Статья:

Развитие скоростно-силовых качеств у подростков 13-14 лет, занимающихся футболом

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Волков В.В., Селиверстова Н.Н. Развитие скоростно-силовых качеств у подростков 13-14 лет, занимающихся футболом // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие скоростно-силовых качеств у подростков 13-14 лет, занимающихся футболом

Волков Василий Владиславович
студент, Набережночелнинский государственный педагогический университет, РФ, г. Набережные Челны
Селиверстова Наталья Николаевна
Селиверстова Наталья Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры физической культуры и спорта, биологии и методики их преподавания Набережночелнинского государственного педагогического университета, РФ, г. Набережные Челны

 

THE DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES IN TEENAGERS 13-14 YEARS OLD ENGAGED IN FOOTBALL

 

Vasily Volkov

Student, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Russia, Naberezhnye Chelny

Natalia Seliverstova

Scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports, Biology and Methods of Teaching Them at Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Russia, Naberezhnye Chelny

 

Аннотация. В данной статье представлен разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств у подростков 13-14 лет, занимающихся футболом, и проверена его эффективность применения в рамках внеурочной деятельности. Рассмотрены особенности комплекса упражнений и выявлена его положительная динамика на организм подростков.

Annotation. This article presents a developed set of exercises aimed at developing speed-strength qualities in adolescents aged 13-14 years old playing football, and tested its effectiveness in extracurricular activities. The features of the set of exercises are considered and its positive dynamics on the body of adolescents is revealed.

 

Ключевые слова: футбол, скоростно-силовые качества, подростки, комплекс упражнений.

Keywords: football, speed and strength qualities, teenagers, a set of exercises.

 

Актуальность. Футбол – основополагающий вид спорта среди игровых видов спорта. В настоящее время все больше людей, занимающихся различными видами спорта и разного уровня подготовки, проявляют интерес к футболу. Ведь именно в данном виде спорта сочетаются такие физические качества как сила, скорость, гибкость, координация и т.д.

Главной составляющей футбола считается собственно движение с мячом и по полю (ходьба, рывки). Поэтому от того, насколько идеально игрок владеет своим телом и насколько хорошо у него сформированы двигательные навыки, зависит его быстрота, четкость, а также способность своевременно выполнять поставленные тактические задачи. Поэтому быстрота футболиста считается одним из основных факторов, определяющих результат соревновательной деятельности. Проявление мышечной силы и быстроты в футболе способствует более полной реализации технического и даже тактического арсенала игрока [1]. К 13-14 годам у подростков, в основном, завершается процесс формирования психомоторных функций, а также опорно-двигательного аппарата. В это время подростки уже могут овладеть многими технически сложными приемами игры. В данный период можно развить практически все физические качества.

Цель исследования – выявить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых качеств у подростков 13-14 лет занимающихся футболом.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №10» г. Набережные Челны на протяжении четырех месяцев (с сентября по декабрь 2023 года). В эксперименте участвовали обучающиеся 7-х классов (возраст 13-14 лет). Обучающиеся являются представителями двух обычных классов. Экспериментальную группу (ЭГ) составили учащиеся 7 «А» класса, занимающиеся футболом в рамках внеурочной деятельности с внедрением комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых качеств. Контрольную группу (КГ) составили учащиеся 7 «Г» класса, занимающиеся легкой атлетикой в рамках внеурочной деятельности. Общее количество учеников, принявших участие в исследовании, 22 человека (по 11 учеников в каждой группе).

Были использованы следующие методы: анализ литературных источников; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Все результаты были подвергнуты математико-статистической обработке: средняя арифметическая величина (Xср), среднее квадратичное отклонение (СКО), средняя ошибка среднего арифметического (SX); t- критерий Стьюдента (t); статистические различия (p) [3].

Согласно методике, В. И. Ляха [2] были выбраны, для оценки скоростно-силовых качеств, следующие контрольные упражнения: прыжок в длину с разбега (см); прыжок в длину с места (см); передача в стену и ловля набивного мяча за 10 секунд с 2 метров (количество раз).

