СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА В IT-СФЕРЕ
Конференция: LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика
LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА В IT-СФЕРЕ
MODERN MENTORING PRACTICE IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF AN IT SPECIALIST
Alla Ketrova
Teacher of the highest qualification category, Krasnoyarsk College of Radioelectronics and Information Technologies, Russia, Krasnoyarsk
Elena Stefanovskaya
Teacher of the first qualification category, Krasnoyarsk College of Radioelectronics and Information Technologies, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. В данной статье описана роль учителя будущего и рассмотрена современная практика наставничества в малых группах при подготовке специалистов по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование: методы, приемы, интеграция в образовательный процесс. Приведен анализ опыта наставничества с выявлением проблем, возникающих на каждой стадии, и предложены пути их эффективного решения.
Abstract. This article describes the role of the teacher of the future and examines the modern practice of mentoring in small groups in the training of specialists in the specialty 09.02.07 Information systems and programming: methods, techniques, integration into the educational process. An analysis of the mentoring experience is presented with the identification of problems that arise at each stage, and ways to effectively solve them are proposed.
Ключевые слова: наставничество, наставник, ментор, it, кейс, инновация в образовании.
Keywords: mentoring, mentor, mentor, it, case study, innovation in education.
Наставничество – это наиболее удобный и эффективный способ передачи знаний и умений от опытного и знающего представителя старшего поколения молодым людям [4]. В нашей стране наставничество в образовании – давно забытая практика, которая сейчас обретает новое дыхание.
Проведя исследование среди студентов поколения Z [3], стало очевидным, что современное подрастающее поколение видит роль учителя по-другому. Представителям поколения Z не нужен просто транслятор знаний в его классическом понимании - им нужен профессионал, обучающий их на решении реальных кейсов.
По данным ВЦИОМ, полученным в результате опроса, проводимого среди молодежи от 16 до 35 лет, 34% опрошенных в качестве своего наставника видят учителя/преподавателя [2]. И портрет идеального наставника на основе ответов респондентов получился следующий: требовательный, строгий (75%), практико-ориентированный (71%), придерживающийся прогрессивных взглядов (64%), с гибким мышлением (61%) и допускающий неформальный стиль общения (61%). Очевидно, что такой портрет идет вразрез с портретом учителя классической системы образования в нашей стране. Потому что этому поколению нужен именно наставник. Не учитель.
С помощью наставников у молодых людей формируются не только профессиональные качества, но и определенные жизненные ценности, позитивные установки. Они быстрее определяются и успешно реализуют себя во взрослой жизни.
Если говорить про it-сферу, то здесь роль наставника гораздо более весомая, чем в большинстве других профессиональных отраслях. Такой наставник должен иметь практический опыт в решении кейсов, уметь быстро адаптироваться к новым требованиям на рынке it-продуктов, иметь желание постоянно развиваться и осваивать новые технологии и инструменты (it-сфера сейчас является одной из наиболее стремительно развивающихся). Для эффективной работы наставник должен обладать еще и терпением, позволяющим неоднократно повторять необходимую информацию и спокойно воспринимать ошибки студентов.
Но самое главное – наставник не должен генерировать готовых решений. Его задача - научить студента пользоваться новыми знаниями и искать ответы на вопросы без посторонней помощи. Другими словами, он должен замотивировать обучающегося на самостоятельный поиск решения поставленной задачи. Студент под опекой наставника всегда должен быть в ресурсном состоянии. Это и есть современный учитель для поколения Z [5].
Становится актуальным разработка новой модели организации педагогической деятельности, преподавателя, образовательных учреждений в условиях цифровизации образования [1]. Этой новой модели должны соответствовать и материально-техническая база аудиторий для занятий, и квалификация преподавателей, и уровень баз для прохождения производственных практик. Должны быть и заказчики, готовые поставить задачи для обучения студентов, чтобы их учебная деятельность представляла не работу «в стол», а решение реальных кейсов.
В 2023 году в нашем образовательном учреждении было принято решение опробовать качественно иной способ работы со студентами.
