Статья:

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ УГРОЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИХ НЕДОПУЩЕНИЕ

Конференция: LXXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Щукин А.А. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ УГРОЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИХ НЕДОПУЩЕНИЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(87). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ УГРОЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИХ НЕДОПУЩЕНИЕ

Щукин Александр Александрович
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь
Довгяло Валерий Казимирович
научный руководитель, канд. ист. наук, доц., кафедра правовых дисциплин и методики преподавания права, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

CLASSIFICATION OF THE MAIN THREATS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND MEASURES AIMED AT PREVENTING THEM

 

Alexander Schukin

Master’s student, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm

Valery Dovgyalo

Scientific supervisor, Cand. Historical Sciences, Associate Professor, Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm

 

Аннотация. В данной статье разобраны основные виды угроз, возникающих в рамках осуществления образовательной деятельности и на территории образовательной организации. Разобраны факторы, влияющие на поведение несовершеннолетнего и способные вызвать у него асоциальное поведение. Рассмотрен перечень мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности в образовательной организации.

Abstract. This article examines the main types of threats that arise within the framework of educational activities and on the territory of an educational organization. The factors influencing the behavior of a minor and capable of causing antisocial behavior in him are analyzed. The list of measures aimed at ensuring comprehensive security in an educational organization is considered.

 

Ключевые слова: педагог, безопасность, образовательная организация, мероприятия, факторы.

Keywords: teacher, safety, educational organization, activities, factors.

 

Если серьёзно задуматься о количестве возможных угроз, которые существуют на сегодняшний день, то можно прийти к выводу, что без знаний как действовать в той или иной чрезвычайной ситуации в наше время просто не обойтись. И чтобы знать, как действовать, для начала необходимо разобраться какие виды угроз существуют в отношении образовательных организаций и как их классифицируют.

Так, например в зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие группы: природные, техногенные, социальные, комбинированные
[1, С.8]. Зачастую опасные ситуации являются как раз комбинированными или смешанными, например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами и авариями. Техногенные и природные опасности вблизи с образовательной организацией могут переплетаться с социальными факторами и последствиями, такими как ДТП или обрушение части здания.

Из природных явлений в образовательных организациях чаще всего могут встретиться: холод, жара, штормы, ураганы. В горных районах также стоит отметить такие природные опасности как: оползни, сели, землетрясения и наводнения [2, С.1].

Стоит обратить внимание на то, что многие опасные ситуации внешне не всегда воспринимаются как таковые, потому что мы привыкаем к их повседневным условиям, как к ежедневному общению с другими людьми или к походу в магазин за продуктами. На сегодняшний день у большинства людей значительно снижен порог чувствительности к скрытым опасностям. Для работников и учителей в образовательных организациях это просто недопустимо.

Зачастую относительно малоопасные ситуации, будь то опыты на уроке химии или занятие в спортзале, способны перерасти в достаточно серьезные происшествия. Так, например, на уроке химии может воспламениться одно из огнеопасных веществ, а на уроке физкультуры произойти драка между учениками и т.п.

В основном в образовательной организации сталкиваются со смешанными происшествиями: социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными [1, С.10]. Как мы видим, самыми распространёнными видами происшествий являются именно те, которые так или иначе связаны с социумом, то есть в той или иной мере преобладает взаимодействие между людьми. В образовательных организациях подобное взаимодействие происходит на особенно активном уровне. Именно поэтому так важно осуществлять профилактические меры, направленные на недопущение проявлений асоциального поведения среди обучающихся.

Пожалуй, самыми распространенными случаями происшествий в образовательных организациях, являются ситуации, связанные с взаимодействием обучающихся между собой. Большинство таких моментов имеют больше бытовой характер и не несут серьёзной угрозы, однако подобные эпизоды стоит пресекать именно на начальном этапе и незамедлительно проводить целый комплекс профилактических мероприятий, чтобы конфликтная ситуация не вылилась в более серьезное происшествие. Поэтому необходимо разобраться, какие именно факторы могут побудить учеников к проявлениям асоциального поведения в образовательной организации и за её пределами.

На сегодняшний день существует целый ряд внешних и внутренних факторов, которые способны подтолкнуть обучающегося образовательной организации к асоциальному поведению. Так к некоторым из внешних факторов можно отнести:

  • отсутствие внимания родителей к ребёнку;
  • трудности в общении со сверстниками, различные конфликты с ними и педагогами;
  • буллинг – травля, которая выражается в агрессивном преследовании одного из членов коллектива со стороны других членов коллектива;
  • ссоры с членами семьи;
  • изучение различных запрещённых интернет-сообществ и групп в мессенджерах.

К внутренним же факторам можно отнести следующее:

  • психические отклонения у человека;
  • его депрессивное состояние;
  • внушаемость или ведомость.

Как мы видим целый ряд факторов может толкнуть человека на преступление, поэтому необходим целый комплекс мер, направленных на профилактику деструктивного поведения. Именно пресечение на ранних этапах способно не допустить случаев социально направленных преступлений в рамках образовательной деятельности. Подобные мероприятий должны входить в комплекс мер по организации безопасной среды в образовательных организациях.

Отдельно стоит рассмотреть мероприятия, благодаря которым достигается безопасность в образовательных организациях. К основным реализуемым мероприятиям можно отнести:

  1. Организацию физической охраны объекта, реализующего образовательную деятельность и прилегающей к нему территории – как правило данные мероприятия выполняются с привлечением сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий или штатных сторожей и вахтёров;
  2. Организацию инженерно-технического оборудования и ограждений (рамки металлодетекторов на входе в школу; системы видеонаблюдения; пожарная и охранная сигнализация; забор по периметру образовательной организации);
  3. Работу в рамках плана по антитеррористической защищенности образовательной организации;
  4. Организацию контрольно-пропускного режима;
  5. Соблюдение требований пожарной безопасности, норм охраны труда и электробезопасности;
  6. Плановую работу по гражданской обороне;
  7. Взаимодействие с вышестоящими органами власти, правоохранительными органами, вспомогательными службами и общественными организациями;
  8. Финансово-экономическое обеспечение данных мероприятий и т.д. [3, С.281].

Именно данные меры создают тот самый необходимый фундамент для безопасной образовательной среды, что в свою очередь благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии всех участников образовательных отношений.

 

Список литературы:
1. Петров, С. В.  Обеспечение безопасности образовательной организации : учебное пособие для вузов / С. В. Петров, П. А. Кисляков. — 3-е изд., испр. и доп.  Москва :Издательство Юрайт,2023. —189 с. —(Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт —URL: https://urait.ru/bcode/513485
2. Латчук В.Н. Личная безопасность школьника. Памятка / В.Н. Латчук. – Москва : ЭНАС-КНИГА. 2013
3. Тимкин А.В., Миляев В.С.  Система обеспечения комплексной безопасности образовательной организации // Журнал «Наука и образование». Том 3. Номер 2. 2020.