Статья:

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Тарасова О.М., Типашова А.А. К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(66). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Тарасова Ольга Михайловна
Институт дистанционного обучения Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова, РФ, г. Нижний Новгород
Типашова Алина Антоновна
студент, Институт дистанционного обучения Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова, РФ, г. Нижний Новгород

 

TO THE QUESTION OF THE ROLE OF INDUSTRIAL PEDAGOGICAL PRACTICE FOR FUTURE TEACHERS OF A FOREIGN LANGUAGE

 

Olga Tarasova

Institute of Distance Learning of the Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov, Russia, Nizhny Novgorod

Alina Tipashova

Student, Institute of Distance Learning of the Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, ссвязанные с организацией педагогической практики, анализируются цели и задачи  педагогической практики для будущих преподавателей иностранного языка.

Abstract. The article deals with topical issues related to the organization of pedagogical practice, analyzes the goals and objectives of pedagogical practice for future teachers of a foreign language.

 

Ключевые слова: педагогическая практика; образовательная деятельность; педагогическая практика; взаимодействие; образовательный стандарт.

Keywords: pedagogical practice; educational activity; pedagogical practice; interaction; educational standard.

 

В условиях интеграции системы образования страны в общее образовательное пространство все более актуальной становится проблема повышения качества подготовки будущих специалистов. Одной из задач высшей школы является формирование высококвалифицированных педагогов, компетентных в своей профессиональной деятельности, способных творчески решать педагогические проблемы. В настоящее время в России происходит модернизация среднего профессионального образования, в рамках которой большое распространение получило понятие «компетентностный подход». Такой подход предполагает усвоение обучающимся не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе, что позволяет адаптировать образовательный процесс к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.  Сегодня целью профессиональной подготовки в высшем учебном заведении является не только усвоение определенного объема знаний, выработка соответствующих умений и навыков, но и способность их применять в нестандартных условиях, умение быстро ориентироваться в условиях непосредственной профессиональной деятельности, то есть приобретение опыта педагогической деятельности. Образовательные программы по подготовке будущих учителей иностранных языков предусматривают прохождение педагогической практики студентами, начиная со второго курса. Эффективность и продуктивность педагогической практики напрямую зависит от качества ее организации,  подготовки и контроля. Все  участники образовательного процесса должны  следовать  целям и задачам практики.  Целью учебной практики является  именно закрепление теоретической подготовки обучающихся по изученным дисциплинам и приобретение ими базовых навыков и умений в сфере педагогической деятельности. 

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования молодые специалисты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, которые включают  в себя умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Студенты  учатся принимать решения в различных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, новые образовательные стандарты позволяют обучающемуся непросто освоить уровень знаний определенный основной профессиональной образовательной программой для работы в избранной области, но и научиться при необходимости самостоятельно получать недостающие знания.

ФГОС ВО отличается ярко выраженным деятельностным подходом в подготовке бакалавров, где значимая роль отводится практике. Именно практика  рассматривается в качестве системообразующего элемента учебного модуля, обуславливающего логику подготовки студента к выполнению профессиональных действий учителя, обеспечивающего оптимальные условия для решения им педагогических задач, а на завершающем этапе обучения позволяющего сформировать достаточный уровень готовности к реализации профессиональной деятельности. Различают виды практик:    

Учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, которая заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания. Цели и задачи учебной практики :

- приобретение первичного профессионального опыта

- формирование профессионально значимых навыков и умений, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;

- формирование мотивации к осуществлению профессиональной деятельности в образовательных организациях;

- формирование и развитие умений анализировать собственную деятельность и её результаты;

- приобщение студентов к организации внеклассной работы по иностранному языку;

- формирование навыков работы с ученическим, студенческим и преподавательским  коллективом;

- формирование умений вести документацию, необходимую в работе учителя-предметника иностранного языка и классного руководителя-воспитателя.

Производственная практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, цель которой  – закрепить и углубить знания, полученные студентами в процессе теоретического обучения, привить необходимые умения и навыки для работы по избранной специальности, приобрести первоначальный профессиональный опыт.  

Производственная практика (научно-исследовательская работа) - является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалиста. Она направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС по соответствующей специальности (направлению подготовки).Учебная и производственная практики являются обязательными и представляют собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются основной образовательной программой подготовки специалиста.

Производственная (преддипломная практика) – является последней ступенью в целом комплексе прохождения практической деятельности в ВУЗе. Преддипломная практика – важная часть учебного процесса, позволяющая студенту качественно подготовиться к написанию и защите своей выпускной квалификационной работы.                На протяжении практики студент должен собрать материалы для исследования, а также получить и закрепить навыки написания работы. Место прохождения практики напрямую связано с темой дипломной работ             

В процессе прохождения производственной (педагогической, методической) практики студенты получают незаменимый опыт. Следует отметить, что 81% опрошенных студентов утверждает, что в процессе обучения лучше усваивает учебный материал в действии, т.е. при выполнении лабораторных и практических работ, а также при прохождении практики, и только 19% отдают предпочтение лекционным занятиям. Это подтверждает и тот факт, что в процессе практического обучения студенты показали более высокое качество знаний и навыков, о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов зачетно-экзаменационных сессий и практик.Выпускники также отметили, что в результате прохождения производственных практик 24% смогли улучшить теоретическую подготовку, 30% усовершенствовать практические навыки, 20% научились самостоятельно получать недостающие знания, 12% освоили исследовательские навыки, а 62% получили практический опыт разрешения профессиональных ситуаций и принятия верных решений.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки:

- обучающую – студенты лучше усваивают знания и успешнее учатся применять их в решении конкретных ситуационных задач;

- развивающую – погружение студентов в обстановку профессиональной деятельности помогает раскрыть их потенциал, развивать активность, мышление и коммуникационные навыки;

- воспитывающую – в процессе прохождения практики формируется социально активная личность будущего специалиста, заинтересованного в своей профессии;

- диагностическую – студент с помощью руководителя и коллег определяет степень своей профессиональной пригодности и уровень профессиональной направленности.

Подводя итог, следует отметить, что грамотно организованная практика и общение с квалифицированными наставниками и специалистами позволяет обучающимся оценить уровень своей теоретической и практической подготовки, степень готовности к профессиональной деятельности и дает возможность убедиться в правильности выбора профессии.

 

Список литературы:
1. Bridou M. Enseignement  en distance. https://enquetes.uca.fr/index.php.2020
2. Тарасова О.М. Опыт использования дистанционных технологий в вузе// Проблемы и перспективы развития образования : материалы Дорожная карта цифровой трансформации образования IX Открытой междунар. науч.-практ. конф. материалы Дорожная карта цифровой трансформации образования (17-18 февр. 2022 г., г. Минск, Беларусь) / под. общ. ред. Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2022. 
3. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики / Отв. Ред. Н.В.Бутылов, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова.- Саранск, 2017.