Цель – подготовить специалистов, имеющих реальный практический опыт разработки программных продуктов по заказам конечных пользователей, и вследствие этого наиболее конкурентоспособных на рынке труда.
Для апробации новой методики подготовки студентов it-специальностей из числа студентов преимущественно старших курсов было создано несколько проектных групп. К каждой группе был прикреплен наставник. Каждая такая группа получала задачу по разработке программного обеспечения, востребованного на рынке it-технологий.
Программные проекты, разрабатываемые проектными группами, можно разделить на две группы: контролируемые пользователем и независимые от пользователя.
В проекте, контролируемом пользователем, требования к программе формулируются совместными усилиями разработчика и организации-пользователя. В независимом от пользователя проекте вся ответственность за определение требований ложится на разработчика программного обеспечения.
Уже на стадии определения требований к программе у проектных команд возникли сложности, преодолеть которые помогал наставник.
В проекте, контролируемом пользователем, основная сложность этого этапа разработки ПО зачастую заключается в недостаточной готовности стороны-заказчика в установленные сроки и в полном объеме сформулировать свои требования к разрабатываемому программному средству. Участники проектных групп еще не обладают коммуникативными компетенциями в той степени, которая позволит обязать представителей стороны заказчика выполнять свою часть работы в заявленные сроки. Подключение наставника группы на этом этапе способствовало улучшению взаимодействия исполнителей и заказчиков и ускорению прохождения данного процесса.
В независимом от пользователя проекте студентам в силу отсутствия большого опыта разработки ПО сложно выработать полноценные требования к функциональности, надежности, информационной безопасности, интерфейсу разрабатываемой программы. Знания и опыт наставника позволяют заложить более полные и осмысленные требования к программе.
Кроме того, на этом этапе наставник помогает проектным командам оценить сложность разрабатываемого ПО, провести предварительное планирование этапов предстоящих работ и сроков их выполнения.
На этапах проектирования и реализации наставник оказывает помощь студентам в определении архитектуры разрабатываемого ПО, консультирует в процессе создания графических макетов и визуальных форм, делится опытом при разработке интерфейсов, написании исходного кода и проверке программы на соответствие всем предъявляемым к ней требованиям. Наставник показывает, как применять теорию и навыки, полученные на учебных занятиях, в реальных проектах.
Помимо сложностей, вызванных недостаточными знаниями студентов, выявленных при выполнении тех или иных работ по разработке ПО, могут возникнуть проблемы, связанные с управлением проектом, такие как: нарушение сроков, неправильное распределение задач внутри проектной команды, несогласованность действий команды, недостаточная коммуникация, неэффективное управление.
Наставник помогает решить и эти проблемы. Важно, чтобы студенты самостоятельно определили, в чем именно заключается проблема. Для этого участники проектной группы должны ответить на простые вопросы:
1.Что планировали сделать к текущему сроку?
2. Что сделали по факту?
3. Почему не получилось выполнить работы в полном объеме?
4. Что можно сделать лучше?
Большая часть процесса работы наставника – это общение. Самый продуктивный способ учить кого-то – это не давать готовые решения, а помочь студенту самому найти эти решения, задавая наводящие вопросы.
Результатом реализации данного проекта стало создание нескольких программных продуктов, проходящих в настоящее время стадию опытной эксплуатации в организациях-заказчиках и трудоустройство части студентов.
Участники проекта – студенты – расширили профессиональные и надпрофессиональные компетенции, приобрели навыки самостоятельной организации образовательной деятельности и ответственного отношения к построению своей профессиональной жизни.
Участники проекта – наставники – развили свои профессиональные навыки. Они не только прошли профессиональное обучение по различным направлениям, но и были вынуждены постоянно самообучаться.
Результаты апробации данной методики были оценены положительно не только участниками проекта, но и заказчиками в конечном итоге. Следующим шагом является масштабирование проекта, которое подразумевает привлечение к участию всех обучающихся по группе специальностей 09.02.07, а также интеграцию полученного опыта в образовательный процесс других специальностей.