ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика
XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Практика профессионального образования показывает, что сущностью обучения по-прежнему остается сообщение знаний в информационном вербальном режиме, формирование умений и навыков по учебным дисциплинам, а не развитие потребностей и способностей студентов. Усвоенная формально, информация не дает студенту возможность действовать практически. Как следствие, возникает ощущение бессмысленности накопления чрезмерной информации впрок, ненужности самого образования, его абстрагирования от реальной деятельности. Студент оказывается как бы вырезанным из пространственно-временного контекста жизни, ему навязывается лишь цель усвоения накопленной ранее информации. Она ограничивает активность человека, в итоге теряет для него и личностно, и социально осознанный смысл [4].
Отечественные ученые и практики все более сходятся во мнении, что для осуществления современных целей образования необходима смена фундаментальных основ обучения, его философско-методологической парадигмы. Одной из таких отвечающих требованиям современности парадигм может быть признано инновационное обучение, которое включает в себя новые образовательные процессы, новые технологии.
В качестве инновационных рассматриваются новые подходы, которые преобразуют процес обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и студента, их позиции в ходе обучения (М.В. Кларин, Н.М, Таланчук). Возможность инноваций обеспечивается высокой степенью самостоятельности образовательных учреждений в разработке содержания и технологий образовательного процесса и ответственностью за качество образования, что провозглашено в Законе РК «Об образовании». Инновационное обучение, по мнению ряда ученых, призвано устранить принципиальные недостатки традиционного: во-первых, недооценку ведущей роли субъектов обучения, во-вторых, отсутствие целевого управления достижением прогнозируемого результата.
К таким инновациям можно отнести систему учебной работы И. П. Волкова, организационно-методическою систему В. Ф. Шаталова, педагогическую технологию формирования технического творческого мышления Г. А. Рудика [2]. В таблице 1 представлены те ключевые признаки, по которым прослеживается глубинное различие между традиционной парадигмой образования и ее инновационной модификацией. Данные признаки указывают на очевидное преимущество инновационного обучения.
Таблица 1.
Сопоставление традиционной парадигмы образования и ее возможной инновационной формы по ключевым признакам (по К. Я. Вазиной)
Ключевые признаки |
Парадигмы образования |
|
|
Традиционная |
Инновационная |
Цель обучаемого |
Познание мира |
Познание - освоение мира |
Цель обучающихся |
Сообщение знаний, формирование умений на «классических моделях» |
Развитие потребностей непрерывного познания, системы способностей, позволяющей самостоятельно удовлетворять познавательные интересы в различных ситуациях |
Содержание обучения |
Дискретные предметы |
Системность содержания предметных смыслов, достигаемая через деятельностное преобразование |
Способы обучения |
Методики преподавания предметов |
Технологические процессы непрерывного развития обучаемых |
Духовность |
Отсутствует |
Ведущее условие формирования жизненных позиций, взглядов, установок |
Ориентация не на немедленное формирование умений, а на всю перспективу совместно достигаемого продукта деятельности и понимание важности сотрудничества для совместного достижения этого результата определяют позитивное отношение и эмоциональное принятие студентами замысла учебных процедур. Учебный предмет начинает оцениваться как средство развития личности обучаемого, поскольку перестает играть определенную ему традиционной системой обучения узко дидактическую роль. Процесс обучения воспринимается студентами не как выполнение отведенной им функции статистов, подготовка к отдаленной жизни, а как осуществляемая уже «здесь и сейчас» полноценная, результативная деятельность, позитивно преобразующая и их самих, и окружающих людей, и их представление о жизни и о своем месте в ней.
При переходе на работу в инновационном режиме наблюдается перестройка позиции обучаемых. Системной особенностью педагогического процесса является его целостность, которая означает внутренне связанную совокупность многих составляющих элементов педагогического процесса. Внешние и внутренние (прямые и обратные) связи между его элементами (структурными единицами) и обеспечивают эту целостность. Структурность педагогического процесса характеризуется строгим и логичным расположением элементов в системе.
В настоящее время в мировом опыте наблюдается тенденция к конкретизации целей образования, накоплен обширный материал, касающийся целеполагания как процесса формирования и развертывания цели (Ю.А. Конаржевский), Предлагается процедура уточняющего прояснения целей, приемы уточнения целей через выделение условных ролей идеального выпускника, разработана таксономия целей обучения, включающая три группы целей − познавательные, аффективные, психомоторные, опираясь на которые можно вывести уровни усвоения целей и алгоритм их выявления, используется пошаговая процедура конкретизации цели − эталона как намеченного результата (Б. Блум, Т. Гилберт, Р. Мейнджер, А. Ромашевский, Р. Хорнидр) [3].
Новая социально-экономическая ситуация в стране требует рефлексивного подхода к содержанию профессиональной подготовки педагогических кадров, пересмотра учебных планов и программ в соответствии с уровнем развития системы наук о человеке и производственной практике. Недостатками многих программ и учебных пособий в педагогических учебных заведениях, как отмечает О. А. Абдуллина, является межпредметная и внутри предметная раздробленность, линейное построение курсов вопреки системному содержанию профессиональной деятельности. Передовой опыт отражается слабо, без глубокого научного анализа и обоснования условий его становления. Отмечается неудовлетворительное качество информационного аппарата по гуманитарным дисциплинам: терминологическая несогласованность, избыток информации, сложность языка, отсутствие должного оформления. Одним из недостатков является также дублирование учебного материала в ряде предметных дисциплин или же чрезмерная свернутость некоторых актуальных вопросов. Отмечается отрыв педагогики от психологии.
Проблема совершенствования структуры и содержания подготовки студентов педагогических учебных заведений приобретает особую остроту в условиях реформирования и модернизации образования. Назрела необходимость соотнесения содержания профессиональной подготовки с современными образовательными целями.
Содержание - форма представляют собой парную философскую категорию. Развитие содержания предполагает развитие, изменение старых форм. Понятие «форма» означает наружный вид, внешнее очертание; способ организации, способ существования и выражения содержания (предмета, явления, процесса); образ, установленный порядок.
С позиции диалектического единства содержания и формы более точным представляется определение И. М. Передова, согласно которому форма обучения − это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
Однако в целом специалисты в области дидактики пока не пришли к единому толкованию данного понятия, а педагоги-практики не придают должного значения выбору форм, структурирующих содержание обучения, озадачиваясь этой проблемой преимущественно при подготовке к показательным занятиям.
Любая форма организации обучения, соответствующая содержанию, усиливает возможности личностного и профессионального развития студентов.
В настоящее время в педагогической практике широко распространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения:
- недооценка роли средств: использование того, что есть в готовом виде и имеется в материальном оснащении кабинета (достаточным иногда считается наличие только доски и мела);
- абсолютизация роли средств как наиболее значимых в достижении цели, детерминирующих вес остальные компоненты обучения;
- наделение средств определенными функциями в системе деятельности учителя и учащихся, обеспечивающими, наряду с другими компонентами, развитие способностей [5].