Проектирование эффективного управления образовательной системы среднего профессионального образования (на примере ГАПОУ МО "Кольский транспортный колледж")
Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Проектирование эффективного управления образовательной системы среднего профессионального образования (на примере ГАПОУ МО "Кольский транспортный колледж")
Аннотация. В работе исследованы вопросы формирования эффективной системы управления СПО на примере ГАПОУ МО «КТК». Отражена необходимость оптимизации, и выработаны направления проекционной деятельности.
Ключевые слова: система управления; образовательные программы; ФГОС; система качества образовательных услуг.
Проблема повышения качества реализации образовательной системы в рамках среднего профессионального образования определена изменением образовательных приоритетов и системы методик подготовки специалистов. Изменения в жизни общества, рост технической оснащенности, развитие науки и техники приводят к инновационному развитию Российской Федерации, что непосредственно отражается на необходимости существенной модернизации системы отечественного образования.
Подчеркнем, что, исходя из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [7], основной задачей развития образовательной системы выступает поиск путей обновления направлений развития системы образования страны за счет модернизации.
В соответствии с требованиями Концепции, а также учитывая современные реалии, необходимо формирование новой модели эффективного управления образовательной системы в Мурманской области в рамках конкретного среднего профессионального учебного заведения. Ключевым моментом на пути к улучшению деятельности колледжа является интеграция качества в стратегическое и оперативное управление.
Тенденции развития системы управления представлены на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Кольский транспортный колледж», созданного распоряжением правительства Мурманской области от 20.12.2011 № 480-РП «О создании государственных автономных образовательных учреждений Мурманской области начального профессионального образования «Кольский агропромышленный лицей» и «Полярнозоринский энергетический лицей» путем изменения типа существующих государственных областных образовательных учреждений» [6].
Согласно Уставу, целью деятельности данного образовательного учреждения является подготовка кадров со средним профессиональным образованием, профессиональной подготовкой в соответствии с потребностью экономики и социальной сферы Мурманской области.
Важно отметить, что образовательные программы из списка 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий и специальностей, которые требуют среднего профессионального образования, утвержденного 2 ноября 2015 года приказом Министерства труда и социальной защиты РФ [4].
Федеральные государственные образовательные стандарты, актуализированные в связи с выходом новых профессиональных стандартов в системе среднего профессионального образования. Актуализация ФГОС, в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами, не влечет за собой изменения структуры действующих образовательных стандартов и использованного в них понятийного аппарата. Существенные различия в понятийном аппарате ФГОС и ПС устраняются путем установления соответствия между применяемыми понятиями.
Необходимость оптимизации системы управления в колледже возникла в связи с изменившейся стратегией развития системы профессионального образования:
– изменение требований к лицензированию и аккредитации ОО профессионального образования в части организации системы внутреннего контроля качества образовательной услуги;
– оптимизация сети образовательных учреждений СПО;
– введение Профессиональных стандартов и стандартов СПО третьего поколения, методологической основой которых является модульно-компетентностный подход к разработке и реализации образовательных программ СПО – программ подготовки специалистов среднего звена.
В соответствии с Уставом ГАПОУ МО «КТК» [8], управление строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом образовательного учреждения является руководитель – директор, осуществляющий текущее руководство деятельностью образовательного учреждения.
Коллегиальными органами управления образовательного учреждения являются наблюдательный совет образовательного учреждения, общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательного учреждения, общее собрание работников (трудового коллектива), педагогический совет, совет образовательного учреждения, студенческий совет.
Для понимания сущности требований к проектированию направлений управления образовательной системой СПО важно отметить сущность изменений социально-экономического аспекта организации, а также учесть их в рамках формирования образовательной деятельности.
Отметим, что введение элементов системы качества как подсистемы управления колледжем привело к переориентации образовательной услуги на потребителя (педагогических работников, обучающихся и их родителей, работодателей); к переходу от функциональной модели управления к процессной; к изменению подходов к оплате труда педагогических работников; к упорядочению внутренней информации о качестве образовательной деятельности колледжа.
Все службы и структурные подразделения колледжа работают по согласованным и утвержденным директором планам. При планировании учитываются тенденции и приоритетные направления модернизации и развития среднего профессионального образования, результаты проблемно-ориентированного анализа и особенности образовательной деятельности колледжа.
Существенное значение в системе управления имеет оперативное информирование служб и подразделений о планах руководства, принятых решениях, о распорядительных документах. Оперативность информирования обеспечивается через активное использование информационно-коммуникативных технологий (официальный сайт колледжа, электронный документооборот с помощью локальной сети), материалы информационных стендов, административные совещания, общие собрания трудового и студенческого коллективов. Строгая подчиненность, закрепленная в соответствующих локальных актах и должностных инструкциях сотрудников, позволяет осуществлять квалифицированное руководство деятельностью служб и подразделений колледжа.
Для оценки сложившейся в колледже ситуации в области качества в 2014 году было проведено комплексное самообследование ГАПОУ МО «КТК». Кроме этого, велась работа по анализу, корректировке и систематизации существующей нормативной (локальной) документации и разработке новых недостающих положений. В процессе этой работы проводилась перекрестная проверка всех документов на взаимосогласованность и непротиворечивость их друг другу. При необходимости в часть документов вносились коррективы. В результате в колледже был издан Сборник нормативных локальных актов.
Анализ действующей системы управления ГАПОУ МО «КТК» позволяет выделить проблемы, затрудняющие применение эффективных форм управленческого воздействия. В частности, в колледже имеет место отставание в сфере информатизации учебного заведения, что негативно отражается на выполнении требований к скорости и качеству принятия управленческих решений, эффективности использования ресурсов.
В рамках проектирования системы управления считаем необходимым провести совершенствование имеющейся информационной системы. В частности, формирование единой платформы и создание единой точки ввода информации, локализация информационных потоков внутри одного решения (включая учет контингента, приема, трудоустройства, управленческий учет, учет материальных ценностей, кадровый учет и т. д.). В рамках указанной системы управление информационными материалами будет происходить с первого момента их регистрации в информационной системе и далее по мере их накопления в рамках движения обучающихся на всех ступенях получения образования в ГАПОУ МО «КТК». Именно формирование единой информационной платформы позволит реализовать потребность эффективного управления ресурсами образовательной деятельности (аудиторный фонд, специализированный фонд – лаборатории, компьютерные классы, спортивные сооружения, материально-техническая база, обучающиеся, преподаватели) [3, c. 99].
Подчеркнем, что, выделяя целевой компонент технологии обучения, Н.В. Васильченко и Т.Ю. Ломакина характеризуют современное состояние развития системы СПО в России как взаимосвязанные между собой процессы:
– формирование и внедрение систем управления качеством СПО в рамках Международных стандартов по менеджменту (ISO 9001:2008);
– определение комплексной оценки работы СПО при единовременном функционировании эффективных внутриколледжных систем управления;
– развитие конкурентоспособной системы предоставления услуг в рамках деятельности учреждения СПО [1, c. 40].
Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководству ГАПОУ МО «КТК» необходимо разработать и внедрить в колледже системы менеджмента качества. Ввиду новизны формирования систем качества в рамках деятельности ГАПОУ МО «КТК» целесообразно провести обучение администрации и сотрудников колледжа в сфере менеджмента качества [1, c. 41].
В рамках проектирования эффективной системы управления необходимо сформировать в структуре управления ГАПОУ МО «КТК» грамотное разделение как полномочий, так и ответственности руководителей за обеспечение качества при одновременном выделении уполномоченного и формировании Совета по качеству.