Роль воспитателя в повышении мотивации суворовцев к успешному обучению.
Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Роль воспитателя в повышении мотивации суворовцев к успешному обучению.
The role of the educator in increasing Suvorov Military Schools’s students motivation in successful education.
Nellya Gismetullova
Education course educator Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of Ministry of Defense of Russian Federation – UGSVU, Russia, Ulyanovsk
Аннотация. Для достижения высоких результатов в овладении знаниями, умениями и навыками у воспитанников на современном уровне развития образования необходимо формировать у них готовность к самопознанию, самоконтролю и саморегуляции; развивать волевые качества; поддерживать высокую внутреннюю мотивацию к обучению. В статье раскрывается важность роли воспитателя в достижении этих результатов в специфике работы довузовского военного образовательного учреждения.
Abstract. To achieve student’shigh results in education, skills and experiences on modern level of progress there is a need in formation of readiness for self-knowledge, self-control and self-regulation; to develop strong-willed qualities; to keep in high internal motivation for education. The article reveals the importance of educator’s role in achievement of these results inthe specifics of working in pre-university military school.
Ключевые слова: результаты учебы; внутренняя и внешняя мотивации к обучению; методы стимулирования познавательной деятельности; роль воспитателя в повышении уровня успеваемости.
Keywords: education results; internal and external motivation for education; methods of inspiration for cognitive activities; role of educator in increasing of the level of academic performance.
Современное общество вступило в новую информационную эпоху, характеризующуюся, по словам академика В.М. Кандыбы, «информационным взрывом, признаком которого является быстрый рост общего объема информации» [11]. По некоторым оценкам, объем информации в мире увеличивается вдвое каждые десять лет, по другим – каждые четыре года [12]. В такой ситуации обучающимся становится все сложнее добиваться высоких результатов в процессе обучения, и как следствие все больше возрастает роль учителя, психолога, воспитателя в повышении уровня успеваемости.
Для достижения высоких результатов в овладении знаниями, умениями и навыками у воспитанников на современном уровне развития образования необходимо формировать у них готовность к самопознанию, самоконтролю и саморегуляции; развивать волевые качества; поддерживать высокую внутреннюю мотивацию к обучению. Как подчеркивают психологи: «учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учебной деятельности учащихся и стремится к ее активизации, поддержанию на высоком уровне» [1, с. 49-59]. Таким образом, при работе с воспитанниками для преподавателя главная задача – не столько научить, сколько развивать стабильную положительную мотивацию к учению. И здесь роль воспитателя, если мы говорим о суворовском училище, выдвигается на первый план, так как он наиболее тесно работает с ребятами, знает их индивидуальные особенности, что крайне важно, т.к. воспитанники различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов.
Роль воспитателя в училище важна на всех этапах обучения, но особое значение она имеет на начальной стадии учебно-воспитательного процесса, когда проходит период адаптации воспитанника к новым условиям жизни.
Стоит отметить, что в отличии от сверстников общеобразовательных школ, перед воспитанниками училища встают дополнительные сложные проблемы, суть которых в необходимости включения в совершенно новые, пронизанные военной составляющей, условия жизни, приспособление к требованиям распорядка дня, новым видам деятельности и однополому ученическому коллективу.
От того как пройдет адаптация подростка зависит весь последующий процесс обучения, недаром в психолого-педагогической науке к результатам успешной адаптации к обучению в военном учебном заведении, принято относить «хорошую успеваемость, эмоциональную стабильность, высокий уровень развития здоровья, морально-психологические качества личности сдержанность, волевые качества, и высокий уровень мотивированости к обучению» [6, с. 175-178]. Напротив, низкая мотивация к обучению является проявлением дезадаптации.
В словарях понятие успеваемость определяется, как степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины и прочности, что находит свое отражение в оценочных баллах [3]. Таким образом, успеваемость можно рассматривать, как степень совпадения результатов учебной деятельности с запланированными.
Несомненно, что это крайне узкий подход оценивания результатов деятельности воспитанников и гораздо целесообразнее рассматривать эти результаты с точки зрения более широкого подхода, как успешности обучения.
Успешность обучения включает в себя успешное продвижение по ступеням и уровням образования, сопровождаемое овладением соответствующими знаниями, умениями и навыками и развитием личностного потенциала, а также адаптацию в социуме посредством формирования социальной компетентности и вхождение в профессиональную деятельность [2, с. 438-443]. Следовательно, высокая успеваемость воспитанников, как элемент успешности образования в первую очередь определяется внутренней мотивацией подростков. Мотивация задает границы и формы деятельности, придает этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов. Такое влияние во многом индивидуально и может меняться под воздействием особенностей деятельности человека. В психологической литературе понятие мотивация определяется как, процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов [9, с. 304].
Весьма убедительным определением учебной мотивации, является определение предложенное И. И. Лукьяновой, которая описывает её, как систему потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждение к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными умениями [8, с. 43].
Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов:
- удовольствие от самой деятельности;
- значимость для личности непосредственного результата деятельности;
- мотивирующая сила вознаграждения за деятельность;
- принуждающее давление на личность [4, с. 272].
Особенности познавательных интересов и мотивов, возрастная динамика мотивационной сферы не являются раз и навсегда данными и неизбежно присущими воспитанникам на том или ином возрастном этапе. Использование современных методов обучения и воспитания позволяет углубить, скорректировать или даже преобразовать тип отношения к учению, сформировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
Исходя из этого воспитатель должен использовать весь арсенал методов, имеющихся в его распоряжении, для того чтобы помочь воспитанникам выработать сильную внутреннюю мотивацию к повышению успеваемости.
