СЕРВИС АНАЛИТИКИ «ИОП 2.0.» КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ
Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СЕРВИС АНАЛИТИКИ «ИОП 2.0.» КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ
ANALYTICS SERVICE "IOP 2.0." AS A TOOL FOR PERSONAL EDUCATIONAL LOGISTICS
Svetlana Osipova
Teacher of the highest category, deputy director, Municipal Autonomous Educational Institution «Gymnasium №3», Russia, Perm
Aleksandr Mirsayanov
Municipal Autonomous Educational Institution «Gymnasium №3», Russia, Perm
Аннотация. В статье рассматривается актуальность разработки и внедрения уникальной цифровой платформы «Сервис аналитики образования ИОП 2.0.» Сервис, разработанный учащимся гимназии и методически сопровождаемый педагогами, может стать современным простым и эффективным инструментом персональной образовательной логистики.
Abstract. The article discusses the relevance of the development and implementation of a unique digital platform "Education Analytics Service IEP 2.0." A service developed by a 10th grade student can become a modern, simple and effective tool for personal educational logistics.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа; цифровая платформа; сервис аналитики; индивидуальная образовательная логистика
Keywords: individual educational program; digital platform; analytics service; individual educational logistics
В современном обществе одним из важнейших направлений развития образования является интеграция цифровых платформ в его систему. Процесс обучения постоянно совершенствуется в части применения новых образовательных программ. Так, с 2009 года старшая школа гимназии реализует индивидуальные образовательные программы (ИОП) старшеклассников. Но проектирование и дальнейшая работа с ИОП остаётся очень трудоёмкой деятельностью и требует много времени, что в свою очередь снижает интерес к этому процессу и старшеклассников, и педагогов. Поэтому появился запрос на разработку и внедрение такого цифрового инструмента, который бы позволял быстро и эффективно проектировать ИОП и использовать её как средство аналитики, мониторинга и самоконтроля, то есть как инструмент персональной образовательной логистики.
Для решения данной проблемы учеником 10 класса была разработана цифровая платформа «Сервис аналитики образования ИОП 2.0.», аналогов которой в России пока нет.
Анализ ИОП и возможностей платформы
На первом этапе работы был проведен анализ всех разделов ИОП, были выявлены возможности перевода в цифровой формат каждого модуля и возможности мониторинга и контроля продвижения учащихся.
Учитывая, что ИОП старшеклассника направлена на профессиональное самоопределение, достижение высоких образовательных результатов и развитие мягких навыков, программа реализуются через следующие формы: набор обязательных базовых учебных предметов и учебных предметов на углублённом уровне, элективных курсов по выбору учащихся; выполнение индивидуального проекта; систему внеурочной деятельности (образовательные экскурсии, реализация социально-культурных проектов, социальные практики и т.д.); систему тьюторского сопровождения разработки и реализации ИОП; систему работы с портфолио.
Цифровая платформа «Сервис аналитики образования ИОП 2.0.» дает большой набор опций по каждому модулю индивидуальной образовательной программы, в каждой форме её реализации.
1. Рефлексивный модуль. Цели и задачи моего образования. В данных разделах ученики 10-х классов создают образ будущего: указывают профессиональные интересы, склонности, возможности; планируют, по каким предметным областям им необходима дополнительная подготовка; определяют, чему хотят научиться (ставить цели; планировать свою образовательную/социальную деятельность; видеть и вычислять основные проблемы; строить предположения об их разрешении; принимать решения и нести ответственность за них).
Платформа позволяет подбирать профессиональную сферу, исходя из интересов учащихся, предлагать ВУЗы по выбранным профильным предметам, отражать продвижение в достижении результатов.
2. Предметный модуль: индивидуальный учебный план, элективные курсы, факультативы по выбору, подготовка к государственной итоговой аттестации, курсы внеурочной деятельности, формы самообразования, работа над индивидуальным проектом, индивидуальный олимпиадный планинг.
Сервис регулирует учебные часы индивидуального плана, отслеживает занятость во внеурочной деятельности и распределение времени, помогает планировать и мониторить дорожную карту индивидуального проекта, подбирает и делает напоминания об олимпиадах разного уровня, в том числе входящих в Перечень, согласно выбранным профильным предметам и интересам обучающегося.
3. Социально-личностный модуль (включая профессиональные пробы и социальные практики). В сервисе подгружены все программы профессиональных проб, которые есть в гимназии. Старшеклассники делают выбор, тьюторы и администраторы видят формирующиеся группы и могут быстрее составлять графики прохождения профпроб. Заполнение форм по творческим конкурсам, волонтёрской деятельности, социальным практикам и другим активностям маркируются индексом активности старшеклассника и выводятся на ресурсную карту.
