владение способами и приемами воспитания и обучения дошкольников).  Выше изложенное актуализирует проблему, связанную с необходимостью повышения познавательной самостоятельности обучающихся, будущих воспитателей.

Важно отметить, что изучение проблемы познавательной самостоятельности в настоящее время ведется в различных аспектах. Некоторые исследователи Б.П. Есипов, В.Н.Максимова, М.И. Махмутов полагают самостоятельность важнейшим свойством познавательной деятельности. Однако, в настоящий момент наблюдается противоречие между потребностью в кадрах педагогического типа, которые способны с профессионализмом осуществлять воспитание и образование дошкольников, и отсутствием готовности современных педагогических ВУЗов к подготовке подобных специалистов, между познавательной самостоятельностью студентов (будущих воспитателей) к своему нравственному росту, развитию соответствующих представлений и навыков и отсутствием умения осуществить данный процесс [3].

Многие практики в настоящее время отмечают тот факт, что многие сегодняшние студенты обладают недостаточной познавательной самостоятельностью, характеризуются формальным подходом к обучению, не стремятся развиваться в профессии. Даже если студент, будущий воспитатель, успешно запоминает материал лекций и семинаров высшей школы, такого усвоения курса обучения явно недостаточно – требуется умение самостоятельно приобретать знания, использовать их на практике, творчески подходить к учебной деятельности. То есть требуется перемещение акцента в обучении с трансляции готовых знаний на умение самостоятельно их добывать и применять. При этом, данную особенность деятельности и обозначенные  компетенции, студент, а затем и профессионал дошкольной организации, должен сделать истинно характерными для себя.

Познавательную самостоятельность будущего педагога можно представить как профессионально важное качество его личности, а ее формирование – как важнейшую проблему подготовки будущих воспитателей в условиях высшей школы в контексте их профессиональной самореализации.

Изучением способов развития познавательной самостоятельности обучаемых занимались В.К. Буряк, Е.Л. Голант, Б.П. Есипов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, А.В.Усова и др. Эти и другие ученые установили, что формирование познавательной самостоятельности личности возможно только на основе изменения приоритетов в образовании – перехода с усвоения готовых знаний к  самостоятельному познанию и исследованию.

Можно сделать вывод, что развитие познавательной самостоятельности студентов как фактор готовности к будущей профессии воспитателя – актуальная проблема современности, решение которой возможно на основе активных технологий и смещения акцента в образовании на обучение студентов самостоятельно добывать и оперировать знаниями.

Неоспоримым является также факт того, что педагогическая деятельность побуждается и регулируется мотивационной основой личности, которая обусловлена ее направленностью на обусловленные объекты и способы взаимодействия с ними. На основании исследования Е.В. Бондаревской, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной можно констатировать, что современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на передний план именно мотивацию будущего воспитателя к работе. Также необходимо заметить, что уровень зрелости личностных, профессиональных позиций воспитателей обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольников и, следственно, и повышение качества их образования [4; 5; 6].

На данный момент с сожалением можно говорить о том, что у многих начинающих воспитателей наблюдается недостаточно высокий уровень сформированности внутренней мотивации к профессиональной деятельности; существует необходимость в оказании помощи вчерашним студентам дошкольных факультетов, особенно в условиях реализации ФГОС.

Т.Н. Садыкова полагает, что при слабой мотивации к профессиональному саморазвитию педагогическая карьера заходит в тупик – растущие профессиональные знания, умения и навыки ведут не к мастерству, а к ремесленничеству, то есть качественному, но без социально-ценностной мотивации, исполнению своих профессиональных обязанностей. Результатом этого становится быстрое «про­фессиональное выгорание» [4].

И.Р. Хузин отмечает, что: «при сохраняющейся низкой оплате труда наблюдается отток педагогических кадров из системы образования, кроме того, существует множество иных различных факторов, препятствующих повышению качества педагогической деятельности …» [7].

Работая с будущими воспитателями в момент их обучения в высшей школе, важно учесть их индивидуальные особенности, нужно содействовать упрочению веры обучающегося в свой потенциал посредством введения их в орбиту психолого-педагогических мероприятий, таких как участия в деловых играх, закрепление за опытными творческими педагогами в момент практики, коллективным обсуждением сложностей, грамотным планированием образовательной деятельности.

Это свидетельствует о необходимости поиска, разработки и освоения таких направлений и форм деятельности, которые были бы ориентированы на развитие мотивации профессионального развития будущих воспитателей через оптимизацию совершенствования имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностной ориентации в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.

Нельзя также не согласиться с мнением Е.Н. Соляника, что в процессе подготовки и последующей самореализации профессионального развития воспитателя дошкольной образовательной организации на настоящий момент важно обратить внимание на ряд аспектов [6]. Во-первых, важно обратить внимание на согласование традиционного и инновационного подходов к обучению будущих воспитателей. Важно обратить внимание на психологические аспекты обучения и формирование мотивационной стороны деятельности завтрашних педагогов ДОУ. Обучение в высшей школе должно быть интересным, интерактивным, практикоориентированным, осмысленным, способным преодолеть консервативные установки прошлого. Во-вторых, целесообразно обеспечить высокий уровень подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса на основе поддержки инициативы в разнообразных видах деятельности.

Помимо описанного выше, добавим, что будущему педагогу важно еще в ВУЗе активно учиться применять, использовать деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы в практике взаимодействия с воспитанниками. Отметит, что это обязательный, документально закрепленный компонент деятельности педагога.

Таким образом, нам представляется важным выделить следующие проблемы подготовки будущих воспитателей в условиях высшей школы: необходимо вооружить обучающихся не только соответствующими знаниями, но и формировать их познавательную самостоятельность, а также акцентировать внимание на мотивационной составляющей профессиональной деятельности и саморазвития. Обучение в высшей школе должно увлекать, активизировать умственные и духовные силы, ориентировать на творчество, инициативу и взаимодействие. Уже в момент вузовской подготовки и практики студенты должны активно осваивать современные подходы к реализации образования и воспитания подрастающего поколения.

 

Список литертаруты:
1. Азарян Н.А. Самореализация личности в профессиональной деятельности: затруднения и пути их преодоления. – М.: Изд-во РАО, 2014. – 96 с.
2. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе : дис. . д-ра. пед. наук. М., 2003. – 497 с
3. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): монография / М.А. Викулина. – Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 2000. – 136 с.
4. Садыкова Т.Н. Проблема повышения мотивации воспитателей к педагогической деятельности в целях улучшения работы дошкольного образовательного учреждения в условиях новых ФГОС // Челябинский гуманитарий. – 2014. - № 4 (29). – С. 69-73.
5. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС // Вестник ЧГПУ. – 2016. - № 9. – С. 123-127.
6. Соляник Е.Н. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в системе непрерывного профессионального образования // Вестник Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар». - 2015. - №2. – С. 5-9.
7. Хузин И.Р. Пути преодоления барьеров стимулирования мотивации совершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации// Казанский педагогический журнал. – 2016. - № 2. – С. 24-28.