МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CHATGPT
Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CHATGPT
METHODICAL ASPECTS OF DESIGNING LESSONS USING CHATGPT
Feruza Zakirova
Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Tashkent University of Information Technologies named after Muhammad al-Khwarizmi, Uzbekistan, Tashkent
Аннотация. В статье раскрываются методические аспекты проектирования уроков с использованием ChatGPT, а именно, специфика запросов к ChatGPT на образовательные темы, этапы проектирования урока на основе запросов к ChatGPT, а также их содержание. Данные методические приёмы помогут учителям максимально эффективно использовать возможности ChatGPT в педагогической практике, интегрируя его возможности с традиционными педагогическими методами.
Abstract. The article reveals the methodological aspects of designing lessons using ChatGPT, namely, the specifics of queries to ChatGPT on educational topics, the stages of designing a lesson based on queries to ChatGPT, and their content. These methodological techniques will help teachers to use the capabilities of ChatGPT in pedagogical practice as effectively as possible, integrating its capabilities with traditional pedagogical methods.
Ключевые слова: учитель, педагогическая деятельность, ChatGPT, проектирование урока, методика.
Keywords: teacher, pedagogical activity, ChatGPT, lesson design, methodology.
ChatGPT, как одна из технологий искусственного интеллекта, трансформирует процесс обучения и предлагает инновационные возможности для учителя, в частности, для поддержки учителей в процессе проектирования учебных занятий [5]. Интеграция ChatGPT в процесс планирования учебных занятий может повысить эффективность образовательного процесса, обеспечивая персонализированный подход к обучению и экономию времени учителя [2], а также адаптацию содержания, используемых форм, методов и средств обучения под индивидуальные психолого-физиологические особенности учеников [3].
Данная статья раскрывает методические аспекты проектирования уроков с использованием ChatGPT, что является сравнительно новым направлением в педагогической науке.
Известно, что ChatGPT (Generative Pre-trained Transformer, или трансформер, обученный для генерации текста) – чат-бот, который был открыт для широкой публики компанией OpenAI с 30 ноября 2022 года – представляет собой новое поколение диалогового агента, который ведет диалог с пользователем с целью поиска ответа на его вопрос.
Для общения с ChatGPT используются запросы (называемые промптом), на основе которых он генерирует определенный контент. При общении с ChatGPT на образовательные темы, учителю нужно правильно задавать промт, следуя трем основным методическим приёмам:
- в первом запросе рекомендуется сразу же задать конкретную роль и образовательный контекст, например: «Ты учитель математики, проработавший в общей образовательной школе около 20 лет»;
- на втором запросе рекомендуется задать ChatGPT конкретную задачу, причем нужно более подробно объяснить её, перечислив не только все заданные величины, но и все ограничения;
- чтобы убедиться, что ответ, сгенерированный ChatGPT релевантен, рекомендуется задавать дополнительные уточняющие вопросы, например: «Я могу быть уверен, что …?».
На основе данных трех рекомендаций и традиционных этапов проектирования уроков, на рис.1 раскрывается последовательность использования ChatGPT для проектирования урока.
Первый этап проектирования урока с использованием ChatGPT, как и традиционное планирование, направлен на определение целей и задач конкретного урока. Учителю необходимо сначала определить тему урока, тип урока (урок формирования новых знаний, урок формирования новых умений, комбинированный урок, урок закрепления, урок проверки и т.п.), а также в каком классе этот урок планируется провести. При этом начать общение с ChatGPT рекомендуется с приветствия и указания конкретной роли учителя.
После того, как ChatGPT сгенерирует ответ на первый запрос, рекомендуется скорректировать его на основе критического анализа ответа, задав дополнительный уточняющий вопрос для того, чтобы проверить сгенерированный ответ на правильность, достоверность и релевантность, а также уточнить детали урока. В этом заключается суть второго этапа в проектировании урока с использованием ChatGPT. Задавать уточняющие вопросы ChatGPT рекомендуется после каждого запроса.
Далее можно приступать к составлению плана урока и его содержания. Для этого учителю рекомендуется шаг за шагом, следуя плану урока, задавать конкретные задания ChatGPT. При этом необходимо четко указывать все данные и ограничения, в том числе, возрастные и психолого-физиологические характеристики учеников. Только в этом случае можно получить максимально эффективную консультативную помощь от ChatGPT.
Следующий шаг состоит в генерации дифференцированных или индивидуализированных заданий для формирования или развития знаний и умений в соответствии с типом урока и её планом. Это могут быть задания в виде тестов различной формы, викторин, задач или кейсов. Также можно уточнить у ChatGPT, каким образом организовать этот процесс, какие формы, методы и средства наиболее подойдут для того, чтобы учащимся было интересно и понятно.
Рисунок 1. Последовательность проектирования урока с использованием ChatGPT
Последний этап в проектировании урока с использованием ChatGPT направлен на организацию оценки или самооценки того, что учащиеся узнали на уроке. Процесс общения учителя с ChatGPT на этом этапе схож с предыдущим этапом.
В научно-педагогических исследованиях подчеркиваются негативные последствия использования ChatGPT в образовании, такие как недостаточная точность и достоверность ответов, конфидициальность и безопасность данных, этические проблемы, когнитивные нарушения и т.п. [4]. Потенциальные негативные аспекты использования ChatGPT в педагогической деятельности учителя можно преодолеть, если осознанно и обдуманно использовать нейросети в образовании с акцентом на критический анализ, корректировку и дополнение его ответов со стороны учителя [1].
При использовании рекомендаций, сгенерированных со стороны ChatGPT, у учителей и педагогов-исследователей возникает также и вопрос о том, кто несет ответственность за педагогические ошибки или неудачные методические приёмы, технологии и решения, принятые учителем на основе рекомендаций ChatGPT? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо помнить, что учителя, а также их родители остаются основными лицами, принимающими окончательные решения и несущими ответственность за процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, в данной статье раскрыты методические аспекты использования ChatGPT в проектировании урока, а именно, специфика запросов к ChatGPT на образовательные темы, этапы проектирования урока на основе запросов к ChatGPT и их содержанию. Представленные методические приёмы проектирования урока с помощью ChatGPT помогут учителю максимально эффективно использовать возможности нейросетей в педагогической практике, интегрируя их возможности с традиционными педагогическими методами и сделав этот процесс максимально творческим и уникальным.