4. Индивидуальная ресурсная карта предлагает старшекласснику в свободной форме отобразить проработанность, освоение им разных сфер жизни, поэтому здесь представлены блоки: Учебно-предметный Самообразовательный, Научно-исследовательский, Профессиональный, Творческий, Управленческий. Заполняя свой профиль на платформе, ученик в ресурсной карте получает визуализацию своего продвижения, видит в аналитике, насколько сбалансированы все направления его образования и развития, что нужно скорректировать и где ещё необходимо поискать возможности.
5. Освоение IT- практик. В данном разделе ИОП учащимся предлагается оценить свой уровень владения IT-компетенциями: цифровые навыки и цифровые инструменты обязательного минимума и продвинутого уровня. Ученик прописывает, какими IT -практиками он уже владеет и может ими поделиться с одноклассниками, а в чём испытывает дефицит. В профиле администратора и учителя можно видеть «зеленые» и «красные» зоны в освоении IT- практик каждого ученика и в сводном списке всех обучающихся старшей школы. Это позволяет оперативно решать проблемы с недостаточным уровнем цифровых компетенций старшеклассников. Платформа также предлагает ряд приложений и сервисов для быстрого овладения цифровыми образовательными практиками.
6. Портфолио. Здесь представлены все достижения обучающегося. Возможна привязка к проектам «Портфолио ученика» и к «Золотому резерву».
В ИОП 11 класса включен также раздел «Подготовка к ГИА», цель которого помочь старшекласснику правильно планировать и отслеживать продвижение в освоении профильных предметов и достижение образовательных результатов по этим предметам (результаты пробных тестирований, например). Сервис имеет раздел «Мониторинги», который помогает анализировать результаты ТЕГЭ, отлеживать динамику и делать корректировки в процессе подготовки к ГИА.
Классный руководитель, тьютор, учитель могут быстро воспользоваться аналитическим материалом в этом разделе, сделать выводы и внести изменения в подготовку, если необходимо, использовать данные при собеседованиях с родителями и выработке совместных действий по улучшению ситуации.
Разработка платформы «Сервис аналитики образования ИОП 2.0.»
После проведенного анализа ИОП старшеклассника и возможностей платформы для каждого раздела и для разных целевых аудиторий была разработана дорожная карта разработки сервиса.
Для разработки платформы был арендован сервер. На сервер установлена операционная система Ubuntu 18.04 LTS, с php 8 версии и, Apache HTTP Server, MySQL Server. Панель управления Vesta CP, также в качестве СУБД (Система управления БД) использован PhpMyAdmin.
Полный перечень программных продуктов, используемых для разработки и функционирования веб-приложения:
- Ubuntu 18.04 LTS
- Vesta CP
- MySQL Server
- PhpMyAdmin
- Photoshop
- PhpStorm
- Visual Studio Code
- FileZilla
- Git
- Notepad++
- PuTTY
- OpenServer
Для разработки сервиса была применён паттерн MVC и выбран веб-фреймворк Laravel написанный на языке программирования PHP.
Полный перечень основных используемых технологий:
- PHP - язык программирования (ЯП)
- Laravel - веб-фреймворк для ЯП PHP с открытым кодом, предназначенный для разработки с использованием архитектурной модели MVC
- ОПП - Объектно-ориентированное программирование
- паттерн MVC
- SQL
- HTML 5
- CSS 3
- JavaScript ES7
- jQuery 3.5.1
- SSL – протокол
- FTP – протокол
- SSH – протокол
- HTTP – протокол
Для хранения всей технической и персональной информации спроектирована и реализована база данных.
В качестве хостинга, для круглосуточного размещения в интернете, был выбран интернет провайдер TimeWeb (ТаймВеб).
Использован наиболее удобный для создания веб-приложений паттерн программирования – MVC. На его основе реализована структура файлов.
Для оперативной обработки всех входящих вопросов по работе с сервисом и исправлению технических ошибок от пользователей создан онлайн-чат.
В связи с возможным саботированием деятельности сервиса, внедрены системы безопасности: для обнаружения ботов (пользователей роботов), протокол для безопасной передачи данных и сервис для защиты от DDoS атак.
В личном кабинете пользователь может просмотреть или заполнить/отредактировать свою учебную информацию, а также изменить настройки аккаунта внутри сервиса.
В личном кабинете образовательной организации можно оперативно отслеживать учебные достижения по каждому обучающемуся.
Предусмотрен раздел со сведениями об образовательной организации. Также есть возможность онлайн обращения к администратору образовательной организации по разным организационным вопросам.
Тестирование платформы «Сервис аналитики образования ИОП 2.0.»
Тестирование сервиса «ИОП 2.0.» было проведено в июне 2022 года на установочной сессии для поступающих в 10 класс МАОУ «Гимназия №3» г. Перми. Результаты были проанализированы, на платформе «ИОП 2.0.» были скорректированы обнаруженные во время использования недочёты. С сентября 2022 года платформа внедряется и используется обучающимися 10 класса. В настоящий момент разрабатывается механизм внедрения цифровой платформы «Сервис аналитики образования ИОП 2.0.» на постоянной устойчивой основе, как современного инструмента персональной образовательной логистики.