ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования

XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
PEDAGOGICAL MODELING IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER
Tatiana Maiorova
Postgraduate student, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education named after K.D. Ushinsky, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В современном образовательном пространстве, характеризующемся динамичными изменениями и возрастающими требованиями к качеству обучения, педагогическое моделирование приобретает особую значимость. В процессе моделирования учитель активно рефлексирует свою педагогическую практику, выявляет сильные и слабые стороны своей работы и разрабатывает стратегии для ее совершенствования. Педагогическое моделирование становится мощным инструментом самообразования и профессионального роста учителя, способствуя его постоянному развитию и адаптации к изменяющимся требованиям образовательной среды.
Abstract. In the modern educational environment, characterized by dynamic changes and increasing demands on the quality of education, pedagogical modeling is becoming particularly important. During the modeling process, the teacher actively reflects on his pedagogical practice, identifies the strengths and weaknesses of his work and develops strategies for its improvement. Pedagogical modeling is becoming a powerful tool for self-education and professional growth of teachers, contributing to their continuous development and adaptation to the changing demands of the educational environment.
Ключевые слова: учитель, образовательная среда, педагогические условия, профессиональное развитие, педагогическое моделирование.
Keywords: teacher, educational environment, pedagogical conditions, professional development, pedagogical modeling.
Педагогическое моделирование позволяет оценить целесообразность разработки педагогических средств, направленных на решение актуальных задач в образовании. Педагогическое средство, в широком понимании, представляет собой результат работы педагога, предназначенный для улучшения образовательных услуг и педагогической поддержки. Оно систематически способствует более активному и качественному вовлечению обучающихся и лиц, ответственных за их воспитание, в социальные и образовательные отношения, что в конечном итоге помогает в выборе профессии и профессиональном становлении.
Педагогическое моделирование тесно связано с теоретизированием в научно-педагогической работе. Эта взаимосвязь позволяет учитывать способности и возможности развития личности при решении задач развития. Кроме того, система помогает оптимизировать педагогические условия, гарантирующие личности успешное развитие, самореализацию, социализацию, сотрудничество и самовыражение [2].
В общем смысле педагогическое моделирование способствует реализации концепции развития на макроуровне через выполнение заданных функций. Оно отражает в деятельности модели детерминации и их конкретизацию в выбранных конструкциях решений и методах преобразования объективного.
В более конкретном понимании, педагогическое моделирование – это процесс и итог формирования и улучшения педагогической модели. От эффективности её применения напрямую зависит повышение результативности педагогической работы, обеспечивающей полноценное вовлечение учащегося в систему непрерывного образования как основу и средство стабильного, индивидуализированного развития.
При этом, педагогическое моделирование не ограничивается лишь созданием идеализированных представлений об образовательном процессе. Оно включает в себя глубокий анализ существующих педагогических систем, выявление их слабых и сильных сторон, а также разработку стратегий по улучшению их эффективности. Важным аспектом является учет специфики конкретной образовательной среды, особенностей обучающихся и целей обучения.
Кроме того, педагогическое моделирование предполагает активное использование современных информационных технологий. Создание виртуальных обучающих сред, разработка интерактивных учебных материалов, применение алгоритмов машинного обучения для персонализации образовательного процесса – все это становится возможным благодаря педагогическому моделированию. Это позволяет создавать более гибкие и адаптивные образовательные системы, способные учитывать индивидуальные потребности каждого обучающегося.
Сегодня, педагогическое моделирование является неотъемлемой частью научно-исследовательской деятельности в области образования. Разработанные модели позволяют проводить эксперименты, оценивать эффективность различных педагогических подходов и технологий, а также прогнозировать результаты образовательного процесса [5]. Это создает прочную основу для принятия обоснованных решений в сфере образования и способствует его дальнейшему развитию.
Создание педагогических моделей выступает как основой, так и необходимым фактором для полноценной интеграции педагога в процесс непрерывного образования. В этом контексте критически важно понимать, что результаты интеллектуальной работы педагога, как носителя ценностей и активного участника современной образовательной среды, обеспечивают обществу разнообразные достижения. При этом, особенности выбора методов передачи социального опыта ученика напрямую зависят от способности учитывать педагогические условия, обеспечивающие эффективное решение задач в образовательном процессе[1,4].
Педагогические условия – это сложный и многогранный комплекс, представляющий собой совокупность нормирующих педагогическую деятельность положений, призванных гарантировать применение и учет качественных форм и продуктов деятельности как педагога, так и обучающегося, включенных в совместную образовательную деятельность. Это не просто набор правил или инструкций, а скорее тщательно выстроенная система, обеспечивающая оптимальное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, направленная на достижение конкретных образовательных целей.
Эффективные педагогические условия создают благоприятную среду для развития личности обучающегося, стимулируют его познавательную активность и формируют устойчивую мотивацию к обучению. Они подразумевают не только наличие необходимых материально-технических ресурсов, но и создание атмосферы доверия, уважения и взаимопонимания, где каждый участник чувствует себя ценным и значимым [3].
Более того, педагогические условия играют ключевую роль в профессиональном развитии педагога, предоставляя ему возможность для творческого самовыражения, экспериментирования и внедрения инновационных подходов. Они способствуют повышению квалификации, обмену опытом и формированию педагогического мастерства.
Определим педагогические условия качественного решения задач педагогической деятельности. Педагогические условия качественного решения задач педагогической деятельности с использованием метода педагогического моделирования:
− Принятие идеи развития базовой идеей инновационной педагогики, гарантирующей качественное решение задач современного образования и социально-профессионального выбора.
− Формирование культуры самостоятельной работы личности как гаранта стабильного развития и достаточного уровня самореализации личности в модели современного образования, культуры, профессиональной деятельности.
− Учет системы ограничений и возможностей в модели современного образования, культуры, деятельности и общения.
− Определение здоровьесберегающих технологий базовым ресурсом развития личности и системы образования в целом.
− Учет нормального распределения способностей и здоровья в модели
оптимизации условий и ресурсов продуктивного решения задач развития.
− Стимулирование интересов личности, оптимизация целеполагания и включенности личности в социальные, профессиональные и образовательные отношения [6].
Таким образом, создание и поддержание оптимальных педагогических условий является важной задачей, требующей комплексного подхода и постоянного внимания со стороны всех участников образовательного процесса. Это инвестиция в будущее, которая приносит свои плоды в виде образованных, компетентных и социально адаптированных выпускников, способных внести свой вклад в развитие общества.