В педагогической психологии принято выделять две основные группы мотивов: внутренние и внешние. Внутренняя мотивация – это внутриличностная заинтересованность в деятельности – самомотивация. Она зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, креативность, соперничество, уровень притязаний и т.п. [7, с. 399]
Внешне мотивирующие факторы – это ориентация учащегося на оценку и другие формы поощрения и наказания, престижно-лидерские моменты, различные, не относящиеся к самому процессу учения факторы заинтересованности.
При этом наиболее эффективными и устойчивыми в учебной деятельности являются внутренние мотивы. Они побуждают воспитанника к учению как к своей цели, повышающие интерес к учебной деятельности. Внешняя мотивация, также важна в учебной деятельности. Главное, чтобы и внутренняя и внешняя мотивация носили позитивный характер, были направлены на мотивацию успеха. В последнее время всё чаще в работах педагогов и психологов выделяют два важных типа мотивации – мотивацию успеха и мотивацию боязни неудачи.
Личности, действующие исходя из мотивации успеха, обычно активны, инициативны, при столкновении с препятствиями ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели, деятельность их в меньшей степени зависит от внешнего контроля.
Личности ориентированные на мотивацию боязни неудачи, зачастую малоинициативны, избегают ответственных заданий в пользу более легких не требующих особых трудовых затрат, ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности.
Поскольку мотивация – явление многогранное, то содержание обучения включает целый комплекс средств для ее поддержания. Для формирования полноценной учебной мотивации у подростков необходима целенаправленная, специально организованная работа.
Важнейшим мотивирующим фактором для воспитанников суворовского училища, должна стать личность воспитателя, его эрудиция, жизненная позиция, поведение в конкретных жизненных ситуациях. Уважение воспитателя к своим подопечным, способствует укреплению у воспитанников чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к воспитателю, что позволяет ему оказывать воздействие, на ребят стимулируя их к повышению успеваемости. То есть воспитатель сам должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением [10, с. 47].
Для повышения интереса ребят к обучению, что в конечном итоге приведет к повышению успеваемости необходимо активно привлекать личностно ориентированные методы и формы работы: проблемные способы обучения, эвристические, исследовательские уроки, деловые игры, самостоятельные творческие работы, проекты, интерактивные методы обучения, компьютерные технологии.
В личностно-ориентированном обучении, активно используются элементы рефлексии и самооценки, при котором достижения каждого воспитанника сравниваются с ним же: личность вчера, личность сегодня, личность завтра.
Как отмечают психологи у подростков, должна появиться возможность проявить в учении умственную самостоятельность, через активную поисковую деятельность; проблемную ситуацию, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний [5, с. 384].
Эффективным методом повышения учебной мотивации является групповая работа в ходе учебной деятельности.
Таким образом, воспитатель имеет возможность в значительной мере повысить интерес воспитанников к освоению новых знаний, умений и навыков, через:
- создание положительного микроклимата в учебной группе;
- увлечённость и заинтересованность воспитателя в результатах деятельности воспитанников;
- создание атмосферы сотворчества в суворовском коллективе;
- развитие самостоятельности и самоконтроля ребят;
- направление своей деятельности на формирование у воспитанников понимание значения изучаемого материала и возможности его практического применения;
- организации ситуаций успеха в учебной деятельности;
- создание проблемных ситуации, при которых воспитанники могут на практике применить полученные в ходе обучения знания;
- активизацию исследовательской деятельности исследовательская деятельность воспитанников;
- использование занимательного материала и игр, расширяющий кругозор воспитанников во внеклассной работе, необычное преподнесение изученного материала;
- активизацию совместной, групповой работы воспитанников.
С чисто практической точки зрения воспитателю, для повышения успеваемости ребят в группе необходимо активнее использовать весь имеющийся у него арсенал методов внеклассной работы, стимулирующих познавательную активность воспитанников.
Среди таких методов, свою высокую эффективность показало проведение воспитателем таких форм работы, как диспуты, проектная работа, работа, направленная на поиск творческого решения проблем, использование возможностей мультимедийных технологий.
При планировании мероприятий с использованием дебатов необходимо выдерживать основные этапы технологии:
1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917г. – революция или переворот?»;
2) деление на группы – выдвижение гипотез;
3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;
4) защита;
5) выводы по решению проблемы.
При использовании методик связанных с решением проблемных задач, целесообразно использовать такие приемы, как:
- рассмотрение противоречий и поиск способов его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- рассмотрение явление с различных позиций;
- побуждение воспитанников к сравнениям, обобщениям, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определение проблемных теоретических и практических заданий;
- постановка проблемных задач.
Проектная деятельность позволяет воспитанникам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Весьма эффективным при таких методиках работы является использование краеведческого материала, что позволяет заинтересовать ребят по самому широкому кругу вопросов. Примером таких проектов, были проекты «Симбирский кремль»; «Вклад симбирян в отечественную науку»; «Симбиряне-ульяновцы выдающиеся деятели отечественной культуры»; «Вклад ульяновцев в победу в ВОВ», «Ульяновск промышленный» и др.
Использование информационных технологий, позволили использовать такие формы работы, как подготовка докладов, рефератов, составление электронных проектов, электронных таблиц. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки и внеклассную работу.
Таким образом, воспитатель суворовского училища обладает большими возможностями позволяющими способствовать повышению успеваемости воспитанников, в первую очередь через создание системы факторов, способствующих формированию мотивации к достижению успеха обучения и тем самым, сделать учебный процесс по настоящему эффективным, а у воспитанников развить чувство уверенности в проделанной работе.