Нами был разработан комплекс упражнений, направленный развитие скоростно-силовых качеств. Комплекс состоял из следующих упражнений: бег с высоким подниманием бедра; подскоки; бег с закидыванием голени назад; прыжки со сменой прямых ног вперед; передача в стену и ловля набивного мяча с 2 метров; бег с отягощением в парах с передачей мяча; многоскоки с ноги на ногу; удары по воротам; метание набивного мяча (1-5 кг) из-за головы (сидя, стоя), назад (через голову, между ног), ногами (прыжком), от груди двумя руками или одной рукой, сбоку одной рукой; передвижение на 10-15 м, подскоками в упоре лежа.

За исследуемый период получилось 17 внеурочных занятий. Первые два занятия были задействованы для того, чтобы провести исследование скоростно-силовых качеств на начальном этапе, а также два занятия в конце декабря были использованы для того, чтобы провести исследование на конечном этапе. Итого для внедрения комплекса упражнений оставалось 13 внеурочных занятий. Для того, чтобы планомерно дозировать нагрузку и обеспечить максимальную пользу от выполнения комплекса подросткам упражнения добавлялись поочередно, то есть на первом занятии было только 3 упражнения, на следующее занятие добавилось ещё одно упражнение и так далее пока не дошло до 10 упражнений. Время работы на станциях по одной минуте. Время перехода между станциями 30 секунд. Но учитывая тот факт, что упражнения добавлялись каждую неделю, время работы на станциях варьировалось для того, чтобы сохранять интенсивность выполнения комплекса. Так, например, на первом занятии, когда было три упражнения из комплекса, время работы на станциях было по 1 минуте, а время перехода между станциями 30 секунд. Далее постепенно с добавлением одного упражнения время работы на станции сокращалось на 5 секунд, пока время работы не дошло до 30 секунд.

Результаты тестирования констатирующего эксперимента позволили определить исходные данные показателей силовых качеств у юношей, и свидетельствовали об отсутствии существенных различий между группами (табл. 1).

Таблица 1.

Изменение результатов тестирования за период эксперимент

№ п/п

Тест,

единица измерения

ЭГ

х± SX

%

t

p

КГ

х± SX

%

t

p

начало

конец

 

 

начало

конец

 

 

эксперимента

 

 

эксперимента

 

 

1

Прыжок в длину с разбега, см

307+11

313+11

 

  2

1,76

0,05

308+11

310+11

 

0,6

0,76

0,05

2

Прыжок в длину с места, см

171+6

177+6

 

3

2,24

0,05

170+6

172+6

 

1

1,13

0,05

3

Передача в стену и ловля набивного мяча за 10 секунд с 2 метров, количество раз

6+0,8

7+0,8

 

 

 15

 

2,16

0,05

 

6+0,8

6+0,8

 

 

  0

 

1,43

0,05

 

Примечание: х – средняя арифметическая; SX – средняя ошибка среднего арифметического; t – критерий Стьюдента; p – статистические различия.

 

После эксперимента показатели «Прыжок в длину с разбега» у подростков экспериментальной группы в среднем составили 313+11 см, а у подростков контрольной группы – 310+11. По данным результатов тестирования «Прыжок в длину с разбега» выявлено, что в контрольной группе они были лучше на 3 см.  Также в экспериментальной группе отмечен прирост показателей на 6 см, что свидетельствует о прогрессе в развитии их скоростно-силовых качеств. У контрольной группы результат изменился незначительно (2 см).

Среднее значение в тесте «Прыжок в длину с места» у подростков экспериментальной группы в среднем составили 177+6 см, а у подростков контрольной группы – 173+6 см. Можно констатировать о существенном приросте в 6 см у экспериментальной группы. Результат у контрольной группы увеличился незначительно (2 см) (табл. 1).

В тесте «Передача в стену и ловля набивного мяча за 10 секунд с 2 метров, количество раз» показатели после эксперимента в среднем были выше у экспериментальной группы (7+0,8), чем у контрольной (6+0,8). Исходя из данных, также виден прирост показателей в экспериментальной группе, что ещё раз показывает эффективность выбранного комплекса упражнений. У контрольной группы результаты остались неизменны.

Заключение. Таким образом, в экспериментальной группе произошло значительное улучшение скоростно-силовых качеств по всем показателям: в первом и втором упражнениях увеличение на 2% и 3%, а в третьем улучшение на 15%.

 

Список литературы:
1. Губа, В. П. Теория и методика футбола : учебник / В. П. Губа. – Москва : Спорт, 2020. – 624 с.
2. Лях, В. И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В. И. Лях. – Москва : Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
3. Никитушкин, В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта : учебное пособие для вузов / В. Г. Никитушкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 232 с.