Статья:

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Шурчакова Ю.В., Малыхина И.В. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(88). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шурчакова Юлия Викторовна
старший воспитатель, МБДОУ №179 «Присмотра и оздоровления», РФ, г. Кемерово
Малыхина Ирина Владимировна
заведующая, МБДОУ №179 «Присмотра и оздоровления», РФ, г. Кемерово

 

THE INFLUENCE OF THEATRICAL ACTIVITIES ON THE EXPRESSIVENESS OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

 

Yulia Shurchakova

Senior educator, MBDOU No. 179 "Supervision and rehabilitation", Russia, Kemerovo

Irina Malykhina

Head, MBDOU No. 179 "Supervision and rehabilitation", Russia, Kemerovo

 

Аннотация. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста не нова. Его истоки можно найти в трудах философа эпохи Просвещения, который упомянул о необходимости развития детской речи и дал несколько практических советов. Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Abstract. The problem of speech development in preschool children is not new. Its origins can be found in the writings of the philosopher of the Enlightenment, who mentioned the need for the development of children's speech and gave some practical advice. The leading pedagogical idea of the work is the development of speech of preschool children through theatrical activities.

 

Ключевые слова: театрализованная деятельность, выразительность речи, старший дошкольный возраст, образовательная и развивающая функции.

Keywords: theatrical activity, expressiveness of speech, senior preschool age, educational and developmental functions.

 

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Я. А. Каменский «обратил внимание на ясность, последовательность и постепенное усложнение материала. Эти принципы легли в основу его образовательных книг «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытые двери языка» [2].

Теоретической основой разработанной системы являются следующие положения:

– развитие речи должно осуществляться в единстве с умственным развитием;

– речь развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками, т.е. в речи в социальной среде;

– речь развивается в деятельности (в игре, работе);

– управление речевым развитием должно охватывать все периоды жизни ребенка;

– развитие речи неразрывно связано со всем педагогическим процессом [1].

Работа по овладению детьми средствами литературно – речевой деятельности включает:

– выделение средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений) в произведениях искусства;

– эмоционально выразительное чтение и рассказывание историй. С одной стороны, это заучивание и чтение отдельных стихотворений, с другой стороны, участие в инсценировке произведений детской художественной литературы, требует от детей интонации и мимики.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста, по овладению средствами литературной и ораторской деятельности, большое внимание уделяется овладению лексической и грамматической культурой; развитию связной и выразительной речи. Внимание уделяется умению использовать в речи эпитеты, обозначающие визуальные признаки (цвет, форму, размер, материал); близкие, обозначающие свойства предметов (грустный, веселый, добрый). Ведется работа по ознакомлению со сравнениями, синонимами и антонимами.

Развитие познавательных способностей на основе ознакомления с материалами детской художественной литературы. Овладение различными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с произведениями искусства.

Детям дают более сложные произведения для инсценировки, и от них требуется быть более независимыми в организации инсценировочных игр и в выполнении более сложных индивидуальных ролей [4].

Объединяющим условием является то, что педагоги играют огромную роль в театральной деятельности. Следует подчеркнуть, что театральные занятия должны одновременно выполнять познавательную, образовательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводиться только к подготовке спектаклей. Их содержание, форма и метод реализации должны способствовать одновременному достижению трех основных целей:

–  формированию выразительности речи

–  созданию атмосферы творчества;

–  социально – эмоциональному развитию детей [4].

Развитие выразительности речи в театрализованной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей – длительна работа, которая требует участия родителей. В план работы входят консультации, родительские собрания на тему «Развитие выразительности речи в театрализованной деятельности», инновации в театральной деятельности, тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. На индивидуальных консультациях родителей следует знакомить с приемами работы над выразительностью речи, которые они смогут использовать в домашних условиях. Родители, читая произведения литературы, могут показать умение пользоваться интонационной окраской (грустно, торжественно и др.), изображать голосом, как говорит герой в произведении, изменять высоту голоса.

Таким образом, весь накопленный опыт представлен в едином методическом комплексе, который ориентирован на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, а также на повышение профессионального уровня и самооценки педагогов.

На основе выше проделанной работы, можно сделать вывод, что развитию уверенности в себе и умению проявить выразительность речи способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность показать себя в какой–то роли, для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

– выбор детьми роли по желанию;

– назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

– распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

– проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо:

– внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

– если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

– при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

– в заключение различными способами вызывать у детей радость.

Участие детей в театрализованных мероприятиях позволяет раскрыться застенчивым детям, у которых хорошо развита речь, но они теряются в присутствии незнакомых людей, и создает условия для развития различных аспектов речевого развития у детей с нарушениями речи, соответствующих возрастным нормам.

 

Список литературы:
1. Булычева А.И. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М: НОУ УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015. – 168 с.
2. Коменский Я. А. Материнская школа / пер. с лат. Д. Н. Королькова ; под ред. А. А. Красновского. – Москва : Учпедгиз, 1999. – 104 с
3. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Изд-во «МОЗАИКА — СИНТЕЗ», 2020.
4. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 96 с.